Агитация в процессе избирательной компании, ее принципы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие и принципы агитации в процессе избирательной компании;
- определить объекты и субъекты агитации;
- раскрыть методы и формы агитации в процессе избирательной компании;
- исследовать функции такой агитации;
- определить организационную структуру агитации в процессе избирательной компании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ 5
1.1. Понятие и признаки агитации 5
1.2. Объект, субъекты и методы предвыборной агитации 9
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ АГИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗБИРАТЕЬНОЙ КОМПАНИИ 15
2.1. Общие условия проведения предвыборной агитации 15
2.2. Характеристика форм предвыборной агитации 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Кузина НБ (2).doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»

Институт политики, права и социального развития

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по политическому менеджменту 

 

Агитация в процессе избирательной компании, ее принципы и формы

 

Выполнил: студент гр. № ПЛ110110

 
Научный руководитель:

Доцент кафедры политологии, кандидат политических наук

Титов В.В.

 

 

 

                                         

                                                         Москва 2014

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ 5

1.1. Понятие и признаки  агитации  5

1.2. Объект, субъекты и  методы предвыборной агитации  9

ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ АГИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗБИРАТЕЬНОЙ КОМПАНИИ   15

2.1. Общие условия проведения предвыборной агитации  15

2.2. Характеристика форм  предвыборной агитации  20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  30

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституция РФ провозглашает, что свободные выборы являются высшим и непосредственным выражением власти народа в России. При этом, обязательным условием таких выборов выступают гарантии распространения информации, необходимой для осуществления осознанного волеизъявления и проведения выборов в соответствии с принципом гласности.

Одним из инструментов указанного информационного обеспечения выборов является агитация, способствующая осуществлению гражданами своих конституционных прав, таких как право избирать и быть избранными, право на свободу мысли и слова, право на свободу убеждений, свобода массовой информации и др.

Актуальность темы исследования. Правовое регулирование агитации в процессе избирательной компании получило свое развитие в 90-х годах ХХ века, в период становления законодательства России, в условиях нестабильности экономического, политического и социального положения страны, что обусловило его нестабильность и даже в некотором смысле противоречивость. Одной из первоочередных задач становится проблема совершенствования правового регулирования агитации, ее финансирования и используемых методов, что приобретает особую значимость в условиях провозглашения России правовым государством. Стоит отметить и значительную сложность агитационных отношений, множественность ее субъектов. Вышесказанное объясняет необходимость исследований в области агитации в избирательных компаниях.

Степень научной разработанности темы можно охарактеризовать значительным количеством трудов, посвященных как избирательному праву в целом, так и вопросам агитации в частности. Начало ХХ века в России связано с рассмотрением вопросов избирательных процессов в рамках государственного права, непосредственно проблемам которого посвящены работы В.В. Водовозова, В.М. Грибовского, В.М. Гессена, Н.М. Коркунова, С.А. Корфа, Н.И. Лазаревского, Б.Н. Чичерина. С 80-х годов ХХ века, с началом проведения масштабных реформ в стране, интерес в избирательному праву возник с новой силой, ориентируясь на отдельную научную отрасль исследования – политологию. В этот период были заложены фундаментальные научные основы избирательного права, авторами которого, в частности, можно назвать С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, А.И. Ковлера, С.Д. Князева, М.И. Кукушкина, В.И. Лысенко, А.Е. Постникова. Позднее проблемы агитации рассматривались и в ряде специальных исследований по политологии и юриспруденции, среди авторов которых можно выделить С.В. Большакова, В.П. Журавлева, А.А. Малюкова, В.Д. Мостовщикова, Н.В. Хачатурова, В.Н. Фалькова.

Все вышесказанное определило цель работы – исследование агитации в процессе избирательной компании в РФ.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

- изучить понятие и принципы агитации в процессе избирательной компании;

- определить объекты и субъекты агитации;

- раскрыть методы и формы агитации в процессе избирательной компании;

- исследовать функции такой агитации;

-  определить организационную структуру агитации в процессе избирательной компании.

При этом, объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере предвыборной агитации в процессе организации избирательной компании в России.

Предметом исследования являются сущность, формы и принципы агитации в процессе избирательной компании.

Методологической и теоретической основой данной работы послужили достижения российской науки. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания (исторический, системно-структурный) и частно-научные методы (сравнительно-правовой, статистический и др.).

Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, другие федеральные законы и подзаконные акты.

Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как А.С. Автономова, С.В. Большакова, Н.С. Бондаря, Ю.А. Веденеева, С.Е. Зенкина, Ю.С. Казанчева, Д.А. Левчика, Л.А. Нудненко и других.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГИТАЦИИ

В ПРОЦЕССЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ

 

Понятие и признаки агитации

 

Агитацию в процессе избирательной компании можно рассматривать как определенную и установленную законом деятельность и как правовой институт избирательного права, однако, стоит отметить, что названные категории тесно взаимосвязаны между собой.

Вместе с тем, агитацию в процессе избирательной компании необходимо отличать от политической агитации, поскольку последняя осуществляется вне временных рамок избирательной кампании, т.е. постоянно, тогда как агитация в процессе избирательной компании представляет собой деятельность исключительно в период избирательной компании. Однако, агитация в процессе избирательной компании является частью политической агитации.

Из вышесказанного, можно определить существенную особенность агитации, осуществляемой в период избирательной компании, – временный характер, или, иными словами, агитация осуществляется только в период проведения избирательной компании. Отсюда следует и часто употребляемое название подобной агитации – предвыборная.

Стоит отметить, что агитация в процессе избирательной компании следует строгому регламентированию правовыми законодательными нормами, или нормами избирательного права. Само же избирательное право, являясь отраслью публичного права, образует основы формирования и функционирования институтов представительной демократии, непосредственно связанной с политической деятельностью граждан, общественных объединений.

Предвыборная агитация имеет законодательное определение. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предвыборная агитация представляет собой деятельность, которая в качестве цели имеет мотив побуждения избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) и осуществляется только в период проведения избирательной компании.

Нормы избирательного права, регулирующие процедуру предвыборной агитации, подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные нормы направлены непосредственно на регулирование общественных отношений в процессе проведения предвыборной агитации и на установление прав и обязанностей субъектов такой агитации, а процессуальные – на реализацию правоотношений предвыборной агитации в процессе избирательной компании. Однако, в своей совокупности и материальные, и процессуальные нормы являются источниками избирательного права, к которым относятся Конституция РФ, федеральное законодательство о выборах, соответствующие законы субъектов РФ, иные нормативно-правовые акты, и ряд подзаконных нормативных актов, содержащих юридические нормы.

Среди многообразия федерального законодательства основополагающее значение, в рамках рассматриваемой темы, имеет ФЗ от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Однако, стоит отметить, что к правоотношениям, возникшим в связи с проведением соответствующих выборов, назначенных после 24.02.2014 года, будут применяться положения указанного Федерального закона, но в редакции от 21.02.2014 года №19-ФЗ.

В число избирательных прав, указанный ФЗ относит важные конституционные права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления; участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации и в других избирательных действиях.

Как правовой институт, предвыборная агитация, имеет своим предметом регулирование правоотношений, возникающих между субъектами-участниками избирательного процесса посредством совершения ими избирательных действий, направленных на побуждение избирателей к голосованию в пользу либо против конкретного кандидата или к участию в выборах.

Определяя содержание перевыборной агитации, стоит отметить, что она заключается в деятельности управомоченных на ведение такой агитации субъектов избирательного процесса, направленной по производство и распространение связанной с выборами специальной информации, побуждающей избирателей к голосованию.

При этом, неоднократно упоминающийся термин «избирательный процесс» представляет собой регламентированную нормами избирательного законодательства деятельность по передаче и приобретению власти путем организации и проведения выборов.

Итак, агитацию как стадию избирательного процесса, можно определить в качестве строго ограниченной временными рамками агитационного периода, регулируемой нормами избирательного права информационной деятельности субъектов избирательного процесса, цель которой заключается в побуждении избирателей к голосованию за или против кандидатов на депутатские мандаты или выборные должности.

Агитация в процессе избирательной компании призвана выполнять и ряд задач, большинство которых носит характер:

- оповещения избирателей о личностях выдвинутых кандидатов, о содержании их программ;

- формирования симпатий и антипатий в период проведения избирательных компаний;

- обеспечения связи между субъектами избирательного процесса, являющимися носителями активного и пассивного избирательного права.

Всем нормам избирательного права присущи общие признаки, среди которых можно выделить:

- общеобязательность, т.е. властное предписание государства;

- формальная определенность, т.е. законодательное закрепление норм;

- связь с государством, устанавливающим правовые нормы;

- предоставительно-обязывающий характер, т.е. правовые нормы, устанавливающие для одних субъектов права, определяют для других субъектов обязанности.

Определение признаков агитации имеет большое значение, поскольку способствует обеспечению правомерной деятельности субъектов избирательного процесса.

Помимо названных, агитация в процессе избирательной компании имеет и существенные признаки:

- осуществление только в хронологических рамках избирательной компании;

- обязательность финансирования агитации из средств избирательного фонда;

- правомерность агитационной деятельности, которая заключается в проведении агитации в установленной форме и только надлежащими субъектами;

- информационный характер, поскольку агитационная деятельность всегда тесно связана с распространением информации.

Итак, предвыборную агитацию можно рассматривать в узком и широком смыслах. В широком понимании предвыборная агитация является частью политической, поскольку деятельность последней направлена на распространение определенных политических взглядов и убеждений, создание системы ценностей у избирателей в предвыборный период, у всего населения – после проведения выборов. В узком понимании предвыборная агитация рассматривается и как правовой институт, и как установленная и определяемая законодательством деятельность, т.е. – как этап избирательного процесса.

Таким образом, агитацию в процессе избирательной компании можно определить как предвыборную агитацию – деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании, имеющей целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). И как деятельность, и как правовой институт, агитация в процессе избирательной компании следует установленным законом правовым нормам и осуществляется только в период избирательной компании.

 

1.2. Объект, субъекты и методы предвыборной  агитации

 

В избирательном процессе участвует широкий круг его участников: избиратели и граждане, об обладающие активным избирательным правом, кандидаты их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений.

Общественные объединения также являются субъектами предвыборной агитации, однако, в своей агитационной деятельности они руководствуются не только нормами закона, но и положениями своих уставов. От имени же общественного объединения выступает его руководитель, руководящий орган либо иной законный представитель.

Информация о работе Агитация в процессе избирательной компании, ее принципы и формы