Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:56, курсовая работа
Научно-технический прогресс приводит к глубоким изменениям методов труда, что, в свою очередь, требует новых форм организации и управления персоналом, направления на повышение эффективности использования людских ресурсов. Поиски соответствующих мотиваторов, которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности. В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы построения американской модели менеджмента……………………………………………………………………..5
1. 1. История зарождения и развития американской модели менеджмента…5
1. 2. Общая характеристика американской модели менеджмента…………..9
1. 3. Особенности американского менталитета……………………….…....11
Глава 2. Применение результатов построения американской модели менеджмента в современных условиях………………………………………15
2.1. Исследование кадровой политики «Дженерал Электрик»…………..…15
2.2. Анализ применения американской модели менеджмента в России на примере ООО «Рестосапиенс»………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра менеджмента и маркетинга
по дисциплине «Общий менеджмент»
на тему: «Американская модель менеджмента»
Выполнила студентка группы ЭК-07-11
Яругина Анастасия Андреевна
Научный руководитель: кандидат
экономических наук, доцент
Иванова Татьяна Валерьевна
Чебоксары 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
основы построения американской модели
менеджмента…………………………………………………
1. 1. История зарождения и развития американской модели менеджмента…5
1. 2. Общая характеристика американской модели менеджмента…………..9
1. 3. Особенности американского менталитета……………………….…....11
Глава 2. Применение результатов построения американской модели менеджмента в современных условиях………………………………………15
2.1. Исследование кадровой политики «Дженерал Электрик»…………..…15
2.2. Анализ
применения американской
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………26
Названия п.2.1-2.2 изменились – см. в тексте.
Введение
Красная строка 1,25.
В процессе образования и развития Соединенных Штатов Америки формировался американский стиль управления. Особенности этого стиля обусловлены такими факторами создания американского общества, как отсутствие пережитков феодализма, а также освоение территории и богатств страны энергичными и изобретательными иммигрантами.
Американский менеджмент основывается на индивидуальной, предпринимательской инициативе. Прежде всего, его можно представить как брак индивидуализма и конкуренции заложенный в американской бизнес идеологии.
Индивидуализм отражает преимущество такой социальной конструкции, в которой каждый заботиться сам о себе. Американский менеджер имеет адекватное позиционирование своего места и роли в управленческой системе. Это не только благодаря профессионализму и компетенции, но осознанию себя частью деловой культуры, традиций и опыта полученного на внутреннем и международном рынках.
Данная
тема является весьма актуальной, она
действительно важна и
Научно-технический
прогресс приводит к глубоким изменениям
методов труда, что, в свою очередь,
требует новых форм организации
и управления персоналом, направления
на повышение эффективности
Методологическую основу исследования составляют научные проработки ученых, ведущие современные учебные пособия, научные статьи в журналах и газетах.
Целью данной работы является изучение американской модели менеджмента. А где задачи?
Для решения поставленных в курсовой работе задач были использованы такие методы, как синтез, анализ, сравнение.
Глава 1. Теоретические основы построения американской модели
менеджмента.
Американская
модель управления зарождалась на рубеже
XIX – XX веков, когда в США переживали экономический
бум. Огромные природные ресурсы привлекали
передовые умы того времени; уровень развития
техники и технологий вступал в резкое
противоречие со сложившейся на тот момент
системой производственных отношений.
Классический капитализм переходил в
свою высшую, монополистическую стадию.
Именно в этот период складывались объективные
предпосылки для зарождения «научного
менеджмента» в США и деятельности его
лидера – Фредерика Уинслоу Тейлора.
Вовсе не случайно, что центр развития
теории и практики менеджмента в начале
XX века переместился из Англии в Америку.
Деятельность основоположников «научного
менеджмента» отражала характерные тенденции
эпохи классического капитализма – свободную
рыночную экономику, индивидуальное предпринимательство,
господство средних и небольших предприятий.
Организация труда и управления в такой
«локальной экономике» не требовала систематического
применения науки, да и сама наука ещё
не была доминирующим общественным институтом,
главной производительной силой промышленности.
Так обстояло положение дел в Англии эпохи
Аркрайта, Смита, Болтона и Оуэна. Таким
образом, можно сделать вывод, что именно
английская, а точнее англо-саксонская
модель легла в основу американской школы
менеджмента.
Иная ситуация складывалась в конце XIX – начале XX века в США, которые по техническому уровню производства вошли в число мировых лидеров. Даже в начале XX века США были практически единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью, проявив личную компетентность. Главным фактором развития науки управления здесь явился не средний и мелкий, а большой бизнес – крупные и сверхкрупные корпорации, например, такие как Midvale Steel и Bethlehem Steel, в каждой из которых работало по несколько тысяч человек. В Америке, писал Питер Друкер, «крупные корпорации составляют меньшинство, но такое меньшинство, которое задаёт типическую структуру общества, поведение людей, их образ жизни. Большой бизнес выступает основой любого индустриально развитого общества. Он финансирует и вызывает к жизни также большую науку. Даже профсоюзы и органы правительственной администрации есть не что иное, как социальный ответ на феномен большого бизнеса»… Именно невмешательство государства позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в самом начале развития своего бизнеса, становиться монополистами.
Отмечая различия в развитии индустрии континентальной Европы и Северной Америки, некоторые специалисты указываю, что американцы начали с механизации всего комплекса операции, в то время как европейцы склонны были механизировать отдельные операции, например, ткачество или прядение.
В Англии техническая мысль развивалась в Рамках академической науки. Так сказать, на государственной основе, а затем уже, через какое-то время, достигла практики. Американцы заимствовали в готовом виде лучшие технические идеи европейцев и тут же претворяли их в конкретные технические модели. Подход североамериканцев был более гибким и скорым, внедрение техники в меньшей степени опутано бюрократическими сетями. Центрами технического прогресса в Европе чаще всего служили государственные учреждения и университеты, а в США – предприятия. Передовые фирмы имели хорошо оснащенные лаборатории, занимающиеся практическим внедрением технических достижений. Таковы исторические предпосылки возникновения американской школы менеджмента.
В
американской школе
Рационализация производства выражается
в высокой степени специализации отдельных
работников и структурных единиц компании
и жёстком разграничении их обязанностей.
Преимущества специализации заключаются
в том, что она позволяет сократить объём
подготовки работников, повысить уровень
профессионального умения на каждом специализированном
рабочем месте, отделить от производственных
заданий те, которые не требуют квалифицированного
труда и могут быть выполнены неквалифицированными
работниками, получающими меньшую заработную
плату, а также увеличивает возможности
специализированного оборудования.
Решения чаще всего принимаются индивидуально,
уровень ответственности же находится
в управленческой пирамиде на одну - две
ступени выше, чем уровень менеджеров,
обладающих формальной властью. Это означает,
что руководство отвечает за деятельность
своих подчинённых.
Американская
фирма функционирует в
Для американской модели менеджмента характерна иерархическая модель управления.
В традиционной
модели иерархической организации,
прежде всего, имеет место разграничение
процесса принятия деловых стратегических
решений и оперативных решений.
Основой стратегического
Важнейшей составной частью плановой
работы корпорации является стратегическое
планирование, возникшее в условиях насыщения
рынка и замедления роста ряда корпораций.
Стратегическое планирование создает
базу для принятия эффективных управленческих
решений.
Для снижения
сопротивления рабочих
Первый касается
деловых решений фирмы, которые
определяют основные направления её
функционирования. После выработки
последних фирма принимает оперативные
решения для адаптирования своей деятельности
к непредвиденным различным обстоятельствам
(поломке оборудования, браку и т.п.) и к
изменению ситуации на рынке. Основной
принцип такой иерархической координации
характеризуется следующими двумя особенностями:
Каждая функциональная единица имеет
не более одного прямого начальника и
не связана с другими единицами (следовательно,
любая координация действий двух несравнимых
единиц осуществляется общим прямым начальником).
В настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению: участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха; создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих; разработка систем участия в прибыли; привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.
1.
2. Общая характеристика
Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, “богоизбранность”, стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный способ организации производства.
3. Корпорация как основная форма предпринимательства.
Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.
Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество).
Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.
Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.
Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.