Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 00:02, контрольная работа
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового
менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации
работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми
службами на протяжении долгого периода.
Введение 3
2. Понятие адаптации 4
Цели адаптации и обоснование ее необходимости 4
Виды адаптации 6
Связь понятий «адаптация» и «профориентация» 9
Этапы адаптации 11
3. Организация эффективного управления адаптацией 13
Цели и задачи системы управления адаптацией 14
Функции и направления деятельности подразделений 16
Программы адаптации 20
Оценка состояния работы по адаптации 24
4. Опыт профориентации и адаптации 27
Зарубежный опыт 27
Российский опыт 29
Материалы и результаты исследования «Адаптация
персонала» программы «Практика кадровых служб Санкт-Петербурга» 30
5. Заключение 36
управлению персоналом экономить силы и ресурсы, направлять свою работу на
решение действительно важных для бизнеса проблем, вплотную заняться вопросами
формирования кадровой политики.
Надо отметить, что проведение этого исследования одновременно в нескольких
крупных научно-промышленных регионах позволило бы получить достаточно
представительную картину развития управленческой практики в России. Кроме
того, можно было бы осуществить сравнительный анализ региональных тенденций,
проблем и положительных достижений в согласовании спроса и предложения на
рынке труда, в подборе кадров и работе с персоналом.
Согласно проведенному исследованию, целенаправленной адаптацией вновь
нанятого персонала занимается всего 46 компаний из 100, принявших участие в
опросе. Из них только 9 имеют формализованные программы адаптации, специально
разработанные для конкретных сотрудников и обязательно выполняемые. Это может
свидетельствовать о недооценке компаниями важности адаптационного периода для
успешности нового сотрудника, как в начальный период его деятельности, так и
в дальнейшем.
Доля респондентов, затруднившихся
оценить эффективность
адаптационных программ, приблизительно одинакова независимо от степени их
формализации (33 и 36 %% соответственно). Однако отметим, что респонденты,
имеющие формализованные программы адаптации, оценивают их использование
только как эффективное.
Неформализованные программы
пятой части (19 %) респондентов.
Содержание адаптационных программ достаточно разнообразно. Наибольшее
внимание в них уделяется функциональным обязанностям (54 случая), иерархии и
структуре предприятия (53 случая), непосредственному окружению - коллегам (53
случая), дисциплине (50 случаев), т.е. тому, что позволяет включить
сотрудника в производственный процесс.
Социальным отношениям уделяется меньше внимания, и поэтому новички вынуждены
самостоятельно осваивать существующие нормы и правила (в 60 компаниях),
исподволь узнавать о “славной” истории и традициях (в 63 и 60 компаниях
соответственно). С техникой безопасности знакомят новичков только 29
компаний, что заставляет с ностальгией вспоминать социалистическое прошлое,
когда без предварительного инструктажа инженера по технике безопасности никто
не допускался к работе.
Сравнивая эффективность ознакомления новых сотрудников с теми или иными
аспектами нового места работы, мы наблюдаем любопытную картину: новичка
прежде всего волнует социально-экономическая сфера, а не нормы и правила,
регламентирующие основной производственный процесс. Конечно, предприятие — не
богадельня и не приют для благородных девиц, но и сотрудники — не винтики.
Оценка респондентами содержания программ адаптации (в %% от числа использующих):
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ АДАПТАЦИИ |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНО |
ОЦЕНКА НЕЭФФЕКТИВНО |
ЗАТРУДНИЛИСЬ ОЦЕНИТЬ |
традиции предприятия |
63 |
15 |
22 |
системы оплаты труда |
63 |
2 |
35 |
функциональные обязанности |
61 |
2 |
37 |
системы социального обеспечения |
60 |
19 |
21 |
неформальные правила поведения |
58 |
10 |
32 |
правила внутренней дисциплины |
58 |
6 |
36 |
коллектив |
58 |
2 |
40 |
режим безопасности и коммерческой тайны |
57 |
14 |
29 |
техника безопасности |
55 |
20 |
25 |
структура и иерархия |
51 |
11 |
38 |
история предприятия |
46 |
19 |
35 |
На первые места по эффективности
(в нашем контексте — “
новичка) выходит информация, необходимая человеку для нормального
самоощущения и чувства сопричастности, — традиции предприятия и системы
оплаты труда (по 63 % в обоих случаях). Далее требуется информация о
непосредственной трудовой деятельности — функциональных обязанностях — 61 %.
Затем снова “социальный”
блок - система социального
неформальные и формальные правила поведения в коллективе - по 58 % в каждом
случае.
Такая информация, как режим безопасности и коммерческой тайны, техника
безопасности, структура и иерархия предприятия по значимости для новичка
менее важны (57, 55 и 51 %% соответственно).
Распределение респондентов по признаку “за адаптацию новичка отвечает” (в %%
от числа упомянувших):
ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
ВСЕГО (АБС.) * |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНО |
ОЦЕНКА НЕЭФФЕКТИВНО |
ЗАТРУДНИЛИСЬ ОЦЕНИТЬ |
Управляющий персоналом |
21 |
76 |
0 |
14 |
Линейный менеджер |
40 |
55 |
10 |
35 |
Руководитель предприятия |
19 |
42 |
5 |
53 |
Эффективность участия того или иного должностного лица в адаптации вновь
нанятых падает с количеством иерархических уровней между новым сотрудником и
лицом, отвечающим за адаптацию. Отсюда вывод, что адаптацией новых
сотрудников должны заниматься профессионалы, для которых эта деятельность
является прямой функциональной обязанностью. Кроме того, к этой работе
следует привлекать тех, кто непосредственно связан с рабочим местом, на
которое взят новичок.
По итогам адаптационного периода оценивается:
Складывается впечатление,
что респонденты смешивают
срок” и “адаптационный период”. Конечно, они могут совпадать во времени, но
задачи, которые решаются
в адаптационном периоде
Главной задачей испытательного срока является выяснение того, насколько новый
сотрудник профессионально пригоден и состоятелен как специалист.
Адаптационный период, как правило, имеет более длительный срок, и его главную
задачу можно сформулировать,
как налаживание системы
взаимозависимостей индивида (новичка) с новой для него материально -
социальной средой, в которой ему предстоит реализовывать себя как специалисту
и личности в течение длительного времени.
Оценка респондентами эффективности используемых критериев (в %% от числа
использующих):
ПРЕДМЕТ ОЦЕНКИ |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНО |
ОЦЕНКА НЕЭФФЕКТИВНО |
ЗАТРУДНИЛИСЬ ОЦЕНИТЬ |
Результаты выполнения поставленных задач |
78 |
0 |
22 |
Знания |
77 |
3 |
20 |
Усвоение функциональных обязанностей |
72 |
2 |
26 |
Иное |
71 |
0 |
29 |
Профпригодность |
61 |
6 |
33 |
Наиболее эффективной, с точки зрения респондентов, является оценка
результатов выполнения новыми сотрудниками поставленных задач - 78 % и
реальные знания - 77 %. Кроме того компании считают эффективной оценку того,
насколько новичок усвоил свои функциональные обязанности - 72 %. [6]
5. Заключение
Результаты исследования позволяют сделать вывод о недостаточности мер по
полновесной адаптации новых сотрудников в большей части организаций города.
До сих пор не существует четкого представления о том, какое именно
подразделение организации (или менеджер) должно быть задействовано в процессе
адаптации. К тому же, недостаточно разработаны критерии определения
эффективности адаптации, ровно как и сами ее этапы (содержание программ
адаптации).
Более того, на основании цифр по остальным частям исследования можно сделать
не более утешительные выводы.
Но все эти выводы отнюдь
не говорят о безвыходности
абсолютно четко способствуют прогрессу в области адаптации, определяя
основные задачи и дальнейшие пути развития.
Относительно полно эти задачи сформулированы Кибановым. В своем учебном
пособии он пишет, что главной задачей профориентационной работы и адаптации
должно стать преодоление дисбаланса потребности в профессиональном труде
между работником и организацией. Ведь организация заинтересована в повышении
конкурентоспособности своей продукции, а это требует отбора как
высокоэффективных технологии и техники, так и наиболее способных работников.
Чем выше уровень развития работника с точки зрения совокупности его
профессиональных знаний, умения, навыков, способностей и мотивов к труду, тем
быстрее совершенствуется и более производительно используется вещественный
фактор производства.
Одной из задач профориентационной работы и адаптации является установление
взаимодействия между общеобразовательными школами, учреждениями
профессиональной подготовки и предприятиями, которые в свою очередь должны
иметь возможность оперативно выявлять ресурсы рабочей силы необходимой
квалификации и удовлетворять потребности в кадрах. В этой связи целесообразно
развивать комплексы трех типов: комплексы региональной направленности,
ориентированные на регион или группу организаций региона; комплексы
отраслевой направленности,
создаваемые при базовых
местные комплексы в организациях, заключающие договоры о прямых связях со
специальными учебными заведениями. [1]