Введение в принятие управленческих решений на основе анализа финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:17, реферат

Описание работы

Управленческое решение (как явление) - директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели. Управленческие решения различаются:
по времени управления на стратегические, тактические, оперативные
по степени участия специалистов на индивидуальные, коллективные, коллегиальные
по содержанию управленческого процесса на социальные, экономические, организационные, технические

Файлы: 1 файл

АФО.docx

— 382.36 Кб (Скачать файл)

В бухгалтерском учёте принято  выделять несколько видов кредиторской задолженности:

  • задолженность перед поставщиками и подрядчиками (остатки по состоянию на отчетную дату);
  • задолженность перед персоналом организации (задолженность организации по сумме невыплаченной заработной платы);
  • задолженность перед внебюджетными фондами (суммы взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые не перечислены во внебюджетные фонды на отчетную дату);
  • задолженность по налогам и сборам (величина налогов и сборов, начисленных, но не оплаченных на дату составления бухгалтерской отчетности);
  • задолженность перед прочими кредиторами (прочая кредиторская задолженность включает невостребованные депонентские суммы, задолженность по претензиям и др.)

Наличие кредиторской задолженности  не является благоприятным фактором для организации и существенно  снижает показатели при оценке финансового  состояния предприятия, платежеспособности и ликвидности.

 

Коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности (Окз) вычисляется как отношение выручки от реализации к средней за период величине кредиторской задолженности:

Окз =

где КЗнп, КЗкп – кредиторская задолженность на начало и конец периода.

Высокая доля кредиторской задолженности  снижает финансовую устойчивость и  платежеспособность организации, однако кредиторская задолженность, если это  задолженность поставщикам и  подрядчикам, дает предприятию возможность  пользоваться «бесплатными» деньгами на время ее существования.

    1. Анализ собственного капитала.

Оценка стоимости собственного капитала дает возможность получить дополнительную информацию для принятия соответствующих управленческих решений  текущего и перспективного плана, определить эффективность деятельности.

Определение бухгалтерской (балансовой) стоимости собственного капитала банка. Согласно этим способом все активы и обязательства компании учитываются на его балансе по стоимости их приобретения или возникновения. Собственный капитал рассчитывается как разница между балансовой стоимостью активов и обязательств. Такой способ оценивания приемлем лишь тогда, когда балансовая и рыночная стоимость активов и обязательств не очень разнятся между собой. Если рыночная стоимость по тем или иным причинам значительно отклоняется от первоначальной балансовой стоимости, то указанный способ приводит к искажению результатов, неадекватности оценки собственного капитала банка.

Способ рыночной стоимости состоит в том, что активы и обязательства компании оцениваются по рыночной стоимости, исходя из которой рассчитывается собственный капитал компании. Этот способ точнее отражает реальный уровень защищенности компании, дает возможность более динамично и реалистично оценивать стоимость собственного капитала, поскольку рыночная стоимость активов и обязательств постоянно меняется.

 

Уставный капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации. Вкладом в уставный капитал могут быть денежные средства, ценные бумаги, различные материальные ценности или имущественные права, имеющие денежную оценку.

 Величина уставного капитала  может по решению учредителей  увеличиваться или уменьшатся  в процессе финансово-хозяйственной  деятельности, с обязательной регистрацией  изменений в учредительных документах.

 Уставный капитал характеризует  величину обособленного имущества,  право собственности, на которое  перешло к организации, как  к юридическому лицу, а также  характеризует собственность учредителей  и величину обязательств по  их вкладам. При выходе из  состава собственников, учредитель  может потребовать вернуть в  денежной форме долю, внесенную  в уставный капитал. 

 При регистрации организация  в учредительных документах самостоятельно  определяет величину и структуру  уставного капитала с учетом  минимального размера, установленного  законодательством.

 

Номинальная стоимость  акции - стоимость, назначенная акции при выпуске. Номинальная стоимость акции имеет значение только по отношению к тому доходу или дивидендам, которые владелец получит по этой акции. Номинальная стоимость всех выпущенных компанией акций зависит от размера ее капитала. Проще говоря, размер капитала делится на количество выпущенных акций. По решению собрания акционеров номинал акций может изменяться как в меньшую (разделение), так и в большую (консолидация) сторону.

 

Добавочный капитал — статья пассива баланса, складывающаяся из следующих элементов:

  • эмиссионный доход — разница между продажной и номинальной стоимостью акций предприятия;
  • курсовые разницы — разницы при оплате доли уставного капитала в иностранной валюте;
  • разница при переоценке основных средств — разница при изменении стоимости основных средств.

В процессе хозяйственной деятельности у общества может появиться новое  имущество или возрасти учетная  стоимость уже имеющегося, т.е. увеличиваются  размеры активов. Для учета источников такого имущества или прироста его  стоимости в бухгалтерском учете  введено понятие добавочного  капитала. Доходы организации, относимые  на добавочный капитал, увеличивают  собственный капитал организации, однако не влияют на финансовый результат  деятельности организации в отчетном периоде. Например, организация может  безвозмездно получить в собственность  дорогостоящее производственное помещение, в результате ее имущество и капитал  будут иметь существенный прирост, однако финансовым результатом деятельности организации в отчетном периоде  может стать убыток. Наличие доходов, не включаемых в финансовый результат  деятельности, принимается в расчет в налоговом учете: при исчислении налогооблагаемой прибыли, доходы относимые на добавочный капитал, присоединяются к прибыли, подлежащей налогообложению. Добавочный капитал относится к собственным средствам предприятия.

 

Эмиссионный доход - разность между ценой продажи и номинальной стоимостью ценной бумаги. Возникает только лишь у акционерных предприятий и представляет собой разницу между ценой продажи ценной бумаги и ее номинальной стоимостью (ценой эмиссии, или выпуска). Если при продаже ценной бумаги на рынке её продажная стоимость оказалась выше, чем стоимость выпуска, возникает доход, который и называется эмиссионным.

Эмиссионный доход направляется в  резервный фонд предприятия или  увеличивает общую сумму балансовой прибыли.

 

Нераспределенная прибыль - чистая прибыль предприятия, не распределенная среди акционеров, а направленная в резервы и на другие нужды развития предприятия. Этот показатель отражает конечный финансовый результат деятельности организации в отчетном году. Нераспределенная прибыль – доля прибыли компании, которая не идет в уплату налогов и не распределяется между акционерами в виде дивидендов, а повторно инвестируется в активы этой компании. Нераспределенная прибыль может инвестироваться в основной капитал, может храниться и в виде кассовых остатков или пригодных для обращения на рынке ценных бумаг, использоваться для финансирования поглощения других фирм, для пролонгирования кредитов клиентам, на выплаты по ссудам или для увеличения ликвидных активов. Удержание части прибыли – это альтернативный и более простой метод финансирования по сравнению с мобилизацией нового капитала путем заимствования или выпуска акций.

 

Резервный капитал — размер имущества предприятия, который предназначен для размещения в нём нераспределённых прибылей, для покрытия убытков, погашения облигаций и выкупа акций предприятия.

Резервный капитал создается в  соответствии с законодательством  и учредительными документами организации  на покрытие возможных в будущем  непредвиденных убытков, потерь. Резервный  капитал – это так называемый запасной финансовый источник, который создается как гарантия бесперебойной работы предприятия и соблюдения интересов третьих лиц. Наличие такого финансового источника придает последним уверенность в погашении предприятием своих обязательств. Чем больше резервный капитал, тем большая сумма убытков может быть компенсирована и тем большую свободу маневра получает руководство предприятия при преодолении убытков.

Образование резервного капитала может  носить обязательный и добровольный характер. В первом случае он создается  в соответствии с законодательством  России, а во втором – в соответствии с порядком, установленным в учредительных  документах предприятия, или с его  учетной политикой. В настоящее  время создание резервного капитала является обязательным только для акционерных  обществ и предприятий с иностранными инвестициями. Если у организации  есть филиалы и представительства, зарегистрированные как налогоплательщики, то они также могут образовывать резервные фонды. Если в учредительных  документах не предусмотрен пункт создания резервного фонда, то предприятие не имеет право его создавать.

Информация о величине резервного капитала в балансе предприятия  иметь чрезвычайное значение для  внешних пользователей бухгалтерской  отчетности, которые рассматривают  резервный капитал, как запас  финансовой прочности предприятия.

    1. Анализ затрат на осуществление хозяйственной деятельности.

Затраты — размер ресурсов (для упрощения измеренный в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной этап.

Классификация затрат предприятия  по отношению к общему объему производства делит их на постоянные (их величина никак не зависит от объемов производства) и переменные (затраты на материалы, топливо, сырье, энергию, обслуживание и ремонт оборудования). Последние  затраты напрямую зависят от роста  выпуска продукции.

Существует и классификация  затрат предприятия по тому, как  они отнесены на себестоимость объектов. В данном случае речь идет о прямых и косвенных затратах. Последние  затраты никак нельзя соотнести  в тем или иным видом изделий, в отличие от первой группы.

Бывают также и такие затраты, как комплексные и элементарные расходы. Элементарные представляют собой  целую совокупность расходов, не учитывающую где они возникли. А комплексные точно показывают на место возникновения, а также причину. 

Классификация затрат предприятия  на производство его продукции, а  также ее реализацию такова:

  • - материальные затраты;
  • -затраты, которые тесно связаны с управлением всем процессом производства;
  • - затраты на то, чтобы оплачивать труд;
  • - стоимость внеоборотных активов, которые были использованы в процессе производства.

 

Маржинальный доход — (marginal revenue) Дополнительный доход, который получит производитель в результате продажи одной дополнительной единицы продукции.

В научной и практической литературе, под маржинальным доходом (предельным доходом) понимается разность между  выручкой предприятия и ее переменными  затратами. Фактически маржинальная прибыль  содержит две составляющие это: постоянные затраты компании и ее прибыль. Логика такой трактовки маржи исходит из того что, чем больше ее сумма, тем больше вероятность компенсации постоянных затрат предприятия и получения им прибыли от хозяйственной деятельности.

 Маржинальный доход, получаемый  в целом по предприятию, рассчитывается  по следующей формуле:

МД = ЧВ – ПЗ

где, МД - маржинальный доход; ЧВ - чистая выручка (без НДС и акцизов); ПЗ - переменные затраты.

По сути, анализ маржинального дохода это определение объема производства продукции, который обеспечивает, как  минимум, покрытие суммы переменных затрат, т.е. каждая последующая единица  продукта не должна увеличивать общий  убыток организации. Маржинальный доход  особенно интересен в том случае, если на предприятии выпускают несколько  видов продукции и необходимо сравнить, какой вид продукции  дает больший вклад в общий  доход. Для этого вычисляют какую часть составляет МД в доле выручки (дохода) по каждому виду продукции или товару.

 

Менеджменту компании приходится принимать  различные управленческие решения  касающиеся, например, цены реализации товаров, планирования объема продаж, открытия новых торговых точек, увеличения или, наоборот, экономии по отдельным  видам расходов. Для того чтобы  понять и оценить последствия  принимаемых решений необходим  анализ соотношений затрат, объема и прибыли.

Анализ безубыточности показывает, что произойдет с прибылью при изменении объема производства, цены и основных параметров затрат. В качестве исходных данных используется информация из отчета о прибылях и убытках (форма №2), а также дополнительная переменная "Постоянные издержки".

Классическая точка безубыточности по количеству единиц продукции предполагает окупаемость общих затрат (ТС = ТК). Критической считается такая  величина объема продаж, при которой  компания имеет затраты, равные выручке  от реализации всей продукции (т.е. где  нет ни прибыли, ни убытка).

В однопродуктовом варианте из этого соотношения непосредственно выводится значение точки безубыточности (Qб):

По оси х отложено число продаваемых единиц какого-либо продукта. По оси у - затраты и выручка компании. Постоянные издержки (затраты), согласно определению, не зависят от объема продаж и, поэтому, отображаются на графике горизонтальной линией. Они существуют даже при нулевом объеме продаж. Переменные издержки представлены прямой, выходящей из начала координат. Они растут пропорционально росту объемов продаж. Скоростью роста определяется угол наклона прямой на графике.

 

Директ-кост – метод учета затрат, согласно которому в составе себестоимости необходимо учитывать только прямые расходы. Сущность Д.-к. заключается в том, что все издержки делятся на две группы: переменные (прямые) и постоянные (косвенные). В основу учета себе стоимости кладутся только переменные (прямые) издержки. Косвенные расходы исключаются из себестоимости, так как, по мнению сторонников этого метода, они вызваны не столько непосредственным процессом производства, сколько течением времени. Таким образом, для Д.-к. самым характерным является строгое отделение в учете прямых издержек от косвенных. Они совершенно различны и в схемах корреспонденции никогда не должны смешиваться. Цель этого метода - выявить степень зависимости между прямыми издержками и занятостью.

Информация о работе Введение в принятие управленческих решений на основе анализа финансовой отчетности