Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 11:41, реферат
Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно- практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико- физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.
Введение……………………………………………………3
1. Профессиональное самоопределение учащегося……4
1.1. Основные направления работы в организации психолого-педагогической поддержки учащихся………………6
2. Профессиональная ориентация как компонент предпрофильной подготовки……………………………………8
3. Активные методы обучения в образовательном процессе…………………………………………………………10
Заключение……………………………………………….14
Литература.……………………………………………….15
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………3
1. Профессиональное 1.1. Основные направления работы в организации психолого-педагогической поддержки учащихся………………6
2. Профессиональная ориентация
3. Активные методы обучения в образовательном
процессе…………………………………………………………
Заключение……………………………………………….
Литература.………………………………………………. |
|
Введение
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно- практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико- физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.
В работе обозначена проблема самоопределения учащихся старших классов. Предложены формы организации обучения школьников в профильных классах с включением трудовых практик в образовательный процесс. Рассмотрены трудности, с которыми сталкиваются выпускники при выборе профессии и администрация образовательных учреждений при создании условий выработки индивидуальной образовательной траектории учащегося. Акцентируется внимание на психолого-педагогическую поддержку процесса профессионального самоопределения учащихся и образовательных потребностей.
Процесс профессионального самоопределения подростка – процесс поэтапный. Это определяет необходимость последовательности в педагогической работе с учащимися, важность освоения педагогом комплекса психолого-педагогических методов для формирования у подростков исследуемого феномена. Такой подход способствует методически целенаправленной организации психолого-педагогической поддержки учащихся в предпрофильной подготовке. Процесс профессионального самоопределения определяет использование педагогических методов при организации работы. Педагогическая поддержка необходима при оказании оперативной помощи в развитии и содействии саморазвитию учащегося, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных с продвижением в профессиональном самоопределении. Поддержать учащегося – значит оказать ему в той или иной форме помощь: прямую, непосредственную или опосредованную; педагогическую, психологическую или социальную; индивидуальную, групповую или общую.
В процессе взаимодействия педагога и учащегося осуществляются:
- поддержка и развитие
- создание условий, способствующих
дальнейшему развитию
- обнаружение собственных
Система средств педагогической поддержки в рамках предпрофильной подготовки предполагает выделение следующих педагогических условий:
- целостность (используемые средства должны представлять целостную систему);
- систематичность (отобранные средства
в методы должны применяться
систематически, т. к. эпизодическое
использование не дает
- целенаправленность (подбор форм и методов в зависимости от конкретных задач занятия);
- диагностичность (проведение диагностики личностных изменений и коррекции на этой основе индивидуального образовательного маршрута учащегося);
- диалогичность (общение в образовательном процессе строится на основе эмпатии, сопереживания другому, обмена личностными смыслами, доброжелательности, свободы выбора в различных ситуациях);
- контекстность (образовательный процесс должен строиться с учетом контекста будущего профиля обучения и будущей профессиональной деятельности);
- вариативность (подбор системы
средств с учетом
- динамичность (чередование в пределах
изучения одной темы различных
типов и методов организации
диалогического взаимодействия)
Можно выделить следующие этапы педагогической поддержки:
1. Диагностический – фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с учащимся, вербализация постановки проблемы (проигрывание ее с учащимся), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для ребенка.
2. Поисковый – организация
3. Договорный – проектирование действий педагога и учащегося (разделение функций и ответственности по решению проблемы) на основе договорных отношений.
4. Деятельностный: действует учащийся под наблюдением педагога, который координирует его действия, стимулирует, обращает внимание на успешность самостоятельных шагов, поощряет инициативы, оказывает безотлагательную помощь учащемуся.
5. Рефлексивный – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения.
1.1. Основные направления
работы в организации
Организация психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке включает следующие направления работы:
1. Аналитико-диагностическое - подразумевает
психолого-педагогическое
- мониторинг профессионального самоопределения учащихся;
- изучение индивидуальных
Результаты диагностической деятельности носят ориентировочный характер для учащихся, являются важным показателем для педагога, который с учетом полученных результатов организует образовательную деятельность. Диагностика личностных изменений и работа по самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию позволяют отследить изменения в личности учащихся и скорректировать маршрут прохождения курсов по выбору.
Необходимо создавать условия для реализации потребности учащихся в самопознании и обеспечить её соответствующим инструментарием.
В содержании исследования самопознания необходимо отразить состав качеств, психологических характеристик, которые планируется диагностировать; исходный уровень развития данных качеств: желаемый уровень развития, т.е. цели и ориентиры; изменения в развитии этих качеств в процессе работы.
Использование методов самопознания способствует осознанной деятельности учащихся по саморазвитию, формирует у них мотивацию к занятиям, чувство ответственности перед самим собой. В систему изучаемых качеств личности включаются методики, позволяющие выявить склонность учащихся к той или иной сфере профессиональной деятельности; качества, входящие в состав творческих способностей и др.
2. Просветительское направление
включает различные
Данное направление складывается из действий по формированию у учащихся умений и навыков образовательной и самообразовательной деятельности в профессиональном направлении.
Значимость просветительской деятельности заключена в организации «внутреннего диалога» учащегося с информацией, побуждающего его обратить внимание на самого себя, задуматься над вопросами, касающимися своей собственной личности, поведения, отношения к познанию окружающей действительности.
3. Консультативное направление ( индивидуальное и групповое) предполагает взаимодействие педагогов с различными группами учащихся, включающее консультирование участников предпрофильной подготовки по вопросам развития, обучения, профессионального самоопределения с целью реализации индивидуального подхода в системе предпрофильной подготовки; консультирование по конкретным личностным проблемам, возникающим в процессе предпрофильной подготовки с целью повышения её эффективности.
Консультирование может иметь несколько вариантов проведения в зависимости от поставленной преподавателем или учащимся проблемы.
4. Организационное направление включает:
- организацию проведения курсов по выбору, профессиональных проб;
- координацию деятельности
- проведение комплексных
- проблемные обсуждения в
- привлечение нужных
- экспертизу курсов по выбору,
проектов, пособий, условий образовательной
деятельности, профессиональной деятельности
специалистов учреждений
Таким образом, психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.
В ситуации выбора учащимся профилирующего направления образования становится обязательной помощь специалиста по профессиональной ориентации. При ограничении ориентационной работы только на профиль (профильной ориентации) проектируемые модели профильного обучения будут способствовать, с одной стороны, становлению индивидуального жизненного, образовательного сценария, расширять пространство маневра, но с другой – будут для целого ряда детей с разнонаправленными интересами и склонностями неизбежно ограничивать это пространство самим фактором своего существования.
Выбор профиля обучения ограничивает ученика рамками учебных предметов, так как учащиеся ориентируются не на профессию и не на будущую специальность, а только на более привлекательный для них предмет деятельности. При этом о характере работы по специальностям, связанным с этим предметом, не имеют представления. В результате образовательная траектория ученика становится не индивидуальной, а профильной, что заметно сужает рамки его выбора. Профориентационная работа может в определенной степени компенсировать эти риски и соединиться в единое целое с профильно-ориентационной работой.
Профориентация и трудоустройство рассматриваются как составные части единого комплекса, включающего профинформацию, профсовет и консультирование, профессиональный отбор и профподбор, трудоустройство и меры по адаптации к трудовой деятельности, что в целом обозначается термином “переходные услуги”. Комплексная система “переходных услуг” представляет собой спектр координированных последовательных действий в отношении учащихся при переходе от учебы к профессиональной деятельности.
Особо следует отметить практику создания мини-предприятий в образовательных учреждениях. Учащиеся принимают активное участие в этой работе. Они определяют вид производимой продукции или оказываемых услуг, проводят маркетинг, осуществляют продажи. Такая деятельность помогает им развить свои интересы и склонности; приобрести предпринимательские навыки в малом бизнесе; научиться полагаться на себя и проявлять инициативность и ответственность в разнообразных жизненных и трудовых ситуациях.
В настоящее время главным национальным богатством страны провозглашаются высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. Перед молодыми людьми ставятся задачи в плане поддержания собственной конкурентоспособности и мобильности в трудоустройстве на протяжении всей жизни. Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения провели к переосмыслению профориентации в стране, которая должна способствовать умению самостоятельно “выстраивать” профессиональную карьеру, принимая ответственные решения в течение всей трудовой жизни.
Информация о работе Активные методы обучения в образовательном процессе