Административная школа управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Теория и практика управления производством в ХХ в. формировалась под воздействием успеха в других областях знаний, связанных с менеджментом, таких как математика, инженерные науки, социология, психология и т.д. Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса, ускорением
научно-технического прогресса. Все сформировавшиеся школы в управлении внесли значительный вклад в развитие науки об управлении. Достижения в этих областях выявляли новые факторы, влияющие на управление. Актуальность заключается еще в том, что многие современные крупные коммерческие компании следуют в своем управлении постулатам административной теории управления.
Цель курсовой работы — проследить развитие теоретических изысканий административной школы управления.
Задачи курсовой работы:
- Охарактеризовать сущность школы административного управления;
- Выявить теоретические аспекты бюрократической теории организации;
- Проанализировать административную теорию А. Файоля;
- Раскрыть значение административной школы в современном менеджменте

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность школы административного управления 5
1.1. Место школы административного управления в развитии идей теории управления 5
1.2. Административная теория А. Файоля 12
1.3. Бюрократическая теория организации 14
Глава 2. Значение административной школы в современном менеджменте 22
2.1. Использование идей административной школы в западных компаниях 22
2.2. Особенности административного менеджмента в России 26
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

административная школа управления.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

3. Все члены организации подбираются  на основе технической квалификации  посредством формальных экзаменов  или путем обучения.

4. Должностные лица назначаются, а не избираются.

5. Административные должностные лица работают за фиксированную плату и являются “карьерными” служащими.

6. Административные должностные  лица не являются собственниками  компании, где они служат.

7. Административные чиновники имеют  право регулировать деятельность  своих подчиненных. Эти правила должны быть безличными и применяться во всех случаях.

Вебер стремился деперсонализировать многие управленческие функции в надежде, что результативное единообразие может способствовать доброжелательному и справедливому отношению ко всем рабочим. Он также считал, что его “рациональная, зависимая и предсказуемая система” обеспечит удовлетворительное исполнение многих однообразных организационных задач, а иерархия, власть и бюрократия лежат в основе всех социальных организаций.

Среди основных достижений классической школы управления следует признать:

1. Развитие принципов управления.

2. Описание функций управления.

3. Систематизированный подход к  управлению всей организацией.

Однако бюрократическая модель управления несла в себе и весьма серъезные дефекты социального характера: она формировала тенденцию нивелирования людей (приведения к одному уровню). В этих условиях рабочим практически не требуется заниматься решением постоянно возникающих производственных, технологических и иных проблем, незачем прибегать к любого рода творческим поискам, поскольку большинство решений по разным вопросам жизни принимаются в управленческом центре и доводятся до работников по скалярной цепи распоряжения в форме директив, подлежащих неукоснительному распоряжению. Такая модель больше всего подходит к армейским условиям.

 

1.2. Административная теория А. Файоля

 

Французский инженер и предприниматель Анри Файоль {1841-1925) создал так называемую административную теорию управления. Он утверждал: управлять — значит вести предприятие к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся в распоряжении ресурсов. Управление, по его мнению, включает такие виды деятельности: техническую, коммерческую, финансовую, защитную, бухгалтерскую и административную.

Его теория состоит из двух частей:

  • функций управления, которые отвечают на вопрос, что делает руководитель (он выделяет всего пять функций: предвидение, планирование, организация, координирование и контроль). Функции, которые выделил Файоль до сих пор считаются основными в менеджменте. Он положил начало структурно-функциональному подходу в управлении. Он называется так потому, что все функции расписаны по уровням управления – каждому свои и в разном объёме. Существовавшую до него линейную структуру управления он дополнил функциональными службами.
  • принципы управления, отвечающие на вопрос как руководитель это делает

Файолю  принадлежит  высказывание  о  том,  что  управлять,  значит,  вести  предприятие  к  его  цели,  извлекая  возможности  из  всех  имеющихся  в  распоряжении  ресурсов.

Одной  из  основных  целей   административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, организация несомненно добьется успеха.

Принципы управления – это основные правила, определяющие настроение и функционирование системы управления, а также – важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

Файоль сформулировал 14 основных принципов управления.

Не все принципы одинаково важны. К главным он, например, причислял единство командования и единство руководства. Эти принципы можно выразить так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Это — необходимое условие единства действия, координации сил, сложения усилий. Тело с двумя головами в социальном мире, как и в животном, — чудовище. Ему тяжело жить.

Ещё один из важных, по мнению, Файоля принципов - дисциплина. «Дисциплина составляет главную силу армий». «Я, утверждает Файоль, безусловно, принял бы этот афоризм, если бы он сопровождался таким пояснением: «Дисциплина — это то, во что ее превращают начальники». Первый афоризм внушает уважение к дисциплине, что, конечно, хорошо, но в нем можно проглядеть ответственность начальников, что уже было бы плохо».

1.    Разделение труда. Целью разделения труда является повышение эффективности труда каждого работника в отдельности и организации в целом. В основе разделения труда лежит специализация, необходимая для рационального использования рабочей силы применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.

2.  Полномочия и ответственность. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия должны соответствовать ответственности.

3.  Дисциплина. Предполагает выполнение достигнутых соглашений между фирмой работником. Одной из главных задач руководителя организации является установление соглашений, связывающих фирму и работника, из которых возникают дисциплинарные формальности, т. е. Правила поведения работников в конкретных ситуациях.

4.  Единоначалие. Каждый работник должен получать распоряжения только от своего непосредственного руководителя. Этот принцип противоречит рекомендациям Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться разным функциональным руководителям.

5.  Единство руководства. Все виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны осуществляться под руководством одного начальника и в соответствии с единым планом.

6.  Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия. Интересы государства должны быть выше интересов граждан.

7.  Вознаграждение – удовлетворение материальных и нематериальных потребностей работников посредством применения методов мотивации. Вознаграждением называют все, что руководитель может дать или сделать для подчиненного за работу, которую тот выполняет. Обычно это материальное вознаграждение, т. е. Все выплаты, полученные сотрудником за время работы. Самое распространенное из таких выплат – заработная плата, премия – это форма материального поощрения, непосредственно связанная с качеством работы сотрудника или финансовыми успехами всей организации.

Существует также целый ряд нематериальных форм поощрений:

-    продвижение по службе;

-    предоставление возможности для дальнейшего поощрения;

-    получение более ответственных заданий.

Все эти способы основаны на принципе мотивации, т.е. повышение заинтересованности работника в своем труде.

8.  Централизация – это рациональное применение концентрации и рассредоточение власти для повышения эффективности управленческой деятельности.

9.  Скалярная цепь (иерархия) – это цепь руководителей от самого высшего  до самого низшего ранга. Следует помнить, что специфика современного управления требует наличия наряду с иерархией широкой сети горизонтальных связей. Единственной организационной системой, отвечающей требованиям этого принципа, является линейная организационная система управления. Все остальные организационные системы предусматривают наряду с вертикальными управленческими связями наличие широкой горизонтальной сети для информационных обменов между подразделениями, находящимися на одном уровне управления.

10.  Порядок. Файоль подразделял порядок на материальный – «всему свое место и все на свое место» и социальный – «каждому свое место и каждый на своем месте».

11. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации и ведет к дополнительным издержкам. Текучесть кадров одновременно является причиной и следствием плохого управления.

13. Инициатива. Разработка плана и его успешная  реализация. Этот принцип требует  от руководителя поступиться  личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу и реализовать свой потенциал.

14. Корпоративный дух. Сила предприятия заключается в объединении персональных усилий всех его работников. Файоль обращал внимание на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Он подчеркивал, что руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив она всегда остается открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении.

Файоль  разделял  администрирование  на  шесть  основных  групп  управленческих  операций,  к  числу  которых  относятся:

1.      Технические  и  технологические – изготовление  готовой  продукции.

2.      Коммерческие – закупка  сырья  и  полуфабрикатов,  реализация  готовой  продукции.

3.      Финансовые – привлечение  и  распределение  заемных  средств  и  инвестиций.

4.      Охранные – обеспечение  сохранности  собственности  предприятия  и  безопасности  его  работников.

5.      Учетные – бухгалтерский  учет  и  отчетность,  инвентаризации,  аудиторские  проверки  и  т.п.

6.      Административные – управление  персоналом.

Руководство  вышеперечисленными  операциями  в  совокупности  Файоль  обозначал  термином  «общее  управление». Однако  основным  предметом  исследований  были  лишь  административные  операции.  Остальные  пять  групп  операций  Файоль  рассматривал  исключительно  как  объект  воздействия  административной  функции.

«Файоль  ставил  задачу – научить  промышленных  администраторов  такому  управлению  занятыми  на  предприятии  рабочими,  которое  обеспечивало  бы  наибольшую  индивидуальную  и  коллективную  производительность  труда  путем  концентрации  их  «воли»  в  одном,  строго  определенном  направлении,  указанном  предпринимателем.  Последнее  требует  создания  науки  об  управлении  людьми,  опирающейся  на  «тщательное  изучение  и  научное  экспериментирование»2.

Для  работы  с  персоналом  большое  значение  имеют  личные  качества  менеджера.  Файоль  разработал  перечень  таких  качеств:

    • физическое  здоровье;
    • интеллектуальные  способности;
    • моральные  качества;
    • образование;
    • умение  работать  с  людьми;
    • компетентность  в  деятельности  предприятия.

Файоль  подготовил  ряд  советов  и  рекомендаций  для  начинающих  менеджеров.  Вот  основные  из  них3:

    • дополняйте  свои  технические  знания  умением  управлять;
    • получайте  дополнительные  знания  в  процессе  общения  с  руков
    • контролируйте  свои  слова  и  поступки  в  процессе  общения  с  подчиненными,  не  делайте  несправедливых  замечаний;
    • не  злоупотребляйте  доверием  начальника;
    • старайтесь,  как  можно  объективнее  подходить  к  оценке  окружающих  вас  людей,  по  возможности  избегайте  в  своих  суждениях  критики;
    • постоянно  занимайтесь  самообразованием,  старайтесь  быть  в  курсе  последних  научных  достижений.

В дальнейшем многие исследователи,  такие  как Л. Урвик,  М. Вебер,  Г. Черч,  Дж.  Муни  и  А. Рейли, занимались изучением и теоретическим описанием принципов и функций управления, однако, все они были только последователями Файоля, развивавшими его учение.

Основным  результатом  научных  разработок  Файоля  и  его  последователей  является  административная  (классическая)  модель  организации,  базирующаяся  на  четырех  основных  принципах4:

    • функциональное  разделение  труда;
    • скалярная  цепь  команд;
    • единство  распорядительства;
    • диапазон  контроля.

Для  классической  модели  организации  характерны  применение  автократичного  стиля  руководства  и  строгое  регламентирование  процедур  выполнения  работ.  Зачастую  это  приводило  к  подавлению  личной  инициативы  работников  и  снижению  эффективности  бизнеса.

Административная  школа  менеджмента  вообще  отличается  игнорированием  отдельного  человека  и  его  потребностей.  За  это  ее  представители  часто  подвергаются  справедливой  критике.

Реакцией  на  вышеназванный  недостаток  классической  школы  явилось  создание  школы  психологии  и  человеческих  отношений.

Таким образом, благодаря Файолю управление стало признаваться самостоятельной и специфической деятельностью людей. В итоге возникла новая отрасль науки — социология и психология управления. Соединились два подхода к управлению — социологический и психологический.

 

1.3. Бюрократическая теория организации

 

В исследовании Макса Вебера бюрократия относится к социологическим представлениям о рационализации коллективной деятельности. Он описывает форму, или схему организации, которая гарантирует предсказуемость поведения наемных работников. Бюрократическая структура делает возможным, как считал Вебер, высокий уровень учета результатов для руководства организации и для тех, кто связан с ней. Чтобы извлечь максимальную выгоду из бюрократической формы, Вебер полагал, что организация должна принять определенную стратегию развития. Суть дела сводится к следующим моментам.

Информация о работе Административная школа управления