Адаптация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:18, дипломная работа

Описание работы

Многие процессы в связи с открытостью экономики доступны для многих компаний. Успех одних компаний и неудача других объясняется наличием определенного фактора, который позволяет организации быть первой на рынке. Многие исследователи считают таким фактором персонал.
Персонал является наиболее сложным объектом управления в организации, так как имеет возможность решать самостоятельно любые вопросы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию. Приходя на работу, человек принимает те нормы поведения и общения, которые существуют в коллективе, включается в систему взаимоотношений с коллегами.

Содержание работы

Введение ……………………………...………………..…....................................4
1.Теоретические особенности управления системы адаптации персонала в организации…………………………………………………………..…….…..7
1.1.Сущность и содержание системы адаптации персонала в организации…………….…………...………………………..……..……....71.2.Организация эффективного управления адаптацией…………….....16
2.Анализ планирования мероприятий по адаптации персонала в ООО «Александрийские двери – Самара»……………….............................30
2.1.Общая характеристика организации……………………...................30
2.2. Анализ основных функций по управлению персоналом..........……45
2.3 Анализ системы обучения персонала………………………………..48
2.4 Анализ используемых систем оплаты труда……...…………………55
3.Планирование мероприятий по адаптации персонала в ООО «Александрийские двери - Самара»…………..…..……................................59
Разработка мероприятий по совершенствованию системы адаптации персонала……………. ……………………………………………………59
Ожидаемый результат от предложенных мероприятий в системе адаптации персонала…………………………………………………..........................69
Заключение………………………….…………………………………………..77
Список использованных источников и литературы …………………..….79

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 184.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Этапы адаптации

 

Оценка уровня подготовленности новичка, необходима для разработки программы адаптации.

Программы адаптации можно  разделить на:

  • Общие, затрагивающие вопросы, касающиеся всей организации в целом. В реализации таких программ обычно задействованы руководители организации.
  • Примерное содержание общей программы адаптации (Содержание мероприятий):

 

    Общее ознакомление с организацией: история организации, ее традиции и стандарты, виды деятельности организации, ее цели, приоритеты, тенденции развития, продукция и ее потребители, положение на рынке, проблемы организации, общая организационная структура, информация о высшем руководстве.

  • Система оплаты труда в организации: нормы и формы оплаты труда, оплата выходных, сверхурочных; стоимость рабочей силы; штрафные санкции.
  • Социальные выплаты: виды страхования, различные пособия, особенности пенсионного обеспечения, возможности обучения, социальная структура организации, правила начисления социальных выплат.
  • Охрана труда и техника безопасности, правила противопожарной безопасности и контроля, правила поведения при несчастных случаях, здравоохранение и места оказания первой медицинской помощи.
  • Отношения работника с администрацией: принципы кадровой политики и подбора персонала, сроки и условия найма, назначения, перемещения, продвижения, увольнения; права и обязанности работников; направления профессиональной подготовки и повышения квалификации; функции профсоюзов; дисциплина и взыскания; правила охраны коммерческой тайны; организационные коммуникации и распространение новых идей.
  • Специализированные, которые охватывают вопросы, связанные непосредственно с определенным подразделением и рабочим местом. В реализации таких программ обычно задействованы линейные руководители, наставники, сторонние организации или специалисты, если возникает необходимость в специализированном обучении. Примерное содержание специализированной программы адаптации Содержание мероприятий:

 

  • Функции подразделения: цели, функции и приоритеты подразделения, его структура и руководители, взаимоотношения внутри подразделения и с другими подразделениями.
  • Обязанности и ответственность: должностные обязанности, содержание работы и ожидаемых результатов; объяснение ее важности и соотношения с другими работами в подразделении и в организации; длительность и расписание рабочего дня, перерывы; требования к качеству работы; критерии и методы ее оценки; возможные дополнительные требования.
  • Правила-предписания: правила, характерные для данного рабочего места или подразделения, правила техники безопасности и охраны труда; виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней; отношения с местными и общегосударственными инспекциями; проблемы, связанные с воровством; вынос вещей из подразделения.
  • Осмотр подразделения: противопожарная безопасность, кнопка пожарной тревоги; входы и выходы, поведение в случае аварий; информирование о несчастных случаях и опасности; курение на рабочем месте и места для курения, места оказания первой помощи; гигиенические стандарты.

Первичное знакомство нового работника со своим рабочим местом, своими обязанностями и требованиями, которые предъявляются к нему и результатам его труда со стороны администрации организации. К этой работе целесообразно привлекать как непосредственного руководителя новичка, так и сотрудников службы управления персоналом. На этом этапе  сотрудник знакомится с особенностями  организации, правилами поведения  в ней, ее персоналом, включается в  коммуникативные сети компании.

Действенная адаптация, которая  состоит в приспособлении новичка  к своему рабочему месту, своему статусу. На этом этапе происходит целенаправленное профессиональное обучение работника, его включение в

 

межличностные отношения  с коллегами. В рамках этого этапа  новый сотрудник должен ощущать  максимальную поддержку со стороны  руководителя и коллег, целесообразно  вместе с ним регулярно проводить  оценку результативности его деятельности и особенностей взаимодействия с  коллегами. В течение первой недели непосредственный руководитель должен ежедневно общаться с работником, узнавать об успехах и помогать устранить  проблемы.

Организация адаптации персонала  включает в себя три  компонента:

  • структурное закрепление функции адаптации в системе управления персоналом организации;
  • организация процесса адаптации;
  • организация информационного обеспечения процесса адаптации.

Виды адаптации  персонала - это составные элементы общего процесса трудовой адаптации, определяемые особенностями производственно-экономических  систем и социальных отношений в  организации. [2.3, с. 58]

Классификация адаптации  по следующим критериям:

По отношениям субъект-объект:

  • активная — когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее,
  • пассивная — когда он не стремится к такому воздействию.

По воздействию на работника:

  • прогрессивная — благоприятно воздействующая на работника;
  • регрессивная — пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).

По уровню:

  • первичная — когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;
  • вторичная — при последующей смене работы.

        

Наиболее наглядно последний  критерий классификации можно представить  в виде схемы, приведенной у Кибанова А.Я. (Рис. 2)


 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Рис.2. Виды адаптации

 

Типы адаптации:

Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.

Психофизиологическая адаптация  — адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как  целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального  состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам  и т.п ). Психофизиологическая адаптация особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий.

Социально - психологическая  адаптация человека к производственной деятельности — адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами.

Согласно учебному пособию Егоршин А.П., процесс адаптации можно разделить на четыре этапа. [2.5, с. 58]

Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда

 

параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно  попадает в какой-то степени в  незнакомую ему ситуацию. Адаптация  должна предполагать как знакомство с производственными особенностями  организации, так и включение  в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями  коммуникации, правилами поведения, т. д.

Этап 2. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Значительное внимание, например, в компаниях, уделяется адаптации новичка к условиям организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом.

Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 – 1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.

 

Смена этапов вызывает трудности, называемые “адаптационные кризисы”, поскольку воздействие социальной среды обычно резко возрастает. В  результате у работника возникает  состояние тревоги, сопротивляемости, стресса, поиска выхода, возникновение  потребности в более активном освоении до сих пор неизвестного.

 

1.2 Управление процессом адаптации персонала

Управление процессом  адаптации – это «активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т. п.»

Необходимость управления адаптацией предопределяется большим ущербом как для производства, так и для работников, а его возможность доказана опытом российских предприятий и организаций.

Об этом свидетельствуют  данные опроса на тему: «Как ваша компания проводит адаптацию новых сотрудников?».(Рис. 3). Опрос проводился на сайте www.hrm.ru. В опросе участвовали 125 руководителей и менеджеров по персоналу. [2.33, с. 50]

 

У нас есть специальные курсы  обучения для новичков, включая тренинги и стажировки


Знакомим с правилами  внутреннего распорядка, с коллегами

 

 Ограничиваемся общим  инструктажем

 

Мы только начинаем об этом задумываться

 

Никак


 

 

Рис.3. Как ваша компания проводит адаптацию новых сотрудников(%)

 

Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как субъективных характеристик  рабочего (пол, возраст, его психофизиологические характеристики, а также образование, стаж и др.), так и факторов производственной среды, характера их влияния (прямое или косвенное) на показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации  процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия (в части условий труда, гибкого  рабочего времени, организации труда  и т.д.) и ограничений в изменении  рабочего (в развитии тех или иных способностей, в освобождении от отрицательных  привычек и т.п), необходимо также учитывать различия на новом и на прежнем месте работы, особенности новой и прежней профессий, ибо они могут быть существенными, что послужит серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения кадровой политики предприятия.

Адаптация работника на производстве, эффективное управление этим процессом  требуют большой организационной  работы. Поэтому на многих предприятиях страны создаются специализированные службы адаптации кадров. Однако организационно это делается по-разному: в зависимости  от численности персонала предприятия, структуры управления предприятием, наличия и организации системы  управления персоналом, нацеленности администрации предприятия на решение  социальных задач в сфере управления производством и других моментов.

Цели системы управления адаптацией хорошо сформулированы у  Кибанова и могут быть представлены в виде схемы: (Рис. 4)

  • вступающих в должность;
  • специальные курсы подготовки наставников;
  • использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;
  • выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;

 

подготовка замены при  ротации кадров; проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению  сотрудников.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Цели системы  управления адаптацией

Информация о работе Адаптация персонала