Активные методы обучения в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 11:41, реферат

Описание работы

Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно- практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико- физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………3
1. Профессиональное самоопределение учащегося……4
1.1. Основные направления работы в организации психолого-педагогической поддержки учащихся………………6
2. Профессиональная ориентация как компонент предпрофильной подготовки……………………………………8
3. Активные методы обучения в образовательном процессе…………………………………………………………10
Заключение……………………………………………….14
Литература.……………………………………………….15

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 47.24 Кб (Скачать файл)

Интересным опытом в создании системы помощи учащимся в выборе профессии обладает Канада. Стержень реформ первичной профессиональной ориентации — усиление ее взаимосвязи с реально существующими потребностями в рабочей силе. Структура профессиональных программ в образовательных учреждениях изменяется с учетом рекомендаций региональных комитетов по трудовым ресурсам, одна из основных задач которых — изучение текущего и перспективного спроса на рабочую силу на местах и управление в соответствии с этим процессом подготовки кадров.

Важной формой познания “мира профессий” для учащихся являются самостоятельные занятия в специализированных центрах профессиональной ориентации (“центрах выбора”). Это особый тип учреждений, располагающих автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами. Придя в центр, можно получить информацию приблизительно о 4 тысячах профессий. По каждой из них даются следующие сведения: а) содержание трудовых функций работника данной профессии; б) необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования; в) пути профессионального роста и освоения смежных специальностей; г) спрос на работников данной профессии на местном и общенациональном рынках труда.

В развитых странах уделяется большое внимание профессиональной ориентации учащихся, наряду с помощью в выборе профессии приоритетным является формирование самостоятельности, умения оценивать себя в контексте рынка труда, стремления к профессиональной конкурентоспособности и мобильности. В контексте организации предпрофильной подготовки является интересным обучение учащихся оцениванию себя в контексте требований рынка труда и самостоятельному выстраиванию карьеры, активные формы и методы обучения, организация профессиональных проб и трудовых практик.

3. Активные методы обучения в образовательном процессе

Решение любой технической задачи базируется на использовании большого запаса специальных знаний, на умении «добывать» недостающую информацию. Особое внимание следует обратить на специфику технических задач (проблем), в ходе решения которых и осуществляется мыслительная деятельность.

Психологические исследования показывают, что успех решения технических задач во многом зависит от того, как сочетаются в деятельности человека теория и практика.

Другая важная особенность технического мышления проявляется в тесной взаимосвязи и взаимодействии понятийных и образных компонентов деятельности. Специфичен и сам процесс технического мышления, характер его протекания,   что   обусловлено   особенностями   технических   задач, а также условиями деятельности по их решению.

В результате решения технических задач вырабатывается определенная направленность мышления, выражающаяся в техническом осмысливании действительности, в особом стремлении выделять в ней технические явления, в способности сосредоточиться на решении технических задач. Если процесс технического мышления протекает в ходе решения задач, то естественно предположить, что способ его развития должен моделировать ход решения задачи.

Разнообразие методов и приемов создает у учащихся интерес  к самой  учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно  важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.

В  последние десятилетия широкое распространение получили так называемые  активные  методы обучения, побуждающие  обучающихся  к самостоятельному  добыванию  знаний,  активизирующие их познавательную   деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и  навыков. Именно на  решение  этих  задач направлены проблемно-поисковые и творчески-воспроизводящие методы. Новая образовательная парадигма ориентирована прежде всего на развитие личности, повышение ее  активности и  творческих способностей,  а  следовательно,  и  на  расширение  использования методов самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, использования активных форм и методов обучения.

Активные  методы  обучения  - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе  овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и  воспроизведение учащимся, а на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

            Для активизации познавательной  деятельности используются традиционные  методы обучения с применением  таких приемов, как постановка  вопроса при изложении материала, включение  в него отдельных  практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов.

Особенности  активных методов обучения состоят  в  побуждении учащихся к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений   и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации.

Познавательная активность означает интеллектуально эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к  выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Познавательная  активность и познавательная самостоятельность -  качества, характеризующие интеллектуальные способности человека к учению. Широкое использование активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, причем с самого начала процесса обучения, развивает  столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в  дальнейшем его деятельное желание в постоянном овладении знаниями и  применении  их  на практике.

Активные методы обучения могут быть использованы  на  разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, закреплении  и совершенствовании знаний, формировании умении и навыков.

Активные методы,  направленные на  первичное овладение знаниями, способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и  навыков  самообразования, однако  при  их  планировании следует  помнить, что они  требуют значительного  времени. Именно поэтому в учебном процессе используются и  традиционные: обычная  лекция, объяснение, рассказ.

При выборе метода обучения следует прежде всего проанализировать содержание  учебного  материала  и  использовать активные методы  там,  где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление учащихся, их  познавательные способности, жизненный опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности. В преподавательской деятельности часто пользуются  термином «прием  обучения». Прием - это часть метода,  которая  усиливает, повышает его эффективность. На практике в процессе обучения широко используются наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение,  рассказ, беседу: показ изображений на таблицах, плакатах, демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств, механизмов. Объяснение учебного материала может сопровождаться демонстрацией опытов, слайдов; показом диа- и кинофильмов и их фрагментов, видеозаписей, телефильмов  и  т. п.

Использование наглядных приемов не только помогает понять и  лучше запомнить учебный материал, но и создает эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему. Особенно сильное эмоциональное воздействие на учащихся оказывает демонстрация видео- и кинофильмов, кинофрагментов, которые могут быть использованы и в качестве  иллюстративного  материала.

Типовые производственные задачи создаются на основе анализа профессиональных функций специалистов, они сложны, комплексны. Этим типовым задачам и должны соответствовать ситуационные учебно-производственные задачи.

Выполнение комплексной учебно-производственной задачи при изучении ряда учебных предметов вносит следующие важные элементы в учебный процесс. Он обеспечивает последовательный переход от овладения профессиональными знаниями к самостоятельному исполнению профессиональных функций и позволяет преподавателю осуществлять обратную связь не только на уровне знаний, но и на уровне умений; дает возможность учащимся реально понять межпредметные связи, и их значение в профессиональной деятельности.

При обучении решению ситуационных производственных задач преподаватель направляет внимание учащихся на последовательность выполнения действий:

- анализ  описанной производственной ситуации;

- выявление  способов (нормативов, правил, методик), которые могут быть использованы  при решении задачи;

- вычленение  необходимых данных для  решения  задачи,  установление их достаточности;

- выполнение  действий, обусловленных вопросом (заданием).

Развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами: обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. В век бурных темпов роста информации их необходимо  постоянно обновлять, что может быть достигнуто путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности - качеств, характеризующих интеллектуальные способности человека к учению, которые проявляются и развиваются в деятельности. Отсутствие условий для проявления этих качеств приводит к тому, что они не развиваются. Вот почему только широкое использование активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в  дальнейшем его деятельное желание в постоянном овладении знаниями и  применении  их  на практике.

Применение активных методов теоретического обучения действительно приведет к продуктивной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экономические и политические изменения, происходящие в России, обусловили глубокие изменения всей системы образования, в том числе преобразование системы профессионального образования, целью которого становится подготовка специалистов, способных  к творческой профессиональной деятельности.

В изменившихся социально-экономических условиях, в которых актуализировалась потребность в новом человеке, необходимо обеспечение непрерывности и преемственности профессионального образования.

В ближайшем будущем будут востребованы работники, имеющие базовое образование и высокую квалификацию.

На повестку дня самой жизнью поставлена проблема организации подготовки трудовых ресурсов, отвечающей духу времени.

Способность личности к трудовой деятельности проявляется в умении, а также возможности производить какие-либо действия. Показатели критерия – умение продуцировать и реализовать идеи, умение адаптироваться в нестандартной ситуации.

Показателями сформированности творческих умений можно считать: способность к нестандартному подходу, новаторство в трудовой деятельности, стремление вести поиск новых возможностей в организации дела, экспериментирование, желание осваивать новые технологии, умение рационально использовать имеющиеся средства и время.

Школьники хорошо осознают необходимость трудовой деятельности, часто выступают ее организаторами, участвуют в планировании работ, умеют анализировать результаты трудовой деятельности, имеют опыт работы в условиях, требующих творческих умений, решение творческих задач, способность оказать помощь товарищам в организации работы, применение имеющих знаний непосредственно в своей практической деятельности.

Профессиональное образование призвано поднять эффективность трудовой деятельности выпускников образовательных учреждений как в условиях крупномасштабного, так и индивидуального промышленного и сельскохозяйственного производства и сферу услуг.

Именно поэтому подготовка трудовых ресурсов в обязательном порядке должна найти отражение в государственных образовательных стандартах, учебных планах и программах образовательных учреждений.

 

Список литературы

    1. Гриншпун С.С. Организация профориентации школьников в Великобритании  //Педагогика. – 2005. - №7.
    2. Гриншпун С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции //Педагогика. – 2004. - №7.
    3. Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США  //Педагогика. – 2005. - №9.
    4. Дробышева Т.В. Профориентационные молодёжные трудовые отряды //Народное образование. – 2003. - №3
    5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога //М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
    6. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методические пособие //М,: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2002.
    7. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / /М.: Академия, 2005.
    8. Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике /Т.А. Строкова //Педагогика.- 2002. - №4.
    9. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков //СПб.: Питер, 2006.
    10. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников //М.: Академия, 2005.
    11. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников»  //СПб.: Речь, 2007.
    12. Шеховцова Л. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе: Учебное пособие // СПб.: Северо-Запад; Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
    13. Уке Ю.В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников //Вопросы психологии. – 1990. - №5.

Информация о работе Активные методы обучения в образовательном процессе