Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:18, дипломная работа
Многие процессы в связи с открытостью экономики доступны для многих компаний. Успех одних компаний и неудача других объясняется наличием определенного фактора, который позволяет организации быть первой на рынке. Многие исследователи считают таким фактором персонал.
Персонал является наиболее сложным объектом управления в организации, так как имеет возможность решать самостоятельно любые вопросы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию. Приходя на работу, человек принимает те нормы поведения и общения, которые существуют в коллективе, включается в систему взаимоотношений с коллегами.
Введение ……………………………...………………..…....................................4
1.Теоретические особенности управления системы адаптации персонала в организации…………………………………………………………..…….…..7
1.1.Сущность и содержание системы адаптации персонала в организации…………….…………...………………………..……..……....71.2.Организация эффективного управления адаптацией…………….....16
2.Анализ планирования мероприятий по адаптации персонала в ООО «Александрийские двери – Самара»……………….............................30
2.1.Общая характеристика организации……………………...................30
2.2. Анализ основных функций по управлению персоналом..........……45
2.3 Анализ системы обучения персонала………………………………..48
2.4 Анализ используемых систем оплаты труда……...…………………55
3.Планирование мероприятий по адаптации персонала в ООО «Александрийские двери - Самара»…………..…..……................................59
Разработка мероприятий по совершенствованию системы адаптации персонала……………. ……………………………………………………59
Ожидаемый результат от предложенных мероприятий в системе адаптации персонала…………………………………………………..........................69
Заключение………………………….…………………………………………..77
Список использованных источников и литературы …………………..….79
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
Если говорить о конкретных мерах или этапах адаптации, то следует четко разграничивать функции непосредственного руководителя и менеджера по персоналу. Бусыгин А.В. видит распределение обязанностей в ходе подготовки и реализации программы ориентации: (Табл. 1) [2.10, с.83]
Таблица 1
Функции руководителя и менеджера по персоналу
Функции и мероприятия по ориентации |
Обязанности | |
Непосредственного руководителя |
Менеджера по персоналу | |
Составление программ ориентации |
Выполняет |
|
Ознакомление новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями |
Выполняет | |
Объяснение задач и требований к работе |
Выполняет |
|
Внедрение работника в рабочую группу |
Выполняет |
|
Поощрение помощи новичкам |
Выполняет |
|
со стороны опытных работников |
Анализ функций руководителя и менеджера по персоналу показал, что значительная часть обязанностей по профориентации персонала лежит на непосредственном руководителе. Это подчеркивается в ряде учебных пособий. Веснин, в этом смысле, является автором, широко раскрывающим его функции на всех этапах - от «введения в должность», до завершающих этапов адаптации.
По его мнению, при индивидуальном введении в должность (которое, опять же, предпочтительнее группового, так как более эффективно и требует меньших затрат), непосредственный руководитель «поздравляет нового сотрудника с началом работы. Представляет его коллективу (рассказывает биографию, особо отмечая достоинства), знакомит с подразделением и обстановкой в нем. Подробно излагает требования (в том числе и неписаные) сообщает о трудностях, которые могут встретиться, и наиболее распространенных ошибках в работе. Рассказывает о будущих коллегах, особенно тех, у кого трудный характер, и тех, на которых всегда можно положиться, просить совета. Руководитель осуществляет инструктаж и контроль за первыми шагами новичка, выявляет сильные и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в дополнительном обучении, оказывает всестороннюю помощь в адаптации».
Непосредственно процесс адаптации также значительно облегчается участием в нем руководителя. В его обязанности входит проведение предварительной работы с будущими коллегами, с тем чтобы новичка хорошо встретили; назначение опекуна, проверка состояния материальных условий труда.
В течение первой недели
руководителю желательно ежедневно
видеться с работником, узнавать об
успехах и помогать устранить
проблемы. Это позволит как можно
раньше (идеально в течение месяца)
полностью составить
Руководителю целесообразно завести карточку контроля за адаптацией и постоянно держать в поле зрения этот процесс. На первом этапе ему нужно помочь новому сотруднику выбрать наиболее подходящее рабочее место, на втором — оказать содействие в освоении тонкостей своей профессии, на третьем — смежных профессий, а также привлекать к делам коллектива.
Социально-психологической адаптации руководителей также уделено много внимания у Веснина. Он, в частности, пишет, что эта адаптация сложна «прежде всего, из-за несоответствия уровня их и новых подчиненных. Если руководитель будет на голову выше коллектива, последний не сможет воспринимать его требований, и руководитель, в сущности, окажется в положении генерала без войска; в противном случае коллектив будет «стадом без пастуха». Процесс вхождения осложняется в том случае, если прежний начальник остается начальником более высокого уровня».
Для достижения целей адаптации в организациях целесообразно иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом специалистов или самостоятельное подразделение по управлению профориентацией и адаптацией кадров. Штат такого подразделения должен состоять как минимум из двух человек: профконсультант (профессиональная ориентация) и менеджер по персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников).
Функции этого подразделения должны быть ориентированы на работников, которым нужна помощь в профессиональной ориентации и переориентации, а также выпускников подшефных школ, которые стоят перед выбором своей дальнейшей профессии, и на новых работников, пришедших в организацию или поменявших место работы внутри ее.
Подразделение по управлению профориентацией и адаптацией должно выполнять следующие функции:
переструктуризации кадрового потенциала;
В обязанности профконсультанта входят:
В обязанности менеджера по персоналу входят:
Организация экскурсии по рабочим местам.
руководителем).
Как и при наборе кадров,
так и при введении в должность
новичков важно понять основные мотивы,
обусловливающие для них
Программа адаптации представляет собой набор конкретных действий, которые нужно произвести сотруднику, ответственному за адаптацию. В различных учебных пособиях встречаются разные синонимы программ адаптации – их также называют программами ориентации или просто ориентацией. Суть этих явлений примерно одна и та же. Мы будем пользоваться термином «программа адаптации», так как считаем адаптацию базовым и всеохватывающим процессом, подчиняющим себе введение в должность и ориентацию.
Большинство авторов разделяют программу на общую и специальную (специализированную). Общая программа адаптации касается в целом всей организации. В ходе проведения программы должны затрагиваться следующие вопросы:
1. Общее представление о компании:
2. Политика организации:
3. Оплата труда:
4. Дополнительные льготы: