Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 15:38, курсовая работа
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие и принципы агитации в процессе избирательной компании;
- определить объекты и субъекты агитации;
- раскрыть методы и формы агитации в процессе избирательной компании;
- исследовать функции такой агитации;
- определить организационную структуру агитации в процессе избирательной компании.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ 5
1.1. Понятие и признаки агитации 5
1.2. Объект, субъекты и методы предвыборной агитации 9
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ АГИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗБИРАТЕЬНОЙ КОМПАНИИ 15
2.1. Общие условия проведения предвыборной агитации 15
2.2. Характеристика форм предвыборной агитации 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Сама предвыборная агитация осуществляется только в агитационный период, начало которого определяется днем выдвижения кандидата, а окончание – в ноль часов за одни сутки до голосования по местному времени. Агитация за пределами указанного срока является незаконной.
Вместе с тем, в данном случае нельзя отождествлять предвыборную агитацию с информационной деятельностью политических партий, которая, как правило, выходит за рамки той территории, где проводится избирательная компания. Такую информационную деятельность вправе осуществлять все политические партии вне зависимости от временных критериев.
Сообщения о проведении предвыборных агитационных мероприятий в средствах массовой информации (теле- и радиопрограммы, печатные издания) размещаются только отдельными информационными блоками при отсутствии каких-либо комментариев. При этом, в такие сообщения запрещается включать оценки, высказывания предпочтений, в том числе и по времени проведения агитационных мероприятий, в отношении кандидата, избирательного объединения.
При использовании любой формы предвыборной агитации могут использоваться многообразные способы такой агитации:
- агитация в средствах массовой информации – периодической печати, на радио и телевидении;
- распространение листовок и газет с предвыборными программами и краткими биографиями кандидатов;
- личные встречи с избирателями, проведение бесед с потенциальным электоратом;
- скрытая агитация путем публикации социологических опросов, интервью и писем избирателей в поддержку того или иного кандидата.
Стоит отметить, что и сами способы предвыборной агитации, осуществляемой в той или иной форме, также весьма разнообразны. Чаще всего используются следующие
Публичные выступления в ходе выборов. В ходе публичных дебатов с несколькими оппонентами кандидат, как правило, определяет основных оппонентов и создает у избирателей представление о противнике как о лице, нарушающем основные этические правила. Главным методом борьбы с оппонентами является метод доведения до абсурда его основных идей.
Организация и проведение листовочной кампании.
Организация агитации в СМИ: печать, телевидение, радио, Интернет. Как правило, агитация разбивается на несколько этапов: к примеру, агитационные материалы в СМИ на этапе «обеспечения узнаваемости» должны основной акцент делать именно на имени и личности кандидата, на этапе «создания имиджа» агитация должна быть нацелена на создание и укрепление имиджа кандидата и т.д.
Наружная и уличная реклама. Использование наружной рекламы – один из самых распространенных способов доведения обращений кандидата до широкой публики.
Технология адресной агитации. Адресная агитация предполагает наличие базы данных об избирателях и ее постоянное пополнение.
Технология «От человека к человеку», которая осуществляется в различных общественных местах, например, в поликлинике, магазине, на улице и т.д.
Агитация с привлечением «известных людей». Привлечение известных людей для агитации за кандидата – один из классических способов ведения предвыборной борьбы. Например, при осуществлении предвыборной агитации в пользу кандидата в губернаторы Забайкальского края К.К. Ильковского, был привлечен известный артист и деятель И.Д. Кобзон.
Избирательная агитация на улице: посещение предприятий, образовательных учреждений, больниц, домов престарелых, мест отдыха, спортивных мероприятий и т.д.
Агитационные походы или поездки.
Технология «От двери к двери». Обходы по квартирам обеспечивают личные контакты агитаторов, помощников кандидата с избирателями.
Организация массовых публичных акций: митинги, демонстрации, забастовки, пикеты, хепенинги и т.д.
Предвыборная агитация имеют свою структуру, которая представляет собой совокупность действий по распространению агитационной информации и включает в себя различные мероприятия, в которых используется определенный набор методов агитационного воздействия.
Рассмотрим более подробно наиболее распространенные предвыборные агитационные средства.
Агитационные листовки – могут быть настенными, предназначенными для личного вручения, презентационными, сигнально-информационными. Настенные листовки, в свою очередь, подразделяются на ориентирующие на борьбу, биографические (изложение краткой биографии кандидата, создающей желаемый образ последнего), программные (краткое изложение программы). Агитационная листовка для личного вручения избирателям, как правило, содержит еще и полезную информацию (календарь, телефоны экстренных служб и т.д.).
Агитация посредством печатных изданий способствует формированию определенного имиджа кандидата в депутаты, для этого используются специальные выпуски газет. С одной стороны специальный выпуск газеты позволяет кратко представить кандидата в виде лозунгов, афоризмов, фотографий, с другой – имеется возможность представить избирателю развернутую программу. Специальные выпуски газет позволяют кандидату в депутаты в достаточной степени полно изложить свои взгляды, вести развернутый монолог с избирателями.
Все печатные материалы, выпускаемые в период предвыборной агитации, имеют целью воздействие на избирателей, следовательно, – их оформление и содержание должно обеспечивать наилучшее восприятие издания. Однако, к подобным печатным материалам, предъявляются и специфические требования, это:
- соответствие нормам жанра,
- насыщение содержания интересной и полезной информацией: программой ТВ передач, гороскопами, расписаниями движения поездов, электропоездов, автобусов и т.д.
- в случае подачи контрастных материалов, либо материалов подаваемых в сравнении, с чем либо, разделение текста по различным позициям усиливает эффект.
Любые печатные агитационные материалы должны содержать: наименование и адрес организации, их изготовивших; наименование и адрес организации, заказавших их изготовление; информацию о тираже и дате выпуска. При этом, размещение печатных агитационных материалов на зданиях и иных объектах допускается только с согласия собственников таких помещений. В этой связи, на органы местного самоуправления возлагается обязанность предоставить специальные места для размещения агитационных материалов на соответствующей территории, при соблюдении принципа равенства всех субъектов предвыборной агитации.
Вместе с тем, сами экземпляры печатных агитационных материалов до начала их размещения, предоставляются в избирательную комиссию.
Агитация направлена как на создание положительного образа кандидата, так и на разрушение образа соперников. В целом этот этап состоит из совокупности различных мероприятий, на которых используется определенный набор методов агитационного воздействия.
Таким образом, существует множество методов и форм агитации в процессе избирательной компании. Вместе с тем, выбранные способы агитации должны учитывать местные особенности компании и действовать в строгом соответствии с законодательством.
2.2.
Характеристика форм
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях.
При использовании данной формы предвыборной агитации законодатель устанавливает принцип обеспечения равного доступа для проведения такой агитации для всех субъектов избирательного процесса в государственных и муниципальных организациях, относящихся к средствам массовой информации. Иными словами, указанные средства массовой информации обязаны обеспечить равный доступ и равные условия для проведения предвыборной агитации всем зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям.
При этом, эфирное время на теле- и радиоканалах, а также печатная площадь в периодических изданиях, по общему правилу предоставляется за плату из избирательного фонда соответствующего кандидата либо избирательного объединения.
При этом, общий объем эфирного времени составляет не менее 60 минут в рабочие дни на каждом из общероссийских каналов, не менее 30 минут в рабочие дни, а если общее время вещания канала составляет меньше двух часов в день – не менее 1/4 общего времени вещания – для региональных каналов. Однако, если в результате предоставления эфирного времени, на кандидата или избирательное объединение, придется более 60 минут эфирного времени, общий объем эфирного времени, которое каждая организация телерадиовещания предоставляет для проведения агитации, сокращается до 60 минут, умноженных соответственно на количество кандидатов, избирательных объединений. Вместе с тем, не менее половины указанного эфирного времени предоставляется для проведения дискуссий, «круглых столов» и иных совместных агитационных мероприятий. Прерывать передачу агитационных материалов при трансляции запрещается.
Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять печатные площади для размещения агитационных материалов. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации за плату. При этом, размер и условия оплаты должны быть едиными для всех кандидатов, избирательных объединений. Однако, редакции негосударственных периодических печатных изданий, зарезервировавшие в указанном порядке печатную площадь, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации.
Публикация агитационных материалов не должна сопровождаться комментариями, заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением.
Законом определены случаи, когда кандидат или избирательное объединение не вправе использовать бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь. Эти случаи соотносятся с ближайшими предыдущими выборами, на которых соответствующие кандидат или избирательное объединение получили менее установленного законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом, установленное число голосов избирателей не может превышать 3% от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Например, данное положение закреплено в ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации». Бесплатные эфирное время и печатная площадь не предоставляются:
- политической партии, федеральный список кандидатов которой на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы РФ получил менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов;
- политической партии, являющейся правопреемником политической партии, федеральный список кандидатов которой на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы РФ получил менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов.
Вместе с тем, данное положение не распространяется на политическую партию, являющуюся правопреемником присоединившейся к ней другой политической партии, если федеральный список кандидатов получил 3 и более процента голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Субъектам предвыборной агитации запрещено использовать предоставленные им эфирное время, печатную площадь для проведения агитации за других кандидатов, избирательное объединение.
Предвыборная агитация на теле- и радиоканалах, в периодических печатных изданиях проводится только в агитационный период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Предвыборная агитация посредством агитационных публичных мероприятий.
Публичные агитационные мероприятия включают в себя проведение митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. При этом, государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в проведении агитационных публичных мероприятий.
В целом, публичное агитационное мероприятие представляет собой акцию, осуществляемую гражданами РФ, политическими партиями, различными общественными объединениями, имеющую в качестве цели формирование общественного мнения и выдвижение требований по вопросам организации экономической, социальной, политической, культурной и т.д. жизни общества, а также побуждающую избирателей к голосовании. Обязательными признаками публичных мероприятий являются – открытость, мирность, доступность каждому. При этом, публичные мероприятия могут проводиться с использованием транспортных средств.
Видами публичных агитационных мероприятий являются: собрания и встречи, митинги, шествия, пикеты, демонстрации, а также сочетания данных видов.
Правовое регулирование публичных мероприятий осуществляется, наряду с уже указанными в работе правовыми актами, ФЗ от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Информация о работе Агитация в процессе избирательной компании, ее принципы и формы