Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 00:02, контрольная работа
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового
менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации
работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми
службами на протяжении долгого периода.
Введение 3
2. Понятие адаптации 4
Цели адаптации и обоснование ее необходимости 4
Виды адаптации 6
Связь понятий «адаптация» и «профориентация» 9
Этапы адаптации 11
3. Организация эффективного управления адаптацией 13
Цели и задачи системы управления адаптацией 14
Функции и направления деятельности подразделений 16
Программы адаптации 20
Оценка состояния работы по адаптации 24
4. Опыт профориентации и адаптации 27
Зарубежный опыт 27
Российский опыт 29
Материалы и результаты исследования «Адаптация
персонала» программы «Практика кадровых служб Санкт-Петербурга» 30
5. Заключение 36
Оглавление
Введение 3
2. Понятие адаптации 4
Цели адаптации и обоснование ее необходимости 4
Виды адаптации 6
Связь понятий «адаптация» и «профориентация» 9
Этапы адаптации 11
3. Организация эффективного управления адаптацией 13
Цели и задачи системы управления адаптацией 14
Функции и направления деятельности подразделений 16
Программы адаптации 20
Оценка состояния работы по адаптации 24
4. Опыт профориентации и адаптации 27
Зарубежный опыт 27
Российский опыт 29
Материалы и результаты исследования «Адаптация
персонала» программы «Практика кадровых служб Санкт-Петербурга» 30
5. Заключение 36
Введение
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового
менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации
работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми
службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные
предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ
адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования
адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать
отечественные кадровики.
Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на
хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается
значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей
силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые
профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы
адаптации еще больше возрастает.
Поэтому целью данной курсовой работы является изучение адаптации как одной из
современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части.
Соответственно, задачами будут: теоретическое рассмотрение таких явлений, как
адаптация, профориентация, введение в должность; детальный разбор системы
эффективного управления адаптацией в организации; анализ зарубежного опыта и
попытка дать характеристику положению вещей в области управления адаптацией в
России и в Санкт-Петербурге.
Большое внимание уделено рассмотрению различных точек зрения и подходов к
вышеперечисленным явлениям, для чего использованы учебные материалы и статьи
по управлению персоналом. Надо отметить, что нехватка российского опыта в
проблеме адаптации отражается
и в недостаточности
глубоко изучают адаптационные процессы. В некоторых учебных пособиях они
вообще не рассматриваются. По этой причине в подготовке работы автор
обращался к такому источнику, как данные компьютерной сети Интернет.
Кроме того, данные из Интернет использованы при составлении практической
части — анализа работы кадровых служб Санкт-Петербурга в области
профориентации и адаптации персонала.
2. Понятие адаптации
Цели адаптации и обоснование ее необходимости
Подбор и прием на работу представляет собой довольно длительный и
дорогостоящий процесс — к первому дню работы нового сотрудника компания уже
затрачивает на него значительные средства. Поэтому компания заинтересована в
том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев.
Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на
работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев. Основные
причины ухода — несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в
новую организацию. Помочь сотруднику
успешно влиться в новую
важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам.
Зачастую "новичок" приходит на предприятие, а его рабочее место не
подготовлено, и никто особенно этим не озабочен, новичкам предоставляют право
выплывать самим. Но поскольку первое впечатление обычно оставляет глубокий
след, такая процедура может оказать длительное отрицательное воздействие на
мотивацию и отношение сотрудника к работе.
"Опыт" такого рода
может зачастую объяснять
недели или месяцы работы и причины, по которым новый сотрудник может
испытывать чувство отчуждения и занять негативную позицию по отношению к
организации прямо с первого дня работы. Если новые сотрудники предоставляются
самим себе, то организация не может влиять на то, что они случайно узнают, и
потеряет возможность сформировать у них положительное отношение к работе и
преданность традициям фирмы [5].
Облегчить вхождение новых
сотрудников в организацию
адаптации.
В самом общем виде адаптация — «процесс приспособления работника к условиям
внешней и внутренней среды» [3]. Термин «адаптация» чрезвычайно широк и
применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют
социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида
адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные
сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а
производственная — включает и технические, и биологические, и социальные
аспекты.
С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет
производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой
проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня
производительности и качества труда в более короткие сроки.
Можно привести определение адаптации Эдгара Штейна: «процесс познания нитей
власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения,
осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях»
[8]
Принципиальными целями адаптации, по А.Я. Кибанову, являются:
· уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает
свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных
затрат;
· снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;
· сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя
неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это
увольнением;
· экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по
программе работа помогает экономить время каждого из них;
· развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой [1].
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут
существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и
усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении
процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития
коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции [2].
Виды адаптации
Суммировав высказывания различных авторов и вычленив главное, можно
осуществить классификацию адаптации по следующим критериям:
1. По отношениям субъект-объект:
· активная — когда индивид стремится воздействовать на
среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы
взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
· пассивная — когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
2. По воздействию на работника:
· прогрессивная — благоприятно воздействующая на работника;
· регрессивная — пассивная адаптации к среде с
отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).
3. По уровню:
· первичная — когда человек впервые включается в
постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;
· вторичная — при последующей смене работы.
Автор статьи «Методы адаптации персонала» В.Волина выделяет также еще два
вида адаптации:
· адаптация работника в новой должности;
· адаптация работника к понижению в должности;
В этой же статье есть упоминание о т.н. адаптации после увольнения
. Приводится пример: в начале 80-х гг. в США отмечались волны увольнений и
досрочного выхода на пенсию. Чтобы каким-то образом поддержать увольняемых,
большинство крупных компаний — около 60% — не просто увольняли работников, а
пытались помочь им найти новые рабочие места, организовывали программы
переподготовки и повышения квалификации.
4. По направлениям:
· производственная;
· непроизводственная.
Последний критерий классификации является определяющим для более широкой
подклассификации. Наиболее наглядно ее можно представить в виде схемы,
приведенной у Кибанова.
Попытаемся раскрыть значения некоторых из приведенных типов адаптации:
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении
профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов
принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того,
что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют
наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или
прикрепляют наставника.
Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия
деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной
среды, индивидуально-психологических свойств личности [4].
Психофизиологическая адаптация — адаптация к трудовой деятельности
на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие
изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к
высоким физическим нагрузкам и т.п ).
Психофизиологическая
достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его
естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее,
большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее
отсутствия [3, 4].
Много внимания психофизиологической адаптации уделено в учебном пособии Веснина.
Социально-психологическая адаптация человека к производственной
деятельности — адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к
традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к
особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает
включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его
членами.
Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые
ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности
живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения
теоретических знаний и инструкций [3, 4].
Сущность остальных форм адаптации понятна из названий.
Связь понятий «адаптация» и «профориентация»
Имеется множество определений понятия «адаптация», равно как и понятий
«профориентация» и «введение в должность». Зачастую эти определения
пересекаются и разные авторы называют различными терминами схожие процессы.
Например, автор учебного
пособия «Практический
главу об адаптации персонала
начинает с определения понятия «
должность», полагая, что именно с этого процесса начинается деятельность
нового сотрудника в организации. Веснин рассматривает введение в должность в
качестве первой ступени задействования, которое, в свою очередь,
является элементом процесса расстановки кадров — «обоснованного и
экономически целесообразного распределения персонала по структурным
подразделениям и должностям в соответствии с потребностями организации,
интересами, опытом и деловыми качествами самих людей» [4]. Само же введение
в должность Веснин определяет как «совокупность процедур, имеющих цель
ускорить освоение новичком работы, сократить период адаптации в коллективе,
помочь установить контакты с окружающими» [4].
Введение в должность Веснин разделяет на индивидуальное (когда непосредственный
руководитель персонально знакомит работника с коллективом и его будущей
должностью) и групповое, причем последнее называет «профессиональной
ориентацией». Профориентацию он рассматривает как вынужденную меру, которая
необходима в случае одновременного прихода в организацию большого числа новых
сотрудников, и ответственность за которую лежит на кадровом отделе. Ориентация,
по Веснину, бывает общей (информирование об организации в целом)