Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 00:02, контрольная работа
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового
менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации
работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми
службами на протяжении долгого периода.
Введение 3
2. Понятие адаптации 4
Цели адаптации и обоснование ее необходимости 4
Виды адаптации 6
Связь понятий «адаптация» и «профориентация» 9
Этапы адаптации 11
3. Организация эффективного управления адаптацией 13
Цели и задачи системы управления адаптацией 14
Функции и направления деятельности подразделений 16
Программы адаптации 20
Оценка состояния работы по адаптации 24
4. Опыт профориентации и адаптации 27
Зарубежный опыт 27
Российский опыт 29
Материалы и результаты исследования «Адаптация
персонала» программы «Практика кадровых служб Санкт-Петербурга» 30
5. Заключение 36
как можно раньше (идеально в течение месяца) полностью составить
представление о его слабостях и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе,
исполнительности, внешнем виде.
Руководителю целесообразно завести карточку контроля за адаптацией и
постоянно держать в поле зрения этот процесс. На первом этапе ему нужно
помочь новому сотруднику выбрать наиболее подходящее рабочее место, на
втором — оказать содействие в освоении тонкостей своей профессии, на третьем
— смежных профессий, а также привлекать к делам коллектива [4].
Со всеми этими выводами сложно не согласиться, так как в современных
российских условиях, когда большая часть организаций не может себе позволить
не то что организовать отдельное подразделение, выполняющее исключительно
функции адаптации персонала, а даже нормально функционирующий кадровый отдел,
который бы состоял из квалифицированных сотрудников, в этих условиях на плечи
непосредственных
Сложно утверждать, является ли концентрация адаптационных функций в руках
руководителя положительным или отрицательным моментом. Делегируя ему эти
функции, надо помнить, что сам руководитель тоже является объектом адаптации,
и что ему, подчас, требуется некоторое время на приспособление к подчиненным.
Социально-психологической адаптации руководителей также уделено много внимания у
Веснина. Он, в частности, пишет, что эта адаптация сложна «прежде всего
из-за несоответствия уровня их и новых подчиненных. Если руководитель будет на
голову выше коллектива, последний не сможет воспринимать его требований, и
руководитель в сущности окажется в положении генерала без войска; в противном
случае коллектив будет «стадом без пастуха». Процесс вхождения осложняется в
том случае, если прежний начальник остается начальником более высокого уровня
» [4].
В учебнике же у Кибанова представлена, по сути, идеализированная схема
распределения функций по
адаптации персонала между
необходимо изучать и
пытаться к ней максимально
Для достижения целей адаптации в организациях целесообразно иметь в
действующих подразделениях по управлению персоналом специалистов или
самостоятельное подразделение по управлению профориентацией и адаптацией
кадров. Штат такого подразделения должен состоять как минимум из двух
человек: профконсультант (профессиональная ориентация) и менеджер по
персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников).
Функции этого подразделения должны быть ориентированы на работников, которым
нужна помощь в профессиональной ориентации и переориентации, а также
выпускников подшефных школ, которые стоят перед выбором своей дальнейшей
профессии, и на новых работников, пришедших в организацию или поменявших
место работы внутри ее.
Подразделение по управлению профориентацией и адаптацией должно
выполнять следующие функции:
· изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка труда, проведение
мероприятий по адаптации к нему, осуществление соответствующей
переструктуризации кадрового потенциала;
· наем и отбор персонала с использованием профессиограмм и описаний
работ, тестирования и интервьюирования работников с целью их лучшей
профориентации;
· расстановка кадров по подразделениям, участкам, рабочим местам,
закреплением ротаций
и внутрипроизводственными
формирование стабильного трудового коллектива;
· отбор лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом
организатора;
· организация взаимодействия с региональной системой управления
профориентацией и адаптацией на взаимовыгодных условиях.
В обязанности профконсультанта входят:
1. Профессиональная консультация для работников предприятия.
2. Сбор, накопление информации,
изучение и прогнозирование
престижности профессии.
3. Участие в найме и отборе персонала.
4. Организация (совместно с администрацией школ) работы по профориентации
школьников.
5. Налаживание связей с ПТУ.
6. Организация оборудования
кабинета профориентации на
7. Оказание помощи ПТУ
и школам по оборудованию
профориентации.
8. Организация разработки профессиограмм.
9. Организация тематических вечеров для школьников.
10. Проведение в школах лекций, семинаров с приглашением рабочих,
руководителей, специалистов управления предприятия.
11. Организация в школах выставок литературы о выборе профессии.
12. Проведение группового обследования профессиональной направленности
школьников.
13. Организация лектория для родителей школьников по вопросам профориентации.
14. Проведение в организации дня открытых дверей.
В обязанности менеджера по персоналу входят:
1. Ознакомление с организацией; характеристика; условия найма; оплата труда.
2. Представление руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по
обучению.
3. Организация экскурсии по рабочим местам.
4. Разъяснение условий работы, ознакомление с функциями (совместно с
руководителем).
5. Организация обучения (совместно с отделом обучения).
6. Введение в коллектив, представление сотрудников (совместно с
руководителем) [1].
Программы адаптации
Как и при наборе кадров, так и при введении в должность новичков важно понять
основные мотивы, обусловливающие для них необходимость работы, а также
связанные с этим надежды и опасения. Большинство людей, приступая к работе,
хотят быстрее ее освоить и показать, что они могут справиться с ней хорошо.
Однако независимо от того, первая это их работа или нет, новые сотрудники
приходят в первый рабочий день с множеством естественных опасений. Для
предотвращения таких ситуаций необходима продуманная процедура введения в
должность или, иными словами, программа адаптации персонала [5].
Программа адаптации представляет собой набор конкретных действий, которые
нужно произвести сотруднику, ответственному за адаптацию. В различных учебных
пособиях встречаются разные синонимы программ адаптации — их также называют
программами ориентации или просто ориентацией. Суть этих явлений примерно
одна и та же. Мы будем пользоваться термином «программа адаптации», так как
считаем адаптацию базовым и всеохватывающим процессом, подчиняющим себе
введение в должность и ориентацию.
Большинство авторов разделяют программу на общую и специальную
(специализированную). Общая программа адаптации касается в целом
всей организации. Разные авторы включают в нее от 6 до 9 основных вопросов.
Наиболее полно, с нашей точки зрения, изложена суть общей программы адаптации в
учебнике Базарова и Еремина. Согласно ему, в ходе проведения программы должны
затрагиваться следующие вопросы:
1. Общее представление о компании:
· цели, приоритеты, проблемы;
· традиции, нормы, стандарты;
· продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя;
· разнообразие видов деятельности;
· организация, структура, связи компании;
· информация о руководителях.
2. Политика организации:
· принципы кадровой политики;
· принципы подбора персонала;
· направления профессиональной подготовки и повышения квалификации;
· содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности;
· правила пользования телефоном внутри предприятия;
· правила использования различных режимов рабочего времени;
· правила охраны коммерческой тайны и технической документации.
3. Оплата труда:
· нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников;
· оплата выходных, сверхурочных.
4. Дополнительные льготы:
· страхование, учет стажа работы;
· пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по
болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству;
· поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию;
· возможности обучения на работе;
· наличие столовой, буфетов;
· другие услуги организации для своих сотрудников.
5. Охрана труда и соблюдение техники безопасности:
· места оказания первой медицинской помощи;
· меры предосторожности;
· предупреждение о возможных опасностях на производстве;
· правила противопожарной безопасности;
· правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них.
6. Работник и его отношения с профсоюзом:
· сроки и условия найма;
· назначения, перемещения, продвижения;
· испытательный срок;
· руководство работой;
· информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу;
· права и обязанности работника;
· права непосредственного руководителя;
· организации рабочих;
· постановления профсоюзов и политика компании;
· руководство и оценка исполнения работы;
· дисциплина и взыскания, оформление жалоб;
· коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение
новых идей.
7. Служба быта:
· организация питания;
· наличие служебных входов;
· условия для парковки личных автомобилей;
8. Экономические факторы:
· стоимость рабочей силы;
· стоимость оборудования;
· ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев [2].
После осуществления общей программы следует перейти к специальной
(специализированной). Она охватывает вопросы, связанные конкретно с
каким-либо подразделением или рабочим местом и осуществляется как в формах
специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок,
так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). В нее
должны быть включены следующие вопросы:
1. Функции подразделения:
· цели и приоритеты, организация и структура;
· направления деятельности;
· взаимоотношения с другими подразделениями;
· взаимоотношения внутри подразделения.
2. Рабочие обязанности и ответственность:
· детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;
· разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в
подразделении и на предприятии в целом;
· нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения;
· длительность рабочего дня и расписание;
· дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).
3. Требуемая отчетность:
· виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней;
· отношения с местными и общегосударственными инспекциями.
4. Процедуры, правила, предписания:
· правила, характерные только для данного вида работы или данного
подразделения;
· поведение в случае аварий, правила техники безопасности;
· информирование о несчастных случаях и опасности;
· гигиенические стандарты;
· охрана и проблемы, связанные с воровством;
· отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению;
· правила поведения на рабочем месте;
· вынос вещей из подразделения;
· контроль за нарушениями;
· перерывы (перекуры, обед);
· телефонные переговоры личного характера в рабочее время;
· использование оборудования;
· контроль и оценка исполнения.
5. Представление сотрудников подразделения [2].
Данные программы можно использовать как для первичной, так и для вторичной
адаптации. Так как адаптация молодых работников, которые еще не имеют
профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в
усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, поэтому в
программу адаптации обязательно должно входить обучение.
Особые потребности в адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Они
также нуждаются в обучении и их потребности где-то схожи с потребностями
молодых работников, и им зачастую труднее вписаться в коллектив. Свои
особенности имеет адаптация инвалидов, сотрудников, вернувшихся после
прохождения учебных курсов. [1]
Особо следует отметить адаптацию женщин, выходящих на работу после отпуска по
уходу за ребенком. Чем дольше она находится дома, тем сложнее ей включиться в
трудовой ритм. Связано это с тем, что, во-первых, после ее выхода на работу
обычно обнаруживается большой пробел в знаниях (за три года может очень
многое поменяться, например, появиться новое программное обеспечение или
новые технологии). Во-вторых, нарушается ритм жизни: во время отпуска женщина
сама планировала свое время, выйдя же на работу, она вынуждена находится по-
ложенное количество времени на одном месте. В-третьих, возникает
психологический барьер, при котором женщина должна опять принять статус
подчиненной. [9]
Все это нельзя оставлять без внимания и необходимо учитывать при составлении
программ по адаптации.
Оценка состояния работы по адаптации
В течение всего адаптационного периода руководитель должен неформально
обсуждать с сотрудником
его взаимоотношения с