Введение в принятие управленческих решений на основе анализа финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:17, реферат

Описание работы

Управленческое решение (как явление) - директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели. Управленческие решения различаются:
по времени управления на стратегические, тактические, оперативные
по степени участия специалистов на индивидуальные, коллективные, коллегиальные
по содержанию управленческого процесса на социальные, экономические, организационные, технические

Файлы: 1 файл

АФО.docx

— 382.36 Кб (Скачать файл)

В условиях рыночной экономики финансовая отчетность становится главным источником информации для принятия обоснованных управленческих решений. Важным требованием  к принятию управленческого решения  является наличие фактов, касающихся финансового положения организации  и результатов ее деятельности. Такие  факты представляются в виде данных бухгалтерского учета, которые собираются, группируются, подытоживаются и находят  свое отражение в отчетности.

 

Бухгалтерский баланс — основная форма бухгалтерской отчетности. Он характеризует имущественное и финансовое состояние организации на отчетную дату.

В балансе отражаются остатки по всем счетам бухгалтерского учета на отчетную дату. Эти показатели приводятся в бухгалтерском балансе в  определенной группировке. Бухгалтерский  баланс делится на две части: актив  и пассив. Сумма активов баланса  всегда равна сумме пассивов баланса. В актив баланса включены два  раздела: раздел I «Внеоборотные активы» и раздел II «Оборотные активы». В пассиве баланса три раздела: раздел III «Капитал и резервы», раздел IV «Долгосрочные обязательства» и раздел V «Краткосрочные обязательства». Каждый из разделов баланса состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов и обязательств организации. Подразделы включают в себя отдельные статьи — строки, предназначенные для расшифровки показателей баланса.

 

Прогнозный баланс, бюджет по балансовому листу — вид бюджета, предназначенный для планирования и контроля движения всех активов и пассивов компании. Входит в состав сводного бюджета. Форма бюджета в общем случае аналогична отчету о прибылях и убытках. Прогнозный баланс составляется исходя из начального сальдо активов и пассивов, а также — планируемых оборотов активов (имущества и прав) и пассивов (обязательств) за плановый период. Прогнозный баланс может использоваться для контроля будущей финансовой устойчивости.

 

Отчет о прибылях и убытках показывает эффективность управленческих решений в финансово-хозяйственной сфере деятельности организации, отражая и суммируя доходы и расходы организации.

Состоит из следующих разделов:

  • доходы и расходы по обычным видам деятельности (выручка, себестоимость, валовая прибыль, коммерческие расходы, управленческие расходы);
  • операционные доходы и расходы (проценты к получению, проценты к уплате, доходы от участия в др.организациях, прочие расходы);
  • внереализационные доходы (присужденные штрафы (пени), доходы от списания кред.задолженности, прибыль прошлых лет, стоимость принятого на учет излишнего имущества и тд., прочие внереализационные расходы, налог на прибыль);
  • чрезвычайные доходы и расходы
  • чистая прибыль или убыток

 

Отчет об изменениях капитала содержит сведения об увеличении капитала всего и в том числе за счет дополнительного выпуска акций, переоценки имущества, прироста имущества, реорганизации юридического лица, за счет доходов, а также информация за счет чего был уменьшен капитал. В частности, за счет уменьшения номинала акций, уменьшения количества акций, реорганизации юридического лица, за счет расходов.

 

Отчет о движении денежных средств суммирует потоки денежных средств организации. Направления движения денежных средств рассматриваются в отчете в разрезе основных видов деятельности организации:

  • текущей (деятельность, приносящая организации основную выручку),
  • инвестиционной (приобретение и реализация долгосрочных активов и финансовых вложений, не относящихся к эквивалентам денежных средств)
  • финансовой (совокупность операций, приводящая к изменениям в размерах и структуре собственного и заемного капитала организации, за исключением текущей кредиторской задолженности).

Отчет дает возможность получить информацию о том, обеспечено ли достижение прибыльности достаточным притоком денежных средств, необходимых для расширения проводимых операций, и удовлетворяет ли приток денежных средств необходимый уровень  ликвидности организации.

 

Приложение к бухгалтерскому балансу дает представление о показателях деятельности организации, информация о которых отсутствует в вышеперечисленных отчетах. Так, например, кредиторская и дебиторская задолженность (срочная и просроченная), амортизируемое имущество, социальные показатели и т. д.

 

Для отчетных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности характерна логическая и информационная взаимосвязь. Сущность логической связи состоит во взаимном дополнении отчетных форм, их разделов и статей. Отдельные наиболее важные статьи баланса детализируют в сопутствующих формах.

Связь 1. Нераспределенную (чистую) прибыль приводят в бухгалтерском  балансе (раздел III), отчете о прибылях и убытках (форма № 2) и отчете об изменениях капитала (раздел V). Кроме  того, в форме № 2 показывают факторы, под влиянием которых сложился данный финансовый результат.

Связь 2. Конечное сальдо отложенных налоговых активов  и отложенных налоговых обязательств показывают в бухгалтерском балансе (разделы I и IV) и в отчете о прибылях и убытках.

Связь 3. Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения общей суммой отражают в бухгалтерском  балансе (разделы I и II), а их расшифровку  по видам вложений приводят в приложении к балансу по форме № 5 (в разделе  «Финансовые вложения»). В справочном разделе формы № 5 эмиссионные  ценные бумаги (акции и облигации) показывают по рыночной стоимости.

Связь 4. Дебиторскую  задолженность по отдельным видам  на начало и конец отчетного периода отражают в бухгалтерском балансе (раздел II), а подробная расшифровка ее статей представлена в форме № 5 (в разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность»).

Связь 5. Кредиторскую задолженность по ее отдельным элементам  на начало и конец отчетного периода приводят в бухгалтерском балансе (раздел V), а подробная расшифровка ее статей дана в форме № 5 (в разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность»).

Связь 6. Капитал  и резервы по их видам находят  отражение в бухгалтерском балансе (раздел III), а их движение за отчетный период — в отчете об изменениях капитала (раздел I). В данном отчете (форма № 3) раскрывают факторы, повышающие и понижающие размер собственного капитала предприятия.

Связь 7. Общую  сумму резервного капитала на начало и конец отчетного периода приводят в бухгалтерском балансе (раздел III), а подробная расшифровка финансовых резервов по их видам представлена в отчете об изменениях капитала (раздел «Резервы»).

Связь 8. Общая  сумма доходных вложений в материальные ценности на начало и конец отчетного  периода в бухгалтерском балансе (раздел I) аналогична сумме по данной статье, показанной в приложении к  балансу по форме № 5 (раздел «Доходные вложения в материальные ценности»). В приложении к балансу дают расшифровку этой статьи и приводят амортизацию доходных вложений в материальные ценности.

На практике еще имеются более частные  взамосвязи.

 

Основная  цель составления консолидированной отчетности — представить деятельность холдинга или группы взаимосвязанных организаций (родительских, дочерних и зависимых) как деятельность единой хозяйственной организации.

 

При составлении сводной (консолидированной) отчетности учитывается такое понятие, как интерес (доля) меньшинства. Интерес (доля) меньшинства — это доля в уставном капитале дочернего общества, принадлежащая всем остальным акционерам, кроме основного общества, и не обеспечивающая владельцам этой доли контроля над деятельностью дочернего общества (участие в капитале общества, не составляющее контрольного пакета акций). Доля в уставном капитале, принадлежащая меньшинству, может определяться двумя способами:

  • Как процент не принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве. Этот вариант определения доли может быть применен только акционерными обществами и при условии равенства номинала всех выпущенных акций.
  • Как доля уставного капитала, не принадлежащая головной организации, в его общей величине. Такой вариант могут использовать как акционерные общества, так и общества с ограниченной ответственностью.

 

Деловая репутация (гудвилл) возникает в отчетности в том случае, если сумма фактических затрат материнской компании на покупку доли в дочерней фирме не совпадает со справедливой стоимостью приобретенной доли в чистых активах этой фирмы (так называемый приобретенный интерес). Величина гудвилла определяется на дату приобретения контроля над дочерним обществом. Деловая репутация может быть положительной (если сумма затрат больше стоимости приобретенного интереса) либо отрицательной.

Деловая репутация при покупке  компании определяется как разница  между затратами на приобретение и балансовой, а не справедливой стоимостью приобретаемых активов  и обязательств.

    1. Анализ внеоборотных активов.

Нематериальные активы — неденежные активы, не имеющие физической формы.

К нематериальным активам относят  активы, которые удовлетворяют следующим  условиям:

  • отсутствие материально-вещественной структуры;
  • возможность идентификации от другого имущества;
  • использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  • использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного имущества;
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
  • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).

Согласно пункту 4 ПБУ 14/2007 «Учет  нематериальных активов» к нематериальным активам относятся:

  • произведения науки, литературы и искусства, программы для электронных вычислительных машин, изобретения, полезные модели, селекционные достижения, секреты производства (ноу-хау), товарные знаки и знаки обслуживания;
  • деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).

Плата за пользование чужим объектом интеллектуальной собственности (например, пользование компьютерными программами  без приобретения исключительных прав на них) не приводит к появлению НМА  на балансе организации.

 

Основные средства — это средства труда, которые участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.

 

Оценка основных фондов – это оценка стоимости активов (имущества, строений, основных средств). Учёт и оценка основных фондов осуществляется в натуральном и стоимостном (денежном) эквиваленте. Денежная оценка основных фондов предприятия необходима для того, чтобы определить их общей величины от всей структуры, определения амортизационных отчислений, а также для оценки экономической эффективности использования основных фондов.

  • Полная первоначальная (инвентарная) – это стоимость ввода объектов основных фондов в производственную деятельность, которая выражает в денежном эквиваленте все расходы на приобретение, доставку и установку оборудования или процессов на строительство здания.
  • Полная восстановительная оценка основных фондов на определённую дату позволяет определить расходы на замену основных средств.
  • Оценка основных фондов по остаточной стоимости за вычетом износа, исчисляемого по существующим нормам амортизационных отчислений и поправочных коэффициентов, оценочной стоимости дефектов, возникших при долгосрочной эксплуатации объектов основных фондов, что привело к утере главных его качеств.
  • Оценка основных фондов относительно рыночной стоимости – это определение цены, которую будет готов заплатить покупатель, приобретающий основные фонды компании в соответствии с ранее оговорённым договором купли-продажи.
  • Ликвидационная оценка основных фондов осуществляется, как правило, ликвидационной комиссией компании, подлежащей ликвидации после банкротства по решению учредителей или участников.
  • Балансовая оценка основных фондов организации отражается в балансе организации. Она представляет собой смешанную оценку основных фондов, поскольку часть инвентарных объектов числится на балансе по восстановительной стоимости, а основные фонды, которые были введены позже, учитываются по своей полной первоначальной стоимости.

 

В целях бюджетного учета амортизация начисляется в следующем порядке:

  • - на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью до 1 000 рублей включительно, а также на драгоценности, ювелирные изделия, библиотечный фонд, независимо от их стоимости, амортизация не начисляется;

Информация о работе Введение в принятие управленческих решений на основе анализа финансовой отчетности