Адаптация персонала в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение адаптации как одной из актуальных проблем в управлении персоналом. Также в ней содержится ряд советов и рекомендаций о построении системы адаптации в организации.
Задача моей курсовой работы - помочь HR-специалистам и руководителям подготовить эффективную систему адаптации персонала на основе разработанной «Матрицы адаптации».

Файлы: 1 файл

Адаптация персонала в организации курсовик здесь.docx

— 75.49 Кб (Скачать файл)

Оценка Welcome! Тренинга. Так как Welcome! Тренинг не является тренингом в привычном понимании этого слова, процесс оценки может включать всего два шага: 1) оценку реакции участников: сбор обратной связи о том, понравилась ли новичкам форма проведения программы, все ли было понятно и т. д.; 2) проверку знаний с использованием тестов о продукте/услугах в случае, если в этом есть необходимость.

Корпоративная брошюра Книга сотрудника.

Корпоративная брошюра Книга  сотрудник (приложение 2) (другое название Папка сотрудника) может издаваться как в печатной форме, так и  в электронной.

Цель Книги сотрудника

Сориентировать новичка  в большом объеме информации, которую  ему необходимо узнать о компании.

Содержание Книги сотрудника

Определяется прежде всего целевой группой издания. Для рядовых сотрудников рабочих специальностей имеет смысл подготовить Памятку нового сотрудника (приложение 3), включив в нее сведения, связанные с условиями труда и быта.

Для сотрудников, работающих дистанционно, правильно будет изложить весь материал адаптационного курса, так  как у них нет возможности  посетить вводный курс лично.

В активно развивающихся  компаниях имеет смысл разработать  Книгу руководителя(приложение 4), целевой аудиторией которой станут как сотрудники, назначенные на должность после прохождения программы развития кадрового резерва, так и специалисты, пришедшие в компанию извне. Основными материалами, размещенными в такой Книге руководителя, станут описанные бизнес-процессы и регламенты, например, Положение о подготовке и защите бюджета или локальные нормативные акты, касающиеся работы с персоналом.

В случае если предоставление Книги сотрудника каждому новичку  по каким-либо причинам затратно для компании - например, она является производственной и большую часть работников составляют сотрудники рабочих специальностей, решением может быть вручение новичкам Памятки новому сотруднику и размещение всех информационных материалов о компании на информационном стенде, доступ к которому свободен для всех.

Во время разработки таких  книг и памяток надо сразу запланировать  периодичность их обновления, так  как указанная там информация изменяется очень быстро. Обновленную  информацию необходимо доводить и до уже работающих сотрудников.

Дни новичков

Дни новичков в компании могут  проходить с разной периодичностью. Наиболее часто встречающиеся варианты - один раз в месяц и один раз  в квартал. Главная цель таких  мероприятий - командообразование.

В некоторых компаниях  День новичков заменяет Welcome! Тренинг. В этом случае мероприятие обычно включает официальную (содержательную) и неофициальную (развлекательную) части.

Комплект новичка

Комплект новичка (другие названия: Папка нового сотрудника, или Путеводитель по компании) обычно включает в себя:

15должностную инструкцию, локальные нормативные документы,  в том числе Положение о  персонале;

16Адаптационный лист;

17Книгу сотрудника;

18корпоративные памятки,  положения;

19последний выпуск корпоративного  издания;

20маркетинговые материалы;

21корпоративный сувенир  (например, ручка, блокнот и т.  п.);

22телефонный справочник;

Часть документов может быть записана на компакт-диск, например, вместе с фильмом о компании.

Первый день нового сотрудника

Первый день сотрудника должен быть подготовлен заранее. Часто  бывает, что компании де-юре обладают разработанными адаптационными инструментами, а де-факто оказываются абсолютно не готовы к приему нового сотрудника. Детально разработанные программы адаптации не заменят эмоциональной составляющей первого дня сотрудника на новом месте, в ходе которого он невольно оценивает реальное к нему отношение.

Неправильно назначать выход  нового сотрудника на тот день, когда  его непосредственный руководитель находится в отпуске или командировке. Не стоит допускать, чтобы человек  чувствовал себя брошенным.

Ожидая появления нового сотрудника в офисе, проверьте, не забыли ли вы подготовить:

1)  рабочее место; на рабочем столе и в тумбочке не должно быть никаких вещей, оставшихся от предыдущего сотрудника, положите на стол ежедневник, набор канцелярских принадлежностей;

2)  Комплект новичка, Адаптационный лист, бейджик;

3)  знаки приветствия от коллег: открытка - поздравление с выходом на новую работу, небольшая шоколадка, корпоративный сувенир - словом, все, что сотрудникам подскажет их фантазия.

Если есть возможность, предупредите работников этого и смежных подразделений  о появлении нового коллеги.

Первый день работы нового сотрудника рекомендуется начинать несколько позже, например, в 9.30, в  случае если вся компания работает с 9.00. К этому времени все заинтересованные лица уже будут на рабочих местах, и новичку не придется проводить  первые минуты в ожидании появления  будущих коллег.

Важно не столько в первый же день довести до сотрудника всю  подробную информацию, сколько объяснить  ему, где ее можно самостоятельно найти в будущем. Цель первого  дня нового сотрудника - сформировать у него положительное впечатление  о компании и вызвать воодушевление  к работе в ней.

Информация о новичке

Важно не только представить  новому сотруднику его будущих коллег, но и рассказать о новом человеке в коллективе. Для этого необходимо использовать имеющиеся коммуникационные каналы:

0   интранет-страницу «Наши новички»;

1   электронную рассылку;

2   информационный стенд;

3   корпоративный бюллетень или газету;

4   личное представление (в данном случае сложность может вызвать то, что не всех сотрудников компании можно застать на местах).

Информация о новом  руководителе

В случае прихода нового руководителя HR-службе имеет смысл подготовить  план его знакомства с сотрудниками. Часто сотрудники относятся к  новому руководителю с некоторой  настороженностью, в то время как  желательно, чтобы топ-менеджер с  первого же дня пользовался уважением  подчиненных. Информацию о руководителе нужно распространить по всем каналам  внутри организации, и она должна включать следующие сведения:

5   образование и опыт работы;

6   успехи и достижения в предыдущих проектах;

7   семейное положение, хобби и т. д.;

8   взгляды на организацию рабочего процесса.

Оптимальным вариантом является представление этих сведений в виде интервью. Другие варианты: самопрезентация, рассказ третьих лиц.

Информация о новом  рядовом сотруднике

Рядовому сотруднику уделяется  меньше внимания, чем топ-менеджеру, но представить его коллективу все равно необходимо, хотя бы в рамках его подразделения.

Представление нового сотрудника

Знакомство нового сотрудника с коллегами обычно проходит по приведенному ниже плану.

1. Знакомство с коллегами  внутри подразделения.

2. Знакомство с коллегами  смежных подразделений, с которыми  новичок будет непосредственно  взаимодействовать.

3. Знакомство с вышестоящим  руководством. При представлении  новичок и другой сотрудник  обмениваются следующей информацией:

9   имя и фамилия, должность;

10основные задачи того  и другого;

11вопросы, по которым они будут взаимодействовать.

Обучение в период адаптации. Виды адаптации

1. Обучение, связанное с  ознакомлением с корпоративными  стандартами.

В данную группу входит обучение:

12правилам работы с  клиентами;

13правилам работы с  корпоративной базой данных;

14составлению отчетности  и т. д.

Хорошо, если это обучение сопровождается выдачей памяток, в  которых прописаны все основные алгоритмы.

2.Профессиональное обучение. Часто в компанию принимают  сотрудника, который не обладает  полным набором необходимых компетенций,  но отличается достаточно высоким  потенциалом. В этом случае  для него целесообразно спланировать  необходимое обучение, информация  о котором будет отражена в  Адаптационном листе. В таких  случаях необходимо прикрепить  к новичку наставника.

3.Стажировка. В ряде компаний  практикуется стажировка специалистов  в смежных подразделениях, которая  организуется для ускоренного  вхождения в должность и понимания  сотрудником основных бизнес-процессов.

С целью быстрой адаптации  нового тренинг-менеджера, который  будет заниматься обучением персонала, можно направить его на ограниченный период на стажировку в отдел продаж, маркетинга и т. д. Таким образом, он будет хорошо понимать, чем занимаются сотрудники, с которыми он будет  взаимодействовать в дальнейшем и программы обучения для которых будет разрабатывать.

Перечисленные выше формы  обучения - минимальный набор инвестиций в нового сотрудника.

Предложение о работе

Предложение о работе (Job Offer) (приложение 5) по сути является первым инструментом будущей адаптации, и необходимо отнестись к нему со всей серьезностью.

Как правило, официальное  предложение работы - документ на полторы-две  страницы, который включает в себя в концентрированной форме условия  будущего трудового договора, в том  числе следующую информацию:

15предлагаемую должность;

16место должности в  структуре компании, т.е. указание, у кого сотрудник будет состоять  в прямом и функциональном  подчинении;

17перечень функциональных  обязанностей;

18место работы;

19объем командировок;

20наличие испытательного  срока;

21размер оплаты труда  и структуру дохода;

22ключевые показатели  эффективности деятельности;

23условия компенсации  понесенных расходов: оплату мобильной  связи, расходов на использование  автомобиля;

24предоставление других  льгот - медицинское страхование;

25дату ожидаемого выхода  на работу или дату получения  согласия кандидата;

26перечень документов, которые  необходимы для оформления на  работу.

Подготовка такого подробного предложения облегчит в будущем  работу сотрудников службы персонала: инспектору по кадрам не придется гадать, чем же должен заниматься сотрудник, и скачивать его должностную  инструкцию из Интернета.

Принятое соискателем  предложение о работе позволяет  работодателю прекратить поиск, а кандидату - начать процедуру увольнения в  своей компании.

К слову, в Европе Job Offer заменяет трудовой договор при найме на работу, и поэтому его статус там более весомый, у нас же подписанное предложение о работе является аналогом соглашения о намерении заключить трудовой договор.

Предложение о работе может  быть отклонено кандидатом, в случае если его не устраивают предложенные условия. Надо помнить, что Job Offer всего лишь содержит описание будущей работы и компенсации за нее.

 

4. Участники адаптационного  процесса

 

В успешной адаптации нового сотрудника заинтересована прежде всего компания. Это не только вопрос комфорта новичка, но и обретение эффективного и лояльного сотрудника.

В некоторых компаниях  принято считать, что развитие персонала  является исключительной прерогативой сотрудников HR-службы, что в корне  неверно.

Идеально, если со стороны  компании в адаптации нового сотрудника принимают участие три стороны:

1)наставник

2)непосредственный руководитель

3)служба персонала

На практике участие всех сторон встречается не во всех компаниях.

Рассмотрим функции каждой из сторон, предполагая, что в компании все стороны (линейные руководители, наставники, службы персонала) задействованы  в процессе адаптации новых сотрудников.

Служба персонала

Опыт показывает, что эффективнее  всего, когда HR-служба выполняет координирующую роль в процессе адаптации, а именно разрабатывает и внедряет адаптационные  инструменты, обучает внутренних клиентов (руководителей и наставников) их использованию, контролирует исполнение утвержденных процедур.

Задач и службы персонала  по отношению к новым сотрудникам:

- участие в проведении  мероприятий по адаптации, например, проведение вводного инструктажа  о правилах внутреннего распорядка, нормах техники безопасности, положении  о коммерческой тайне и т.д.;

- проведение Welcome! Тренинга;

- подготовка Комплекта  новичка;

- эмоциональная поддержка  новичка во время всего периода  адаптации;

- получение обратной связи  от новичка после окончания  адаптационного периода.

Кто именно в службе персонала  координирует адаптацию нового сотрудника, зависит, прежде всего, от структуры  службы и распределения обязанностей внутри нее: это может быть менеджер по персоналу, менеджер по подбору персонала, тренинг-менеджер.

Линейный  руководитель

Руководители подразделений  являются ключевыми клиентами службы персонала.

Задачи, стоящие перед  руководителем по адаптации новых  сотрудников:

1.Определение должностных  обязанностей. Подготовка предложений  о работе.

2. Постановка целей и  задач на период испытательного  срока, определение содержания  работы на это время - новичок  должен четко понимать, по каким  критериям его будут оценивать  после того, как испытательный  срок окончится.

3. Определение наставника  из числа ведущих специалистов  отдела. Следует помнить, что неправильный  выбор наставника может свести  на нет эффективность всей  адаптации.

4. Ознакомление новичка  с содержанием Адаптационного  листа и разъяснение назначения  запланированных мероприятий.

5. Отслеживание промежуточных  результатов. Важно избегать ситуации, когда сотрудника оставляют без  контроля на весь испытательный  срок, в конце которого фактические  результаты его деятельности  расходятся с запланированными. Хотя бы раз в месяц необходимо беседовать с новым работником о том, каких успехов он достиг и с какими сложностями сталкивается. По результатам такой встречи может быть принято решение о сокращении продолжительности испытательного срока.

Информация о работе Адаптация персонала в организации