Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть особенности мотивации персонала в современных российских условиях на примере общества с ограниченной ответственностью (ООО) “Альфа.
В задачи работы входит:
1.Установить понятия мотива, потребности и стимула, осуществить анализ наиболее известных теорий мотивации.
2.Осуществить обзор основных научных подходов к мотивации и стимулированию трудовой деятельности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала 5
1.1. Сущность мотивации труда работников 5
1.2 Теории мотивации 9
1.3 Методы анализа мотивации 17
2. Анализ системы мотивации персонала на предприятии ООО «Альфа» 20
2.1 Краткая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ уровня мотивации персонала в ООО «Альфа» 22
2.3 Рекомендации по совершенствованию мотивации персонала ООО «Альфа» 26
Заключение 27
Список использованной литературы 29
В заключение работы, в соответствии с целью исследования которой являлось изучение мотивации персонала, следует сделать такие выводы.
Мотивация персонала - одна из центральных категорий науки управления и она занимает одно из центральных мест в системе управления любым социально-экономическим объектом. Независимо от того, какой природы объект управления в управлении этим объектом всегда участвует мотивация персонала и она является одной из функций управления наряду с другими функциями, такими как планирование, организация, контроль, принятие решений и проч. По моему мнению, успешность управления любым социально-экономическим объектом зависит от того, насколько эффективна мотивация людей, работающих на этом объекте.
Мотивация персонала – это деятельность, которая активизирует коллектив предприятия и каждого работающего и побуждает их эффективно трудиться для выполнения целей. Я считаю, что существенный недостаток российских предприятий – недооценка потенциала и интеллектуальных ресурсов людей, работающих в организациях, а ведь человеческий потенциал для предприятия – это основное конкурентное преимущество. В основе процесса мотивации персонала лежит индивидуальная человеческая потребность, удовлетворение которой достигается путем определенного поведения или комплекса действий.
Мотивация персонала реализуется через систему стимулов, т.е. любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия. Процесс мотивации персонала основан на функциях и свойствах (элементах) сознания и психики и включает восприятие и оценивание ситуации, целеполагание, выработку решений, ожидание результатов действий и их сознательную корректировку. Мотивами к труду являются: мотив социальности (потребность быть в коллективе), мотив самоутверждения, мотив самостоятельности, мотив надежности (стабильности), мотив приобретения нового (знаний, вещей и т.д.), мотив справедливости.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование подразделяется на внешнее и внутреннее.
К методам мотивирования эффективного трудового поведения относятся: материальное поощрение; организационные методы; морально-психологические. Чтобы более эффективно управлять мотивацией персонала, нужно использовать в управлении предприятием все три группы методов.
В ООО «Альфа» для стимулирования труда работников руководство использует экономические, социальные и административные методы мотивации персонала. Значимым экономическим методом мотивации персонала в компании является зарплата, начисляемая по повременно-премиальной и сдельной системам оплаты труда, вся выработка рабочего оплачивается по одной постоянной сдельной расценке, для руководителей, специалистов и служащих используется система должностных окладов, выплачивается премия. Установлено единовременное вознаграждение за выслугу лет, работникам выплачиваются доплаты и надбавки: оплата за все время сверхурочной работы и в выходные дни в двойном размере. Работникам выплачивается материальная помощь в связи с похоронами, тяжелыми материальными условиями. Мероприятия социальной мотивации персонала в компании: повышение квалификации сотрудников (обучение за счет компании); оказание помощи женщинам-работницам, строгое соблюдение гарантий, установленных в законодательстве о труде для работающих женщин-матерей. Для соблюдения трудовой производственной дисциплины используется административная мотивация персонала.
По моему мнению, на основании проведенного анализа в ООО «Альфа» имеются проблемы в мотивации своих работников. Слабыми сторонами существующей системы стимулирования труда работников являются:
- низкая эффективность управленческих отношений, обусловленная тем, что инициатива и предприимчивость работников не поощряются, что значительно снижает заинтересованность и производительность труда;
- работники не несут экономической ответственности за эффективность работы предприятия, не определены конкретные показатели премирования менеджеров по направлениям деятельности;
- оперативным управлением производственного подразделения занимаются люди, не имеющие специального образования для осуществления данного вида деятельности;
- неполное использование способностей работников, отсутствие проработанной системы продвижения по службе и развития карьеры.
1. Баранова Г.И. Модели управления персоналом: Учеб. пособие.- Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2007.
2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебник. – М.: Изд-во Банки и биржи, 2008.
3. Бершова Л.В. Современная служба управления персоналом // Справочник кадровика, 2002, № 5.
4. Верхолазенко В. Система мотивации // Консультант директора М.:ИНФРА-М, 2005, № 4.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. – М.: Изд-во Гардарика, 2006.
6. Генкин Б.М. и др. Основы управления персоналом: Учебник для вузов. М.: Высш.шк., 2007.
7. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- М.: Изд-во Банки и биржи, Изд-во: ЮНИТИ, 2007.
8. Елин А. Мотивация в системе управления // Служба кадров, 2001, ноябрь, с.9 – 11.
9. Елин А. Мотивация в системе управления // Служба кадров, 2001, декабрь, с.9 – 11.
10. Каверзин Н. Метод кнута и пряника //Служба кадров,2002,сентябрь, с.22–26.
11. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – 3-е изд., испр. М.: Дело, 2008.
12. Маслов, Е. В. Управление персоналом предприятия / Е. В. Маслов. — М.: Аспект Пресс, 1999. – 180 с.
13. Озерникова Т. Профессионализм и трудовая мотивация // Служба кадров, 2002, февраль, с.26 – 31.
14. Озерникова Т. Мотивационное значение заработной платы // Служба кадров, 2002, март, с.24 – 29.
15. Основы управления персоналом / под ред. Генкина Б. М., — М.: Проспект, 2006.
16. Пригожин А.И. Методы развития организаций./ М.: МЦФЭР, 2003.
17. Управление персоналом организации: Учебник / под ред. А.Я.Кибанова М.:ИНФРА-М, 2007.
18. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. А. Я. Кибанова.– Изд. 2-е, доп. и перераб. – СПб.: Проспект, 2004.
19. Хагеманн Г. Руководство по мотивации./ М.: HIPPO, 2003
20. www.kadrovic.ru
21. www. GAAP.ru
2
[1] Верхолазенко В. Система мотивации // Консультант директора М.:ИНФРА-М, 2005, № 4