Адаптацию предприятия в конкурентной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть адаптацию предприятия в конкурентной среде.
Задачами работы являются:
- рассмотреть теоретические аспекты развития предприятий в конкурентной среде;
- определить основные направления адаптации системы управления предприятием к конкурентной среде.

Файлы: 1 файл

курсач по менеджменту.docx

— 258.84 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Многие проблемы российского  страхового бизнеса возникают из-за низкого качества управления страховыми компаниями, которое не в последнюю  очередь результат низкого уровня знаний персонала и лиц, их обучающих, элементов исследования операций.

Страхование с позиций рынка менеджмента означает процесс, при котором физические и юридические лица вкладывают определенные средства (страховые взносы) в страховые компании, а в случае непредвиденных потерь (ущерба их имущественным интересам) получают определенную договором страхования компенсацию в виде страховых выплат.

Согласно действующему законодательству, страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Такое определение страхования позволяет сделать вывод, что страхование – это отношения, в которых участвуют как минимум две стороны. В страховых отношениях может участвовать и большее число сторон, если это оговаривается в договоре страхования.(17,с.97)

Кроме того, предоставление страховой защиты – вид финансовых услуг, которые производят и продают  страховые предприятия. Занимаясь  этим специфическим производством, страховые компании должны сверять  свою деятельность с потребностями  клиентов, с требованиями динамично  развивающегося рынка.

Успешная управленческая деятельность коммерческих организаций  в существенной мере зависит от глубины  знания адаптации как универсальной  функции менеджмента и мастерства ее применения в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках. Чем ниже адаптивность коммерческих организаций, тем чаще они разоряются, негативно воздействуя на окружающую их среду. Для некоммерческих организаций адаптация также важна. Именно поэтому данная функция менеджмента является важнейшим объектом исследования как для специалистов, занимающихся разработкой теории управления, так и современных практиков, использующих ее достижения в процессе хозяйственной деятельности.

Адаптация выступает универсальной  функцией менеджмента, поскольку она  пронизывает все остальные его  функции и обеспечивает их адекватное применение в условиях меняющейся в  ходе реформирования внутренней и внешней  среды управления.

Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. Умение быстро адаптировать работу предприятия в соответствии с изменившимися условиями в конкурентной среде является одной из важнейших задач управления и залогом успеха фирмы.

Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Сочи-гарант»                         Предмет -  адаптация предприятия в конкурентной среде.

Цель данной работы –  рассмотреть адаптацию предприятия  в конкурентной среде.

Задачами работы являются:

- рассмотреть теоретические  аспекты развития предприятий  в конкурентной среде;

- определить основные направления адаптации системы управления предприятием к конкурентной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты  адаптации предприятия к конкурентной  среде

1.1 Понятие адаптации,  методы адаптации

Различные области знаний, исследующие адаптацию, позволили  изучить множество ее свойств, сформулировать их, систематизировать и отразить в соответствующих понятиях. В  результате мы имеем многообразие понятий, раскрывающих грани адаптации, рассматриваемые  исследователями под тем или  иным углом зрения.

Остановимся на наиболее значимых из них и попытаемся обобщить исследования данной категории с точки зрения управления. Анализ приводимых в литературе понятий показывает, что нередко  под адаптацией понимается способность  системы получать новую информацию для приближения своего поведения  и структуры к оптимальным: «Системы адаптивны, если при изменении в  их окружении или внутреннем состоянии, снижающем их эффективность в  выполнении своих функций, они реагируют  или откликаются, изменяя свое собственное  состояние или состояние окружающей среды так, чтобы их эффективность  увеличилась». (1, с. 25 )

Дальнейшие исследования показали, что термин «адаптация»  в общем случае можно рассматривать  в трех аспектах. Адаптация как:  
• свойство системы приспосабливаться к возможным изменениям функционирования; (2, с.18)

• процесс приспособления адаптивной системы; (3, с.56)

• метод, основанный на обработке  поступающей информации для достижения некоторого критерия оптимизации. (4, с.138)

В первом случае речь идет о  свойстве адаптивности экономических  систем. Во втором - слово «адаптация»  характеризует процесс приспособления. В третьем случае следует говорить о методах адаптации, адаптивных алгоритмах, которые используют метод  адаптации, а построенные таким  образом модели следует называть адаптированными. Если при этом адаптированные модели дополняются способностью к  дальнейшей адаптации при появлении новых наблюдений, то такие модели следует называть адаптивными.

Вышеизложенные соображения  обусловливают необходимость разработки общенаучного определения данного  понятия в более широком значении, инвариантном для конкретных дисциплин, в частности для управления. Проведенный нами анализ дает основание для определения адаптации как особой формы отражения системами воздействий внешней и внутренней среды, установления тенденции динамического равновесия с ними. Такое равновесие обеспечивает как гармоничное соотношение системы с ее внутренней и внешней средой, так и развитие самой системы, функционирующей в конкретном пространстве.

Рассмотрим место адаптации  как функции менеджмента в  условиях неопределенности конкурентной среды. Чаплина А. предлагает следующую  схему влияния на конкурентоспособность: (5; с.198)

Из схемы мы можем определить, что источником адаптивности является гибкость технической базы и широта ассортимента предлагаемых товаров  и услуг. Ситуационное управление позволяет  быстро реагировать на изменение  среды принятием решений. Адаптивность напрямую влияет на конкурентоспособность  продукции и идет параллельно  с инновационностью, свойством «обновлять»  ресурсы организации.

Организация является частью «целого» (общества, пространства), в  котором реализуются процессы обеспечения  жизнедеятельности населения. Это  обусловливает применение в управлении организацией функции менеджмента, которая называется «адаптация». Она  оказывает преобразующее воздействие  на общество, саму организацию, а также  окружающее их пространство.

 

Рисунок 1.1 Принципиальная схема свойств организации в условиях неопределенности.

 

Портер М.Е. отмечает, что  адаптация преобразует субъект  хозяйствования, вырабатывает у него соответствующий иммунитет по отношению  к внутренним и внешним воздействиям среды. Одновременно адаптация как  принцип поведения обеспечивает защиту самого пространства от возможных  деформаций конфигурации, целостности, внутренних и внешних связей, обусловленных  воздействием субъектов хозяйствования, не соблюдающих законы, нормы, правила, культурные и духовные традиции. (6; с.308)

Поскольку для условий  России региональный аспект проблемы становится приоритетным, то и адаптация  приобретает явно выраженный региональный характер. При этом следует иметь  в виду, что основной функцией адаптации выступает ориентация региональной экономической системы на обеспечение воспроизводственных процессов.

При выборе адаптивной структуры  управления организацией необходимо, по мнению Коршуновой Г.:

  • определить задачи организации (в соответствии с миссией и целями);
  • увязать эти задачи с системой функций, полномочий и ответственности;
  • организационно оформить связи по горизонтали управления, что обеспечит координацию деятельности подразделений, решающих общие задачи;
  • адаптировать содержание потоков информации и каналов их движения к моделям информационного обеспечения соответствующих подразделений организации и потребностям, связанным с принятием управленческих решений. (7; с.36)

Следует помнить, что адаптивные организационные структуры многообразны, но имеют общие характерные черты. Кроме того, эти структуры, как правило, характеризуются ключевыми свойствами, такими, например, как способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям (создавать временные органы управления и др.).

В адаптивных структурах управления должна формироваться модель организационного поведения персонала, базирующаяся на неформальной структуре организации, которой присуща современная  адаптивная, корпоративная культура, отличающаяся высокими этическими ценностями, отношениями партнерства и взаимного  доверия.

В организационных структурах управления возникает и сопротивление  адаптации, а также связанным  с ней изменениям. Сопротивляются изменениям в силу ряда различных  причин. К основным из них следует  отнести социальные, политические и  технические причины.

Выделяются следующие основные виды адаптации хозяйствующих субъектов, адекватные современной структуре  пространства:

- духовная (ориентация организационной культуры субъектов хозяйствования на систему исконных ценностей народа);

- природная (изменение способов взаимодействия организации с природой, ориентированное на сохранение, воспроизводство природы и гармонию их взаимоотношений);

- социальная (интеграция организации в общественные отношения, присущие данному пространству);

          - экономическая (встраивание организации в систему изменяющихся производительных сил и производственных отношений рыночной ориентации). (8, с.98)

На современном этапе  развития общества оптимизировать управление адаптационными процессами целесообразно  исходя из объектно-предметного подхода, основываясь на том, что адаптирующийся объект сам определяет комплекс механизмов адаптации.

 

 

1.2 Механизмы адаптации  конкурентоспособности предприятия

 

В то время как предмет  адаптации задает особенности выбора механизмов адаптации, принципиальным становится поддержание уровня адаптации, четкая ориентация механизмов на соответствующие виды адаптации (внутренняя или внешняя по пространственному признаку, буферная или приспособительная - по функциональному признаку).

Используя объектный подход, Портер М.Е. выделяет следующие современные механизмы адаптации: (9; с.112)

  • уточнение миссии организации;
  • прогнозирование изменения внешней среды и планирование внутренних перемен;
  • слияние и объединение предприятий;
  • разработка программы адаптации персонала;
  • самоорганизация менеджеров;
  • выработка предпринимательского стиля управления;
  • сохранение исторических, культурных, духовных ценностей народа, не адаптируемых к условиям европейской, американской или иной цивилизации.

Устойчивость и целостность  деятельности, системы управления организацией нельзя обеспечить без адаптации. Адаптивность управления - это одно из основных свойств системы, отражающих ее способность быстро и гибко реагировать на любые изменения среды и вырабатывать адекватные управленческие команды, позволяющие сводить к минимуму действие возмущающих систему факторов. (10; с.85)

Применительно к организации  под адаптивностью понимается ее способность преобразовывать свои организационные, управленческие, интеллектуальные и иные составляющие в процессе вхождения  в новое пространство и освоения в нем, сохраняя при этом базовую  устойчивость и добиваясь своего соответствия изменяющимся требованиям  конкурентоспособности. Системы адаптивны, если при изменении в их окружении  или внутреннем состоянии, снижающем  эффективность выполнения ими своих  функций, они реагируют или откликаются, изменяя свое собственное состояние  или состояние окружающей среды  так, чтобы эффективность их деятельности увеличилась.(11; с.57)

В качестве механизмов разработки стратегий организации рассматривают:

  1. Механизмы с пассивной адаптацией к внешней среде, обеспечивают функционирование системы в стабильной, несложной и достаточно определенной среде и направленные на выбор наиболее благоприятных условий деятельности организации из тех, что уже имеются в сложившейся «нише» внешней среды. В основе механизмов с пассивной адаптацией к внешней среде лежит стратегия пассивного выживания предприятий.
  2. Механизмы с активной адаптацией к внешней среде, в основе которых лежит непосредственная адаптация. Они направлены на активное использование элементов внешней среды в деятельности предприятия, в частности, на поиск наиболее благоприятных условий перехода в новые «ниши». Адаптационная реакция организации на изменения во внешней среде в большей части проявляется в быстрой обратимой перестройке внутренних структур и в использовании сложных форм стратегического поведения. В основе механизмов с активной адаптацией к внешней среде лежит стратегия активного выживания предприятий.
  3. Механизмы, направленные на формирование внешней среды, которые используются для формирования наиболее благоприятных условий для функционирования организации. В основе данных механизмов лежит стратегия развития предприятий, то есть стратегия активного воздействия на внешнюю среду.

Информация о работе Адаптацию предприятия в конкурентной среде