Адаптацию предприятия в конкурентной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть адаптацию предприятия в конкурентной среде.
Задачами работы являются:
- рассмотреть теоретические аспекты развития предприятий в конкурентной среде;
- определить основные направления адаптации системы управления предприятием к конкурентной среде.

Файлы: 1 файл

курсач по менеджменту.docx

— 258.84 Кб (Скачать файл)

Исходя из вышесказанного, можно предложить следующую систему  адаптационных механизмов стратегического  управления (рис. 1.2). Основной функцией механизмов реализации стратегий организации является осуществление выбранных в ходе применения адаптационных механизмов стратегий. На практике эти механизмы настолько взаимосвязаны между собой, что трудно выделить какую-либо составляющую одной, «чистой» природы, которая бы не содержала в себе элементы других составляющих. Поэтому предлагаемая Фатхутдиновым Р.А. (12; с. 213) система механизмов сформирована по принципу однородности на основе главных признаков, в частности, организационных, экономических и мотивационных (рис. 1.3).

Каждый из механизмов реализации стратегий организации внедряется с различной степенью частоты  и активности, что зависит от стратегических целей и задач, которые решаются на конкретном предприятии.

Экономические механизмы  используются тогда, когда продукция  предприятия хорошо известна покупателям, пользуется спросом, а главной задачей  менеджмента становится расширение доли рынка, снижение себестоимости  и повышение рентабельности производства.

Система адаптивных механизмов стратегического  управления

Механизмы с пассивной  адаптацией к внешней среде

Механизмы с активной адаптацией к внешней среде

Механизмы, направленные на формирование внешней среды

Стратегия пассивного выживания

  • сокращение объемов производства,
  • снижение технологического уровня производства,
  • сокращение занятости и заработной платы,
  • использование государственных субсидий и дотаций,
  • неплатежи всем видам кредиторов

Стратегия активного выживания

  • поиск новых рыночных ниш;
  • обновление продукции;
  • расходы на маркетинг;
  • снижение первичных издержек путем совершенствования технологии, ликвидации и реформирования неприбыльных производств, ограничение неплатежей;
  • поиск новых организационных структур.

Стратегия развития

  • устойчивый рост производства и активов фирмы;
  • диверсификация деятельности, в том числе и со сменой профиля;
  • переход к новой структуре внутрифирменного управления и межфирменного партнерства.

Рисунок 1.2 Система адаптивных механизмов стратегического управления

 

Экономические механизмы  реализуются через рыночные механизмы  цен, определяемые динамикой спроса и предложения, воспроизводством основных фондов и ускоренной амортизацией, оплатой труда, рынком акций и  инвестиционной политикой, лизингом, структурой акционерной собственности, элементами государственного регулирования цен  и налогов.

Организационные механизмы  чаще всего востребованы тогда, когда  организация находится в стадии реструктуризации, когда производственный процесс идет по пути реализации перспективных  бизнес-планов, требующих выделения  различных бизнесов в самостоятельные  подразделения, когда идет массированная маркетинговая разведка рынка, и структура производства подстраивается под рыночную конъюнктуру и поведение конкурентов.

Система механизмов реализации стратегий  организации

Организационные механизмы

Экономические механизмы

Мотивационные механизмы

  1. Структурные механизмы
  2. Организация планирования
  3. Механизмы контроля
  4. Организация технологического управления
  5. Механизм конкуренции и ценообразования
  6. Механизм самофинансирования инвестиций в производство
  7. Механизм государственного регулирования
  8. Механизм заемных средств
  9. Механизм мотивации научно-технического развития производства
  10. Механизм мотивации персонала
  11. Механизм мотивации хозяйствования

 

Рисунок 1.3 Система механизмов реализации стратегий организации

 

Инструментами организационных  механизмов выступают реструктуризация предприятия и реорганизация  организационной структуры, позиционирование рынков и потребителей, рыночная организация  управления и бизнес-планирование, оперативное регулирование производственной деятельности, сертификация и лицензирование, разработка и внедрение информационных технологий, внедрение маркетинговой  составляющей.

Для организационных изменений  необходимы резервы: физическое наличие  производственных помещений, оборудования, наличие квалифицированных кадров, большие финансовые вложения. Поэтому  зачастую предприятие не может их провести и становится банкротом.

 

 

1.3 Повышение конкурентоспособности как главный фактор адаптации   в конкурентной среде

 

Конечная цель адаптации  предприятия в конкурентной среде - победа в конкурентной борьбе за потребителя, за рынки сбыта как закономерный итог его интегрированных усилий по реализации организационно-экономической  системы адаптации.

"Конкуренция" в переводе  с латинского означает столкновение  в результате каких-либо действий. Ее определяют как экономическое  соперничество, состязание в борьбе  за потребителя. Мансуров Р.Е.  дает следующее определение: «Конкуренция - это форма взаимного соперничества  хозяйствующих субъектов рынка.  Предметом конкуренции являются  товары (услуги), а объектом - потребители  и покупатели. Разделение "предмета" и "объекта" конкуренции  указывает на две сферы воздействия  в конкурентной борьбе: товар  (предмет) и потребитель (объект).» (13; с.91) Следовательно, различны как методы конкурентной борьбы, так и способы оценки уровня конкуренции. Отношение конкурентов друг к другу характеризует двойственность: это и постоянное соперничество на рынках сбыта, и необходимость конкуренции как основы развития экономики и демократии общества в значительной степени перекрывающие ниши.

Конкурентоспособность характеризует  степень соответствия отдельного класса объектов определенным рыночным потребностям: предложение (товар) - спросу, предприятие - возможности обеспечить конкурентные преимущества.

Все факторы определяющие конкурентоспособность можно разделить  на 5 групп: качество товаров и услуг; цена товаров и услуг; уровень  квалификации персонала; технологический  уровень производства; доступность  источников финансирования; насыщенность рынка, спрос и предложение. Проанализируем все эти факторы.(14; с.16)

Качество товаров и  услуг. Качество - главная характеристика товара. Товар может занять достойное место в ряду аналогов (то есть стать конкурентоспособным) только обладая определённым качеством. В понятие качества входят долговечность, надёжность, точность, простота эксплуатации, а также отсутствие дефектов и брака. Однако не все эти качества являются в каждом товаре необходимыми, так например, странно ожидать долговечности от одноразового товара. Поэтому есть такой важный показатель качества как соответствие стандартам. Кроме этого товар должен удовлетворять следующие потребности потребителей: физические, технические, эксплуатационные, эстетические, затратные (ценовые и расходы, связанные с эксплуатацией), престижа и прочее.

Цена товаров и услуг. Цена - это экономическая категория, которая является денежным выражением стоимости товара. Она служит для косвенного измерения величины затраченного на производство товара необходимого рабочего времени.

Исторически сложилось, что  цены устанавливали покупатели и  продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали  цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.

Факторы, влияющие на определение  цены товара:

1) Совокупные издержки  производства;

2) Затраты общественного  труда;

3) Качество товара;

4) Функции и свойства  товара;

5) Квалификация персонала;

6) Технологический уровень  производства;

7) Налоговое законодательство  страны;

8) Затраты, связанные с  транспортировкой и хранением  товара;

9) Затраты, связанные с  арендой помещений для реализации  товара;

10) Упаковка товара;

11) Известность фирмы;

12) Уровень сервисного  и гарантийного обслуживания;

13) Маркетинговая деятельность  фирмы;

14) Спрос и предложение  на данную продукцию;

15) Торговая наценка фирмы.(15; с.21 )

При выборе стратегии ценообразования  необходимо решить, какие цели будут  преследоваться для конкретного  товара. В основном преследуются следующие  цели:

  • обеспечение выживаемости фирмы, например в случае острой конкуренции
  • максимизация текущей прибыли
  • завоевание лидерства по показателям доли рынка
  • завоевание лидерства по показателям качества товара, то есть создания определённого имиджа товара. В этом случае цена будет весьма высокой.

Уровень квалификации персонала. Наличие квалифицированных рабочих позволяет постоянно поддерживать высокое качество продукции при минимальных расходах на расходные материалы. Огромный ряд товаров просто не может быть произведён без высококвалифицированного персонала. Огромное значение имеет и наличие высококвалифицированного менеджмента, так как даже при наличии идеально обученных рабочих вряд ли возможно создать конкурентоспособный продукт без высоко подготовленных технологов, инженеров и трудно организовать его сбыт без предварительных расчётов опытных маркетологов.

Технологический уровень  производства. Технологический уровень наряду с уровнем квалификации персонала позволяет производить продукцию высокого качества с низкими затратами и в кратчайший срок. Тем самым снижая себестоимость продукции при неизменном качестве. Обойти постоянное техническое перевооружение производства, при изготовлении большей массы товара практически не возможно, в этом случае большое значение имеет доступность финансирования.

Насыщенность рынка, спрос  и предложение. Соотношение спроса и предложения, и это один из ключевых вопросов эффективной работы фирмы и конкурентоспособности ее продукции на том или ином рынке. Рассмотрим его подробнее.

Рассмотрим пути повышения  конкурентоспособности товаров. B конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный  товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:

- Добиться отличия товаров  предприятия в глазах покупателей  от товаров конкурентов;

- Выбрать из намеченных  к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным  для всех покупателей, и осуществить  на этой основе прорыв на  рынке;

- Отыскать новое применение  выпускаемым товарам;

- Своевременно изъять  экономически неэффективный товар  из сбытовой программы предприятия;

- Найти выход на новые  рынки, как со старыми, так и с новыми товарами;

- Осуществлять модификацию  выпускаемых товаров в соответствии  с новыми вкусами и потребностями  покупателей;

- Регулярно развивать  и совершенствовать систему сервисного  обслуживания реализуемых товаров  и систему стимулирования сбыта  в целом.

Чтобы оценить конкурентоспособность  товара, необходимо решить широкий  круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех  рынках, где уже реализуется или  предлагается сбывать товар, о его  конкурентах. Анализу рынков уделяется  основное внимание. Особенно это относится  к оценке тех потребностей, которые  предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и  положительных свойств этого  товара, которые отмечают потребители. В заключении решается вопрос, соответствует  ли в данный момент производимая продукция  по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность  его в результате комплексного исследования рынка.

Информация о работе Адаптацию предприятия в конкурентной среде