Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, повышающих эффективность управления затратами на предприятии.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- определить затраты как управляемую экономическую категорию;
- рассмотреть концептуальные основы управления затратами;
- изучить основные приемы и методы управления затратами предприятия;
- применить изученные методы и приемы в усовершенствовании управления затратами предприятия ООО «ПромЭнергоСтрой».
Введение…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
1.1. Затраты как управляемая экономическая категория…………………………………………………................................5
1.2. Основные этапы управления затратами предприятия………...………8 1.3. Методы учета затрат……………………………………………...…….10
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Механизм реализации функций системы управленческого контроля затрат……………………………………………………………14
2.2. Приемы и методы операционного анализа, используемые в управлении затратами…………………………………………………….18
2.3. Методы оперативной диагностики как инструмент управления затратами…………………………………………………………………..23
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ООО «ПромЭнергоСтрой»
3.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия…...…26
3.2. Управление затратами с помощью операционного анализа………....28
3.3. Анализ чувствительности прибыли предприятия к изменению элементов операционного рычага………………………………………32
Заключение……………………………………………………………......37
Список используемой литературы………………
2.3. Методы оперативной
диагностики как инструмент
Важнейшим аспектом управления
затратами является сопоставление
фактических затрат с нормативами.
Разность между фактическими и нормативными
затратами называется отклонением.
Отклонение рассчитывают отдельно по
каждому объекту учета затрат:
центру ответственности, виду продукции,
заказу и др. Цель анализа отклонений
– определение и детальная
оценка каждой причины, каждого фактора,
которые привели к
Важнейшим инструментом здесь является факторный анализ, который позволяет определить, какая часть отклонения каким фактором вызвана. Из многочисленных существующих методов факторного анализа на практике чаще всего применяется метод цепных подстановок.
При использовании метода
цепных подстановок в формулу
затрат «по цепочке» вместо плановых
подставляют фактические
На следующем шаге проанализированный фактор «закрепляют» на фактическом уровне и в формулу затрат подставляют фактическое значение следующего фактора – и так до тех пор, пока в формулу затрат не подставлены фактические значения всех факторов [7, с.112].
Постановка начинается с количественных факторов (например, объем выпуска) и заканчивается качественными факторами (например, нормы и цены).
Например, затраты на материалы зависят от трех факторов: объема выпуска продукции, цен на материалы, нормы расхода материалов на единицу выпуска:
Змn = Qn * Нn * Цn ,
Змф = Qa * Нф * Цф ,
где
Зм – затраты на материалы;
Q – объем выпуска;
Н – норма расхода материалов на единицу продукции;
Ц – цена единицы материалов;
«ф» и «n» - индексы фактического и планового значений соответственно.
Метод цепных подстановок дает следующие формулы отклонений фактических переменных затрат от плановых:
О (объем) = Qф * Нп * Цп – Qп * Нп
* Цп = (Qф – Qп) * Нп * Цп;
О (цена) = Qф * Нп * Цф – Qп * Нп * Цп = Qф * (Цф - Цп) * Нп;
О (норма) = Qa * Нф * Цф – Qп * Нп = Qф * Цф * (Нф - Нп).
где
О – отклонение; в скобках указан фактор, вызвавший соответствующее отклонение.
Значение каждого отклонения зависит от порядка подстановки. Обычно подстановку начинают с количественных факторов и заканчивают качественными факторами: это увеличивает значимость качественных факторов, поскольку отклонения, вызванные совокупным влиянием факторов при этом относятся на их «долю» [7, с.112-114].
Распределение отклонений между факторами
можно представить в
На основе расчета по методу цепных
подстановок можно выявить
Пример расчет отклонений фактических
затрат на материалы от плана представлен
в табл. 1 (а, б).
Анализ примера в табл. 1 (а,б) показывает,
что увеличение фактической цены на материалы
по сравнению с планом привело к увеличению
затрат на 155000 руб., но в то же время снижение
расхода материалов на единицу продукции
вызвало снижение затрат на 40000 руб. по
сравнению с планом. В итоге суммарное
отклонение фактических затрат от плановых
составило 115000 руб [1, с.50-51].
Для постоянных затрат отклонение рассчитывают по общей сумме, причем каждый руководитель отвечает за ту часть постоянных расходов, на которую он реально может воздействовать:
Опз = Хф – Хп ,
где Хф, Хп – фактические и плановые постоянные затраты.
Отклонение по объему производства можно разбить на две большие группы: отклонения по мощности и по эффективности.
Отклонение по мощности:
Ом = (Сф - Сп) * Фп ,
где Сф – стоимость основных фондов (количественный фактор);
Ф – фондоотдача (качественный фактор).
Отклонение по фондоотдаче:
О = Сф * (Фф - Фп).
Расчет и анализ отклонений обычно оформляют в таблицах следующего вида (табл. 2):
Для контроля и анализа
отклонений на предприятии может
быть разработан классификатор возможных
причин и возможных виновников отклонений
(табл. 3). Каждому отклонению присваивается
пятизначный код: первые три цифры
– код центра ответственности, где
выявлены причины, последние две
цифры – код виновника
На основании табл. 2 и 3 можно принимать решения по устранению нежелательных отклонений и усилению благоприятных тенденций. Например, если затраты предприятия увеличились из-за роста цен на приобретаемые ресурсы, следует проанализировать возможности перехода на менее дорогостоящие материалы, уменьшения норм расхода дорогостоящих материалов, или, возможно, просто искать других поставщиков, предлагающих товар по более низким ценам.
Если же причиной роста суммарных
затрат стал рост объема производства,
вызванный высоким рыночным спросом
на продукцию предприятия, скорее всего,
следует постараться
Для эффективного управления затратами на предприятии должен быть разработан механизм реализации функций управленческого контроля затрат [1, с.53-57].
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ООО «ПромЭнергоСтрой»
3.1. Анализ финансово-
ООО “ПромЭнергоСтрой” – это промышленное предприятие, которое специализируется на выпуске передвижных и стационарных источников энергоснабжения. Это производство является основным направлением деятельности предприятия, также предприятие выпускает товары народного потребления. Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный счет. Высшим органом общества является общее собрание учредителей.
Система управления представлена следующим образом: на высшем уровне – генеральный директор, затем технический директор, затем технический директор (все технические отделы), директор по производству (производственные отделы), директор по экономическим вопросам, главный бухгалтер (бухгалтерия), коммерческий директор (отделы маркетинга, сбыта, ОМТС), заместители генерального директора: начальник управления кадров и режима, начальник управления капитального строительства, помощник генерального директора по ГО, ОВС.
Бухгалтерия – ведет учет фактических затрат, связанных с работой предприятия, производит контроль материальных и финансовых операций, анализ фактических затрат ООО.
Внешняя среда предприятия, как и у других предприятий, из-за экономического положения в стране можно считать нестабильной. Случается, что заключенные договора расторгаются по инициативе покупателя по каким-либо причинам; из-за неритмичности поставок предприятие не успевает выполнить план и выпускает продукцию позже положенного срока, а это влечет за собой позднюю продажу и распределение прибыли.
Внутренняя среда предприятия
стабильна и не создает никаких
барьеров в достижении целей предприятия:
организационная структура
Исходя из анализа внутренней
среды предприятия можно
Цель ООО “ПромЭнергоСтрой”- выживание в долгосрочной перспективе.
Перед предприятием стоит ряд проблем, несмотря на то, что предприятие рентабельно. Прибыль по сравнению с предыдущим годом, увеличилась в два раза. Это произошло не за счет снижения себестоимости, а за счет увеличения объема реализации, что говорит об улучшении деятельности отдела маркетинга. Предприятие в состоянии само финансировать свою деятельность и развитие.
Основной проблемой
На рынке автономных источников
энергоснабжения основными
В настоящее время предприятие находится на стадии зрелости производства и занимает достаточно прочные позиции на рынках страны. Основные усилия предприятия направлены на разработку и внедрение новых, превосходящих по своим характеристикам продукцию конкурентов.
Для того чтобы оценить
финансово-хозяйственную
В результате анализа агрегированного
баланса предприятия за 3 года были получены
следующие данные: на 21,7% увеличилось имущество
предприятия к концу 2010 года по сравнению
с 2009 годом (25185 тыс. руб.). Это связано с
ростом оборотных и внеоборотных активов
на 24666 тыс. руб. и 519 тыс. руб. соответственно.
То есть произошло увеличение источников
финансирования в 2011 году на 21,7% (25185 тыс.
руб.), что вызвано увеличением заемного
капитала.
Рост оборотных активов произошел в результате увеличения стоимости всех его составляющих: с 54,0% в 2009 году, до 59,34% в 2010 году и 66,22% - 2011 году. Необходимо также отметит рост медленно реализуемых активов на 20235 тыс. руб., что связано с ростом цен на сырьё, материалы и комплектующие.
Дебиторская задолженность предприятия увеличилась на 2029 тыс. руб., что является хоть и не значительном, но все же негативным фактором в деятельности ООО «ПромЭнергоСтрой», так как это означает, что из оборота предприятия были отвлечены определенные средства. На 78,4% (2402 тыс. руб.) возросла доля высоколиквидных активов предприятия.
Также в результате анализа агрегированного баланса был отмечен рост собственного капитала предприятия в 2010 году на 9,3% (6400 тыс. руб.) и на 12,9% (9703 тыс. руб.) в 2011 году, однако доля собственных средств в источниках финансирования уменьшилась с 64,96% до 60,25%.
Собственный капитал предприятия
составляет более 50%. На 15482 тыс. руб. вырос
заемный капитал предприятия, что
вызвано увеличением
Также было отмечено увеличение краткосрочных кредитов и займов на 4522 тыс. руб.
Отсутствие долгосрочных
обязательств у предприятия уменьшает
возможность капитальных
3.2. Управление
затратами с помощью
Чтобы выработать рациональные
решения, связанные с настоящей
и будущей производственно-
При применении инструментов
операционного анализа в
Материальные затраты, которые включают в себя затраты на сырье, вспомогательные материалы, тару, зарплату производственных рабочих и начисления на зарплату относим к переменным.
Так как цеховые и общезаводские
расходы представляют собой смешанные
затраты, то для управления ими необходимо
разделить их на переменные и постоянные.
Для этого воспользуемся
Используя данные, найдем ставку переменных издержек (для цеховых расходов):
Переменные издержки в расчете
на среднесписочный объем
Таким образом, уравнение регрессии цеховых расходов будет иметь следующий вид:
Информация о работе Управление затратами предприятия (на примере ООО "ПромЭнергоСтрой")