Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 04:07, курсовая работа
Актуальность исследования объясняется тем, что процедура адаптации персонала признана обеспечить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Проблема адаптации выступает, важным составляющим элементом системы подготовки кадров является регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать покрытию потребности организации в рабочей силе, в необходимом количестве и качестве отношений для повышения их прибыльности и конкурентности, одной из проблем с персоналом в организации, при привлечении кадров является управление адаптацией.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА 4
1.1. Сущность, виды и характеристика адаптации персонала организации 4
1.2 Организация и факторы процесса адаптации 4
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПРОЦЕССОВ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В МБОУ ТРОИЦКАЯ СОШ 4
2.1 Характеристика образовательного учреждения 4
2.2 Оценка трудового потенциала 4
2.3 Проблемы адаптации персонала а МБОУ Троицкая СОШ и пути их решения 4
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ АДАПТАЦИИ В МБОУ ТРОИЦКАЯ СОШ 4
3.1 Разработка Положения об адаптации 4
3.2 Формирование плана адаптации в МБОУ Троицкая СОШ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4
В одних компаниях вся адаптация сводится к беседе новичка с менеджером по подбору персонала, а затем с руководителем подразделения. В других вообще ничего не делается, а в третьих разрабатывают многоступенчатые программы адаптации.
Адаптационный период можно условно разбить на три стадии:
1. Стадия ознакомления
На этой стадии новый специалист узнает цели и задачи организации, микроклимат среды, сопоставляет их со своими целями, ожиданиями и представлениями о данной организации. По окончании этой стадии работник должен четко представлять — подходит ему данная организация и рабочее место или он ошибся.
Руководство в свою очередь проводит следующую работу по отношению к новому сотруднику:
Все вышеназванные вопросы должны быть разрешены во время испытательного срока или стажировки нового сотрудника.
2. Стадия приспособления
Период адаптации сотрудника может охватывать период от одного месяца до одного года. Конкретная его продолжительность прямо зависит от помощи, которую ему оказывают непосредственный руководитель, служба персонала, коллеги и подчиненные. В этот период новичок должен «вписаться» в коллектив.
3. Стадия ассимиляции
В этот период работник проходит этап полного приспособления, полностью справляется со своими должностными обязанностями, может сам намечать дальнейшие целевые установки, становится полноправным членом коллектива.
На адаптацию персонала оказывают влияние определенные факторы и условия.
Приходя в организацию, человек неизбежно должен чем-то жертвовать ради её интересов; ему небезразлично, что, когда и в каких объёмах он должен делать, в каких условиях работать, с кем и сколько времени контактировать, что будет давать ему организация и т. п. От этого и ряда других факторов зависит удовлетворённость человека взаимодействием с организацией, его отношение к ней и вклад в её деятельность.
Под факторами, влияющими на адаптацию персонала, понимается «совокупность условий и обстоятельств, которые определяют темпы, результат, уровень и устойчивость адаптации» .
Как установили отечественные психологи, рациональные, прочные и вместе с тем достаточно осознанные навыки лучше формируются у новых работников в тех случаях, если учитываются следующие условия.
Во-первых, стимул и интерес к работе, повышающие эффективность упражнений. Молодые работники должны точно знать, каких качественных и количественных результатов им следует добиваться. С этой целью необходимо провести своевременный, четкий инструктаж, а также правильно организовать нормирование и планирование труда.
Во-вторых, для хорошей работы необходим контроль: предварительный, в процессе работы и по ее окончании. При правильно организованном контроле внимание молодых работников будет сконцентрировано на том, чтобы выполнить приемы без ошибок.
В-третьих, с самого начала установка молодых работников должна быть не столько на темп, сколько на качество. Темп должен увеличиваться после того, как операция будет хорошо усвоена и точно выполнена. Но темп должен быть с самого начала достаточно энергичным, но не в ущерб качеству продукции.
В-четвертых, упражнения должны быть систематическими и непрерывными. Перерыв в упражнениях на более или менее значительное время может привести к заметному ослаблению и даже потере приобретенного навыка.
В-пятых, в процессе упражнений происходит перестройка навыка, его совершенствование, отсюда – необходимость формировать у молодых работников стремление улучшать свою работу, повышать ее темп и качество, внося в нее рационализаторское зерно.
Для организации адаптации персонала, необходимо составить программу адаптации.
Хорошая программа адаптации и ориентации работника на рабочем месте имеет следующие качества: она тщательно спланирована, ее содержание совершенно ясно, роли участников процесса четко определены.
Для начала нужно определить последовательность действий, которые необходимо выполнить в ходе создания и реализации программы адаптации. Затем остается только выполнить все эти действия, предварительно определив исполнителей и сроки.
Все эти действия необходимо выполнить для повышения эффективности работы компании.
Рассмотрим анализ адаптации сотрудников на примере МБОУ Троицкой СОШ.
Название школы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа.
Адрес школы: Московская область, Чеховский район, с.Троицкое, дом 50.
Историческая справка:
Школа открылась в марте 1962 года;
- переименована в муниципальное
общеобразовательное
- переименована в муниципальное
образовательное учреждение
- переименована в муниципальное
образовательное учреждение
- переименована в муниципальное
общеобразовательное
С 01 января 2012 года имеет тип Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Школа осуществляет образовательный процесс в соответсвии с уровнями общеобразовательных программ 3х ступеней общего образования:
I ступень - начальное общее образование (1-4 класс
II ступень - основное общее образование (5-9 класс
III ступень - среднее (полное) общее образование (10,11 класс
В 2013-2014 учебном году в школе функционирует 25 классов с общей наполняемостью 372 учащихся
Начальная ступень - 8 классов - 142 учащихся
Средняя ступень - 15 классов - 192 учащийся;
Старшая ступень - 2 класса - 38 учащихся. Во дворе школы имеются спортивная площадка, футбольное поле.
Трудовой потенциал МБОУ Троицкая СОШ — это возможности педагогического персонала и администрации, которые могут быть использованы для достижения целей учреждения.
Современный трудовой коллектив представляет собой сложную социальную систему, где отдельные личности и группы людей взаимодействуют на принципах, весьма далеких от формально предписанных. При этом они обычно отзывчивы на благоприятный психологический климат и заботу администрации и трудятся производительно даже при неизменной заработной плате. В то же время повышение заработной платы не всегда ведет к росту производительности труда.
Анализ трудового потенциала МБОУ Троицкая СОШ непосредственно связан с мотивацией и стимулированием трудовой деятельности, планированием деловой карьеры педагогического персонала, работой с кадровым резервом, с подбором персонала, его переподготовкой и повышением квалификации.
Количество педагогических сотрудников в школе — 39 человек, в том числе 1 совместитель. Из них имеют:
По стажу работы:
Высшую квалификационную категорию имеют 8 педагогов (20,5%); первую — 21 (53,8%); почетные звания и награды имеют 7 чел. (17,9%). В коллективе работают 5 кандидатов наук.
Проведем анализ обеспеченности персоналом МБОУ Троицкая СОШ.
Проведем анализ эффективности использования персонала МБОУ Троицкая СОШ за 2009-2013 гг. в таблице 1 (См. Приложение).
Из таблицы 1 видно, что уровень оплаты труда в МБОУ Троицкая СОШ очень низкий: среднемесячная заработная плата составляет 15710 руб. в месяц. В связи с низким уровнем оплаты труда, неэффективной системой мотивации на предприятии наблюдается высокая текучесть кадров и падение производительности педагогического труда.
Наиболее наглядно динамика эффективности использования персонала МБОУ Троицкая СОШ представлена на рис.1 (Приложение).
Из данных рис. 1 можно отрицательно охарактеризовать в 2013 году по сравнению с предыдущим годом превышение темпов роста численности работников (144,44%) по сравнению с темпами роста среднемесячной заработной платы (129,19%).
Для проведения анализа использования кадрового потенциала персонала МБОУ Троицкая СОШ следует применить показатели комплексной оценки работников, полученные в результате проведения аттестации (таблица 2 в Приложении).
Цель проведения анализа — выявить степень использования кадрового потенциала. Построим круговые диаграммы по каждому показателю, характеризующему кадровый потенциал педагогических работников (см. рис.2, рис.3, рис.4 в Приложении).
Из рис. 2 видно, что наибольшую долю — 92% персонала, составляют работники, уровень квалификации которых отвечает требованиям занимаемой ими должности. Следующую категорию — 5% — составляют работники с уровнем квалификации, несколько превышающим должностные требования. Есть работники, чей уровень квалификации сильно превышает требования должности — 3% персонала.
Из рис. 3 видно, что уровень образования персонала МБОУ Троицкая СОШ соответствует требованиям должности (85%), а то и превышает.
Из рис. 4 видно, что уровень трудового потенциала наибольшей части работников предприятия — 85% сотрудников — соответствует требуемому для выполнения должностных функций. Долю 10% персонала составляют работники, профессиональные качества которых превышают требования должности. Есть также работники, трудовой потенциал которых не используется в процессе работы, значительно превышая требуемый для выполнения должностных обязанностей уровень (5% сотрудников).
Таким образом, на основе проведенного анализа использования трудового потенциала МБОУ Троицкая СОШ можно сказать, что численность коллектива составляет 39 человек, квалификация, уровень образования и уровень профессиональной подготовки персонала очень высокий.
В МБОУ Троицкая СОШ можно выявить следующие проблемы адаптации.
1. Отсутствие специальной программы
Вопросы адаптации персонала отражены лишь в Положении о порядке прохождения испытательного срока в организации. Адаптация персонала ограничивается испытательным сроком сотрудника«Стихийность» адаптационного периода.
2.Игнорирование психологической стороны
Короткий период длительности адаптации персонала (до 3 месяцев). Низкий уровень применения психологической составляющей в системе адаптации персонала.
3.Отсутствие четкого распределения обязанностей среди сотрудников по адаптации персонала.
Низкий уровень участия руководителя в системе адаптации персонала. Перекладывание ответственности по адаптации на самого работника.
С целью совершенствования системы адаптации на каждую из выделенных проблем с учетом ранее выявленных положительных факторов разработаем оптимизирующие мероприятия.
В качестве основных оптимизирующих мероприятий выделим:
- разработка программы адаптации персонала;
- разработка Положения об адаптации;
- определение психологической персонала в МБОУ Троицкая СОШ;
- определение должностей, на которые будет
возложена ответственность по адаптации персонала;
Итак, в результате реализации оптимизирующих мероприятий в системе адаптации персонала ожидаются следующие последствия:
- сокращение текучести кадров;
- ускорение процесса вхождения нового сотрудника в коллектив;
- стабилизация коллектива,
встревоженного приходом
- снижение вероятности скорого увольнения нового