Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение адаптации как одной из актуальных проблем в управлении персоналом. Также в ней содержится ряд советов и рекомендаций о построении системы адаптации в организации.
Задача моей курсовой работы - помочь HR-специалистам и руководителям подготовить эффективную систему адаптации персонала на основе разработанной «Матрицы адаптации».
Оценка Welcome! Тренинга. Так как Welcome! Тренинг не является тренингом в привычном понимании этого слова, процесс оценки может включать всего два шага: 1) оценку реакции участников: сбор обратной связи о том, понравилась ли новичкам форма проведения программы, все ли было понятно и т. д.; 2) проверку знаний с использованием тестов о продукте/услугах в случае, если в этом есть необходимость.
Корпоративная брошюра Книга сотрудника.
Корпоративная брошюра Книга сотрудник (приложение 2) (другое название Папка сотрудника) может издаваться как в печатной форме, так и в электронной.
Цель Книги сотрудника
Сориентировать новичка в большом объеме информации, которую ему необходимо узнать о компании.
Содержание Книги сотрудника
Определяется прежде всего целевой группой издания. Для рядовых сотрудников рабочих специальностей имеет смысл подготовить Памятку нового сотрудника (приложение 3), включив в нее сведения, связанные с условиями труда и быта.
Для сотрудников, работающих дистанционно, правильно будет изложить весь материал адаптационного курса, так как у них нет возможности посетить вводный курс лично.
В активно развивающихся
компаниях имеет смысл
В случае если предоставление Книги сотрудника каждому новичку по каким-либо причинам затратно для компании - например, она является производственной и большую часть работников составляют сотрудники рабочих специальностей, решением может быть вручение новичкам Памятки новому сотруднику и размещение всех информационных материалов о компании на информационном стенде, доступ к которому свободен для всех.
Во время разработки таких книг и памяток надо сразу запланировать периодичность их обновления, так как указанная там информация изменяется очень быстро. Обновленную информацию необходимо доводить и до уже работающих сотрудников.
Дни новичков
Дни новичков в компании могут проходить с разной периодичностью. Наиболее часто встречающиеся варианты - один раз в месяц и один раз в квартал. Главная цель таких мероприятий - командообразование.
В некоторых компаниях День новичков заменяет Welcome! Тренинг. В этом случае мероприятие обычно включает официальную (содержательную) и неофициальную (развлекательную) части.
Комплект новичка
Комплект новичка (другие названия: Папка нового сотрудника, или Путеводитель по компании) обычно включает в себя:
15должностную инструкцию,
локальные нормативные
16Адаптационный лист;
17Книгу сотрудника;
18корпоративные памятки, положения;
19последний выпуск
20маркетинговые материалы;
21корпоративный сувенир (например, ручка, блокнот и т. п.);
22телефонный справочник;
Часть документов может быть записана на компакт-диск, например, вместе с фильмом о компании.
Первый день нового сотрудника
Первый день сотрудника должен быть подготовлен заранее. Часто бывает, что компании де-юре обладают разработанными адаптационными инструментами, а де-факто оказываются абсолютно не готовы к приему нового сотрудника. Детально разработанные программы адаптации не заменят эмоциональной составляющей первого дня сотрудника на новом месте, в ходе которого он невольно оценивает реальное к нему отношение.
Неправильно назначать выход
нового сотрудника на тот день, когда
его непосредственный руководитель
находится в отпуске или
Ожидая появления нового сотрудника в офисе, проверьте, не забыли ли вы подготовить:
1) рабочее место; на рабочем столе и в тумбочке не должно быть никаких вещей, оставшихся от предыдущего сотрудника, положите на стол ежедневник, набор канцелярских принадлежностей;
2) Комплект новичка, Адаптационный лист, бейджик;
3) знаки приветствия от коллег: открытка - поздравление с выходом на новую работу, небольшая шоколадка, корпоративный сувенир - словом, все, что сотрудникам подскажет их фантазия.
Если есть возможность, предупредите работников этого и смежных подразделений о появлении нового коллеги.
Первый день работы нового
сотрудника рекомендуется начинать
несколько позже, например, в 9.30, в
случае если вся компания работает
с 9.00. К этому времени все
Важно не столько в первый же день довести до сотрудника всю подробную информацию, сколько объяснить ему, где ее можно самостоятельно найти в будущем. Цель первого дня нового сотрудника - сформировать у него положительное впечатление о компании и вызвать воодушевление к работе в ней.
Информация о новичке
Важно не только представить новому сотруднику его будущих коллег, но и рассказать о новом человеке в коллективе. Для этого необходимо использовать имеющиеся коммуникационные каналы:
0 интранет-страницу «Наши новички»;
1 электронную рассылку;
2 информационный стенд;
3 корпоративный бюллетень или газету;
4 личное представление (в данном случае сложность может вызвать то, что не всех сотрудников компании можно застать на местах).
Информация о новом руководителе
В случае прихода нового руководителя HR-службе имеет смысл подготовить план его знакомства с сотрудниками. Часто сотрудники относятся к новому руководителю с некоторой настороженностью, в то время как желательно, чтобы топ-менеджер с первого же дня пользовался уважением подчиненных. Информацию о руководителе нужно распространить по всем каналам внутри организации, и она должна включать следующие сведения:
5 образование и опыт работы;
6 успехи и достижения в предыдущих проектах;
7 семейное положение, хобби и т. д.;
8 взгляды на организацию рабочего процесса.
Оптимальным вариантом является представление этих сведений в виде интервью. Другие варианты: самопрезентация, рассказ третьих лиц.
Информация о новом рядовом сотруднике
Рядовому сотруднику уделяется меньше внимания, чем топ-менеджеру, но представить его коллективу все равно необходимо, хотя бы в рамках его подразделения.
Представление нового сотрудника
Знакомство нового сотрудника с коллегами обычно проходит по приведенному ниже плану.
1. Знакомство с коллегами внутри подразделения.
2. Знакомство с коллегами
смежных подразделений, с
3. Знакомство с вышестоящим
руководством. При представлении
новичок и другой сотрудник
обмениваются следующей
9 имя и фамилия, должность;
10основные задачи того и другого;
11вопросы, по которым они будут взаимодействовать.
Обучение в период адаптации. Виды адаптации
1. Обучение, связанное с
ознакомлением с
В данную группу входит обучение:
12правилам работы с клиентами;
13правилам работы с корпоративной базой данных;
14составлению отчетности и т. д.
Хорошо, если это обучение сопровождается выдачей памяток, в которых прописаны все основные алгоритмы.
2.Профессиональное обучение.
Часто в компанию принимают
сотрудника, который не обладает
полным набором необходимых
3.Стажировка. В ряде компаний
практикуется стажировка
С целью быстрой адаптации нового тренинг-менеджера, который будет заниматься обучением персонала, можно направить его на ограниченный период на стажировку в отдел продаж, маркетинга и т. д. Таким образом, он будет хорошо понимать, чем занимаются сотрудники, с которыми он будет взаимодействовать в дальнейшем и программы обучения для которых будет разрабатывать.
Перечисленные выше формы обучения - минимальный набор инвестиций в нового сотрудника.
Предложение о работе
Предложение о работе (Job Offer) (приложение 5) по сути является первым инструментом будущей адаптации, и необходимо отнестись к нему со всей серьезностью.
Как правило, официальное
предложение работы - документ на полторы-две
страницы, который включает в себя
в концентрированной форме
15предлагаемую должность;
16место должности в
структуре компании, т.е. указание,
у кого сотрудник будет
17перечень функциональных обязанностей;
18место работы;
19объем командировок;
20наличие испытательного срока;
21размер оплаты труда и структуру дохода;
22ключевые показатели эффективности деятельности;
23условия компенсации
понесенных расходов: оплату мобильной
связи, расходов на
24предоставление других льгот - медицинское страхование;
25дату ожидаемого выхода на работу или дату получения согласия кандидата;
26перечень документов, которые необходимы для оформления на работу.
Подготовка такого подробного предложения облегчит в будущем работу сотрудников службы персонала: инспектору по кадрам не придется гадать, чем же должен заниматься сотрудник, и скачивать его должностную инструкцию из Интернета.
Принятое соискателем предложение о работе позволяет работодателю прекратить поиск, а кандидату - начать процедуру увольнения в своей компании.
К слову, в Европе Job Offer заменяет трудовой договор при найме на работу, и поэтому его статус там более весомый, у нас же подписанное предложение о работе является аналогом соглашения о намерении заключить трудовой договор.
Предложение о работе может быть отклонено кандидатом, в случае если его не устраивают предложенные условия. Надо помнить, что Job Offer всего лишь содержит описание будущей работы и компенсации за нее.
4. Участники адаптационного процесса
В успешной адаптации нового сотрудника заинтересована прежде всего компания. Это не только вопрос комфорта новичка, но и обретение эффективного и лояльного сотрудника.
В некоторых компаниях принято считать, что развитие персонала является исключительной прерогативой сотрудников HR-службы, что в корне неверно.
Идеально, если со стороны компании в адаптации нового сотрудника принимают участие три стороны:
1)наставник
2)непосредственный
3)служба персонала
На практике участие всех сторон встречается не во всех компаниях.
Рассмотрим функции каждой из сторон, предполагая, что в компании все стороны (линейные руководители, наставники, службы персонала) задействованы в процессе адаптации новых сотрудников.
Служба персонала
Опыт показывает, что эффективнее всего, когда HR-служба выполняет координирующую роль в процессе адаптации, а именно разрабатывает и внедряет адаптационные инструменты, обучает внутренних клиентов (руководителей и наставников) их использованию, контролирует исполнение утвержденных процедур.
Задач и службы персонала по отношению к новым сотрудникам:
- участие в проведении
мероприятий по адаптации,
- проведение Welcome! Тренинга;
- подготовка Комплекта новичка;
- эмоциональная поддержка
новичка во время всего
- получение обратной связи от новичка после окончания адаптационного периода.
Кто именно в службе персонала координирует адаптацию нового сотрудника, зависит, прежде всего, от структуры службы и распределения обязанностей внутри нее: это может быть менеджер по персоналу, менеджер по подбору персонала, тренинг-менеджер.
Линейный руководитель
Руководители подразделений являются ключевыми клиентами службы персонала.
Задачи, стоящие перед руководителем по адаптации новых сотрудников:
1.Определение должностных обязанностей. Подготовка предложений о работе.
2. Постановка целей и
задач на период
3. Определение наставника
из числа ведущих специалистов
отдела. Следует помнить, что
4. Ознакомление новичка
с содержанием Адаптационного
листа и разъяснение
5. Отслеживание промежуточных
результатов. Важно избегать