Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:14, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение американской модели менеджмента.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
- рассмотрение истории развития американской системы менеджмента,
- анализ основных черт американской модели менеджмента,
- рассмотрение преимуществ и недостатков американского менеджмента,
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы американской модели менеджмента 7
1.1 Формирование менеджмента в США 7
1.2 Создатели американской модели менеджмента 9
1.3 Особенности американской системы менеджмента 12
1.4 Преимущества и недостатки американской модели менеджмента 15
1.5 Современное состояние менеджмента в США 17
Глава 2. Исследование использования американской модели менеджмента в «Mcdonald’s Corporation». 22
2.1 Общая характеристика предприятия 22
2.2 Анализ функционирования системы менеджмента в корпорации 25
2.3 Пути совершенствования американской модели менеджмента в «McDonald’s Corporation» 28
Заключение 30
Список литературы 33
Этим американский менеджмент отличался от европейского и японского (хотя и очень своеобразного в этом смысле) управления. Но сегодня демократизация управления, участие в управлении — это реальность.
Уже общепризнано — ив Европе, и в Японии, и в США — что за демократизированными, «партисипативньми» формами управления — будущее. Этот феномен, по-видимому, будет обобщаться и осмысливаться в ближайшие годы специалистами по управлению. Наша практика может дать в этой области много своеобразного и интересного, так же как и в вопросах этики бизнеса — еще одного традиционного, но ставшего опять весьма актуальным аспекта хозяйствования в условиях рынка, экономической свободы.
Наконец, третья особенность управленческой мысли в 90-е годы — усиление международного характера управления. Вслед за переходом большинства постиндустриальных стран к открытой, экономике, резким повышением роли международной конкуренции и в то же время кооперации производства, развитием траснациональных корпораций и т.п. интернационализация управления ставит очень много новых вопросов перед управленческой теорией и практикой. Важнейшие из них — что есть общее и особенное в управлении, какие закономерности, формы, методы управления являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран, как наилучшим образом выполнять функции управления во внешнеэкономической деятельности, в чем состоят особенности национального стиля в управлении, в организационном поведении, насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов, как иностранцам быстрее приспособиться к национальной местной среде.
американский менеджмент создатель
1,6 Сравнение европейских,американской,
Рассмотрев особенности национальных типов управления, для большей наглядности я хотел бы собрать основные тезисы национального менеджмента в таблицу:
Объект сравнения |
США |
Япония |
Европа |
Россия |
Характер решений |
Индивидуальный |
Коллективный |
Индивидуальный |
Индивидуальный |
Преобладающие цели |
Тактические |
Стратегические |
Стратегические |
Тактические |
Разграничение обязанностей и полномочий |
Четкое |
Расплывчатое |
Четкое |
Четкое |
Специализация работников |
Узкая |
Широкая |
Широкая |
Узкая |
Ответственность |
Индивидуальная |
Коллективная |
Индивидуальная |
Коллективная |
Приверженность работника |
К профессии |
К фирме |
К фирме |
К профессии |
Оценка и карьерный рост |
Быстрый |
Медленный |
Медленный |
Медленный |
Разделяемые ценности |
Индивидуальные |
Коллективные |
Индивидуальные |
Коллективные |
Направленность руководства |
На человека |
На коллектив |
На человека |
На коллектив |
Идеал менеджера |
Лидер-сильная личность |
Координатор-мозговой центр |
Координатор- мозговой центр |
Лидер-сильная личность |
Способ контроля |
По индивид. показателям |
По коллектив. показателям |
По индивид. показателям |
По коллектив. показателям |
Отношение к подчинённым |
Формальное |
Неформальное |
Формальное |
Формальное |
Обусловленность карьеры |
Личные качества |
Возраст, стаж, коллективные достижения |
Личные качества |
Возраст, стаж, коллективные достижения |
Структура управления |
Жесткая |
Гибкая |
Жесткая |
Жесткая |
Оплата труда |
По индивид. результатам |
По коллект. результатам, от возраста и стажа |
По индивид. результатам |
По коллективным результатам |
Расходы на обучение персонала |
Низкие |
Высокие |
Высокие |
Высокие |
Найм на работу |
Краткосрочный |
Пожизненный |
Краткосрочный |
Краткосрочный |
Таким образом, из этой таблицы хорошо видно, как тесно переплелись качества американского и японского менеджмента в российских и европейских управленческих традициях. И хотя следует признать, что такие основные черты российского менеджмента являются пережитками Советского строя, что в новых коммерческих структурах применяются совсем иные принципы управления, привнесенные в основном из Америки и Западной Европы, основная масса промышленного потенциала все ещё не включилась в перестройку моделей управления производством.
Все вышеизложенное ещё раз доказывает сложность и неоднозначность применения «готовых» экономических решений для «лечения» экономики ношей страны.
«Макдоналдс» - крупнейшая сеть ресторанов быстрого обслуживания в мире. Первый ресторан «Макдоналдс» в России открылся в 1990 году на Пушкинской площади в городе Москве. Соглашение об открытии Ресторанов в Москве, подписанное в 1988 году, завершило 12 лет упорных переговоров, начатых Джорджем А. Кохоном - старшим председателем правления компании «Макдоналдс Ресторантс оф Канада Лимитед», старшим председателем компании «Макдоналдс» в России и председателем совета директоров ЗАО «Москва-Макдоналдс».В настоящее время рестораны «Макдоналдс» открыты в таких российских городах, как Москва, Мытищи, Реутов, Люберцы, Одинцово, Троицк, Дмитров, Клин, Красногорск, Балашиха, Химки, Сергиев Посад и другие. "Макдоналдс" в России – один из лидеров предприятий быстрого обслуживания, насчитывающий 314 предприятий в 85 городах, в которых 30 000 сотрудников обслуживают более 1 миллиона посетителей каждый день. Рестораны «Макдоналдс» развиваются как отдельно стоящие предприятия в оживлённых местах и на больших магистралях города, а также на фуд-кортах в торговых центрах. Логотипом компании является "M", первая буква в названии "Макдоналдс" и символизирует золотые арки.
В ассортименте ресторанов присутствуют:
- гамбургеры,
- сендвичи,
- картошка - фри,
- десерты,
- напитки и т.д.
Отдельно стоит отметить в большем количестве стран мира в МакДональдсе продают пиво, но в России рестораны «Макдоналдс» полностью безалкогольные.
На российском рынке оперируют два юридических лица: ЗАО «Москва-Макдоналдс» курирует столичные заведения, ООО «Макдоналдс» - операции компании в регионах, в Московской области в Новопеределкино действует производственный комплекс «Макдоналдс», производящий полуфабрикаты для ресторанов сети.
В среднем за месяц рестораны продают:
2 000 000 напитков Кока-Кола/Фанта/Спрайт;
2 550 000 порций картофеля-фри;
1 100 000 молочных коктейлей;
1 150 000 сандвичей Биг Мак;
950 000 пирожков.
Для приготовления всех блюд используются продукты только высшего качества, отвечающие всем стандартам «Макдоналдс». На всех этапах производственного процесса компания «Макдоналдс», ее поставщики и независимые эксперты осуществляют серию проверок качества, чтобы быть уверенными в соблюдении всех санитарно-гигиенических норм и правил, установленных РФ, а также в высочайшем качестве выпускаемой продукции. В 1990 году компания «Макдоналдс» инвестировала 45 миллионов долларов США в строительство и оборудование пищеперерабатывающего и распределительного центра, расположенного в Москве, - «Маккомплекс». «Маккомплекс» расположен в одном из московских районов, Солнцево. Из него ведутся поставки необходимых продуктов во все рестораны компании «Макдоналдс» в России. На заводе имеются собственные линии по производству мясных п/ф и булочек, лаборатория контроля качества продукции и отдел сбыта. За 14 лет своей работы «Маккомплекс» внес значительный вклад в развитие отечественной пищеперерабатывающей промышленности, системы общественного питания, сельского хозяйства и деловых отношений в России. Начиная с 1989 года «Макдоналдс» делился своими знаниями в области технологии и деловых отношений с представителями всех стран СНГ. Сырье и материалы для «Маккомплекса» закупаются более чем у 100 российских поставщиков, которые строго следуют стандартам РФ и стандартам «Макдоналдс». Более того, в результате децентрализации переработки пищевых продуктов, при участии специалистов и технической помощи компании «Макдоналдс» было налажено производство готовой продукции уже на предприятиях российских поставщиков (салат, маринованные огурцы и т.д.). На «Маккомплексе» осуществляется жесткий контроль за переработкой продукции в соответствии со строгими требованиями и стандартами "Макдоналдс". Компания «Макдоналдс» ставит перед собой одну цель - полностью удовлетворить потребности посетителей. Все инициативы компании измеряются этим единственным критерием.
По состоянию на середину января 2012 года в России работало 310 ресторанов «Макдоналдс», из них как минимум в 193 можно купить макзавтрак, 144 ресторана обслуживают посетителей по системе «Макавто», в 51 есть МакКафе, в 63 ресторанах есть детские комнаты, в 131 — проводят детские утренники. При этом восточнее Тюмени заведения компании отсутствуют и открывать их пока не планируется из-за «слишком дорогой логистики». Однако компания рассматривает возможность строительства в особой экономической зоне «Алабуга» крупного распределительного центра с производством полуфабрикатов для организации поставок в рестораны, которые планирует открыть дальше Тюмени. В 86 ресторанах сети в России (на конец октября 2011 года) действовал бесплатный Wi-Fi-доступ, обеспечиваемый компанией «Вымпелком».
Интересы сети в России обеспечивают дочерние компании — ЗАО «Москва-Макдоналдс» и ООО «Макдоналдс». Франчайзинговая схема открытия ресторанов в России до апреля 2012 года (когда первая франшиза для открытия «Макдоналдсов» в аэропортах и на вокзалах была выдана компании «Росинтер») не применялась.
В московском районе Ново-Переделкино действует производственный комплекс «Макдоналдс», поставляющий полуфабрикаты ресторанам сети. С 2009 года действует российский профессиональный союз работников McDonalds.
Выручка компании в России в 2009 году превысила 33 млрд руб.
Концепция управление персоналом: управление людскими ресурсами, особое внимание уделяется управлению профессиональным развитием персонала. Основная цель организации в области управления персоналом: максимальное использование трудового и личного потенциала работника путём создания оптимальной возможности для профессионального роста и эффективной деятельности.
• Подход к работнику
• Личность, партнер
• Требование к качеству сотрудника
• Профессионально - квалификационные и личностные качества
Для повышения эффективности деятельности в области управления персоналом проводятся следующие мероприятия:
1. Мероприятия по улучшению условий труда;
2. Развитие неформальных, дружественных связей между различными отделами и работниками и т.д.
При этом основным ключевым моментом является единство трёх основных компонентов: трудовой функции, социальных отношений и состояния каждого работника.
Приоритетным направлением стратегии развития является кадровая политика.
«Макдоналдс» стремится во-первых, обеспечить развитие у молодых работников системы ценностей, направленных на улучшение отношения к труду, преданность организации, недопустимость дисциплинарных и правонарушений, формирование здорового образа жизни. Практикуется набор персонала из внешней среды, с помощью СМИ. Но на руководящие должности выдвигаются люди, уже зарекомендовавшие себя в работе.
В «Макдоналдс» иерархический тип структуры управления.
Всех сотрудников можно дифференцировать на три основные категории: руководители, специалисты, исполнители.
Руководители -- лица, выполняющие главную функцию (ГФ) и осуществляющие общее руководство предприятием, его службами и подразделениями. Специалисты - лица, выполняющие основную функцию (ОФ) и занятые анализом информации и подготовкой решений по экономике, финансам, научно-техническим и инженерным проблемам и т.д. Исполнители - лица, выполняющие вспомогательную функцию (ВФ), например, работу по подготовке и оформлению документации, хозяйственную деятельность.
Преимущества организационной структуры «Макдоналдс»: четкое разделение труда способствует появлению высококвалифицированных специалистов в каждом деле; строгая иерархия уровней управления, при которой действия нижестоящего звена управления контролируются вышестоящим; выработка единых для каждого вида деятельности правил, норм и стандартов; формальная обезличенность руководителей, обязанных следовать инструкциям и предписаниям по занимаемой должности; найм на работу в строгом соответствии с квалификацией работника и его увольнение «строго по закону».
Наибольшее влияние на увеличение среднегодовой выработки одного работающего «Макдоналдс» оказал интенсивный фактор - среднечасовая выработка, что свидетельствует об улучшении использования трудовых ресурсов и повышении эффективности деятельности торгового предприятия. в «Макдоналдс» каждый месяц по итогам работы выбирается лучший работник месяца, который получает премию в сумме 2-3 окладов. Это стимулирует работников к эффективной и плодотворной работе.
Для компании характерен демократический стиль руководства.
Ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением. Инструкции даются в форме предложений, не сухая речь, а товарищеский тон, похвала и порицание - с учетом мнения коллектива. Мероприятия в коллективе планируются. Распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссий. Позиция руководителя - внутри группы, т.е. руководитель, ведет себя как один из членов группы; каждый сотрудник может при нем свободно выражаться по разным вопросам. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у них развивается самостоятельность, что способствует восприятию достижения целей организации как своих собственных.
Организационная структура и менеджмент
1. Директор ресторана - Полная организация работы ресторана
2. Первый ассистент директора ресторана - Организация работы систем ресторана, управление сменой ресторана
3. Второй ассистент директора ресторана - Управление всей сменой
4. Свинг-менеджер - Управление одним из участков работы ресторана или всей сменой
5. Инструктор - Обучение работников производственным процедурам
6. Работник ресторана - Работа на производственных станциях, работа с посетителями
Макдоналдс, как и любая организация, имеет свою иерархию или карьерную лестницу. Каждый пришедший работник получает начальную должность и становится крушником, но не от слова Крушить, а от английского слова crew. Но и среди крушников бывают различные их виды. Так, работник, который находится на испытательном сроке (2 месяца), получает прозвище Желтый из-за цвета значка, который выдаются сотруднику на первые 2 месяца работы и подвергается различным приколам со стороны более опытных сотрудников, некая дедовщина. После того, как пройдет испытательный срок и с работником будет заключен новый контракт, он в торжественной обстановке получит свой белый значок взамен желтому и станет полноправным членом большой семьи клоуна Роналда.