Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение адаптации как одной из актуальных проблем в управлении персоналом. Также в ней содержится ряд советов и рекомендаций о построении системы адаптации в организации.
Задача моей курсовой работы - помочь HR-специалистам и руководителям подготовить эффективную систему адаптации персонала на основе разработанной «Матрицы адаптации».
Академия труда и социальных
отношений Социально-
курсовая работа по дисциплине «основы управления персоналом»
на тему:
«Адаптация персонала в организации»
2009 г.
Введение
Адаптация является одним
из элементов системы управления
персоналом предприятия. Несмотря на это,
адаптационным мероприятиям в компании
подчас уделяется минимум внимания,
так как временные и
Нередко организации используют только отдельные элементы адаптации, например, проводят для новичков вводные курсы или выдают всем пришедшим «Справочник сотрудника». Но для того чтобы проводимые мероприятия были эффективными, необходим системный подход к адаптации новых сотрудников. Отсутствие системности может привести к снижению эффективности других проектов HR-службы, направленных на формирование бренда работодателя, развитие корпоративной культуры.
В ходе опроса, проведенного
одним из российских деловых изданий,
8% респондентов, заявили, что их компании
не предпринимают никаких усилий
по адаптации новичков, а 12% - что
руководство только начинает об этом
задумываться. Большая же часть - 80%
компаний - рассматривают функцию
адаптации персонала как
Целью
моей курсовой работы является изучение
адаптации как одной из актуальных
проблем в управлении персоналом.
Также в ней содержится ряд
советов и рекомендаций о построении
системы адаптации в
Задача моей курсовой работы - помочь HR-специалистам и руководителям подготовить эффективную систему адаптации персонала на основе разработанной «Матрицы адаптации».
Глава I. Теоретическая часть
1. Роль
адаптации в системе
Преимущества адаптации
Потребность в формировании системы адаптации возникает на этапе активного развития компании. Вместе с ростом организации увеличивается общее количество подразделений и сотрудников, а значит, новичков. В какой-то момент руководители уже не могут лично заниматься новыми сотрудниками, что распространено в компаниях малого бизнеса. С этого момента возникает потребность в стандартизации процедур взаимодействия с новыми сотрудниками, а значит, в создании системы адаптации.
Адаптация (от лат. adaptatio - приспособление) - это процесс приспособления работника к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда, обмена, жизни.
В пользу адаптации красноречиво говорят следующие цифры. Порядка 80% людей, уволившихся в первые полгода-год работы, принимают решение об уходе из компании в первые две недели.
Почему так случается?
Обычна ситуация, когда новичок сталкивается
с большим количеством
Консультанты утверждают, что в случае успешной адаптации сотрудник начинает эффективно работать уже через несколько месяцев, а в случае спонтанного развития - только по истечении года.
Цели адаптации
Целью системы адаптации является снижение издержек организации, которое происходит за счет факторов, указанных ниже.
1.Ускорение процесса
0 достижение им необходимой эффективности работы в минимальные сроки;
1 уменьшение количества возможных ошибок, связанных с освоением функциональных обязанностей.
По результатам исследований, только к концу испытательного срока человек начинает работать на 70% своих возможностей.
2.Сокращение уровня текучести кадров:
2 снижение количества сотрудников, не прошедших испытательный срок;
3 снижение количества сотрудников, покинувших компанию в течение первого года работы.
Этапы адаптации
До начала адаптации требуется понять уровень подготовленности новичка, так как от этого будет зависеть индивидуальный набор адаптационных мероприятий. Если есть возможность дифференциации, то наполнение адаптационной программы лучше всего сделать разным.
Этап 1. Общая ориентация. На данном этапе происходит ознакомление нового сотрудника с компанией, корпоративными правилами, историей, структурой, рабочим распорядком, традициями, политикой в области управления персоналом и т. д.
Инструменты, применяемые на первом этапе, - проведение вводных тренингов и инструктажей, ознакомление с корпоративной документацией.
Этап 2. Вхождение в должность. Второй этап включает ознакомление с функциями и целями подразделения, целями и задачами самого сотрудника, процедурами и правилами, а также установление отношений с коллегами.
Инструментами данного этапа являются Положение о подразделении, Должностная инструкция сотрудника, составленный План работы нового сотрудника на первые три месяца, содержащийся в Адаптационном листе, утвержденные регламенты и правила.
Этап 3. Действенная ориентация. На данном этапе у нового сотрудника появляется возможность применить имеющиеся или только что приобретенные знания и получить обратную связь от руководителя и/или наставника. Этот этап начинается не ранее, чем через неделю после его выхода на работу.
Этап 4. Функционирование. В
любой компании полезно иметь
статистику по должностям относительно
средней продолжительности
2. Особенности адаптации разных категорий сотрудников
С точки зрения квалификации и должностного уровня новых сотрудников, условно можно выделить несколько категорий:
4 рядовые сотрудники, рабочий персонал;
5 специалисты, служащие, инженерно-технические работники (ИТР);
6 молодые специалисты;
7 руководители среднего звена;
8 руководители высшего звена;
9 сотрудники удаленных офисов.
Для каждой категории персонала разные аспекты адаптации имеют разную приоритетность. Прежде всего поговорим о различных аспектах адаптации.
Аспекты адаптации
Специалисты в области управления персоналом выделяют несколько аспектов процесса адаптации:
10организационный, или введение в компанию;
11социально-психологический, или введение в коллектив;
12профессиональный, или введение в профессию;
13психофизиологический.
Организационная адаптация
Для того чтобы начать работать эффективно, человеку необходимо получить ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности в компании:
•каковы стратегические цели и приоритеты компании?
14какова ее структура?
15как осуществляется
16кто принимает решения?
17что можно делать и чего нельзя?
18как оформить командировку?
19где находится IТ-отдел?
20как решать бытовые проблемы?
Организационная адаптация - один из самых сложных этапов освоения сотрудника в компании, так как она подразумевает получение и анализ большого объема информации.
К сожалению, немногие предприятия
в состоянии обеспечить сотрудников
необходимой информацией в
Социально-психологическая адаптация
Приходя на работу, человек
принимает те нормы поведения
и общения, которые существуют в
коллективе, включается в систему
взаимоотношений с коллегами. На
этом этапе он знакомится с «атмосферой
компании» - корпоративной культурой.
Часто случается, что хорошего кандидата
«отбраковывают» на этапе подбора,
из-за того что он не подходит по стилю
поведения и вероятность
Очень важно приложить максимальные усилия, чтобы выбранный специалист чувствовал себя в коллективе комфортно. Здесь по большому счету компании надо постараться ему понравиться.
Профессиональная адаптация
Данный аспект адаптации можно назвать «дообучением». Он напрямую связан с приобретением новым сотрудником недостающих знаний и навыков в профессиональной области. Когда необходима профессиональная адаптация?
1. Если новичок обладает
заведомо более низкими
2. В компании приняты
собственные стандарты работы (профессиональные
или технологические). Например, в
дистрибьюторских компаниях
Психофизиологическая адаптация
Данный аспект в первую очередь включает приспособление к определенному, часто отличному от привычного, режиму труда и отдыха.
Особое внимание психофизиологической адаптации нужно уделять в следующих ситуациях.
1. При сменном графике работы. Если человек никогда не работал по ночам, ему объективно будет тяжело работать в смену или менять время пребывания на работе, к примеру, с 8 часов на 12.
2. Если график работы сдвинут. В некоторых компаниях предлагается график работы с 8 до 17, в других - с 11 до 20.
3. В компании ненормированный рабочий день. К ненормированной работе сложно привыкнуть, если на предыдущем месте работы у сотрудника был нормированный график.
4. Когда предусмотрены длительные командировки - для ряда сотрудников это может стать дополнительным стрессом.
5. Проектная работа - в этом случае сотрудник должен быть готов к пиковым нагрузкам, которые обычно возникают перед сдачей проекта.
6. Работа в режиме домашнего офиса (home office). Данная форма становится все более распространенной в России: компании приглашают региональных представителей или нанимают специалистов, например программистов или веб-дизайнеров, из других городов, не создавая при этом специальных подразделений или филиалов.
Категории сотрудников
Рядовые сотрудники
Рядовым сотрудникам, к которым относятся, например, рабочие производства или обслуживающий персонал в офисе, не всегда уделяется достаточное внимание, притом, что на большинстве промышленных и сервисных предприятий эта группа персонала является самой многочисленной.
На этапе адаптации
рядовых сотрудников в компании
следует разработать и
Наиболее приоритетной для
данной категории сотрудников является
социально-психологическая
Следующий по важности аспект - профессиональный. Объяснить корпоративную специфику работы, научить основным производственным алгоритмам - задача наставника.
Немаловажным является и психофизиологический аспект. Практика показывает, что часто кандидаты переоценивают себя, неоднократные вопросы и предупреждения менеджера по персоналу в ходе собеседования остаются неуслышанными, и, как следствие, сотрудники увольняются через неделю, объясняя это тем, что работа для них действительно физически сложна.
Специалисты, инженерно-технические работники
По опыту компаний, именно с разработки адаптационных инструментов для этой категории сотрудников начинается выстраивание целостной системы адаптации в компании.
Наиболее приоритетной для специалистов и инженерно-технических работников является организационная адаптация, в ходе которой сотрудник знакомится со спецификой работы подразделения, в которое он пришел работать, с тем как налажены бизнес-процессы и т. д.
Что касается профессионального аспекта, то все зависит от стадии развития, на которой находится сама компания. На этапе активного роста у нее чаще всего нет возможности привлекать людей «на вырост» и обучать их в процессе работы, так как большинство служб только формируется и такие компании делают ставки на «готовых» специалистов, по сути, покупая на рынке их профессиональные компетенции. Если же компания находится на стадии стабилизации, то профессиональный аспект адаптации новичков будет следующим по приоритету.