Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 19:11, курсовая работа
Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема актуальна, так как в России существуют мировые экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. И рост таких монополий в России дает толчок для Российского государства развивать и усовершенствовать антимонопольную политику. Монополия искореняет конкуренцию, а естественное стремление к ней порождает проблемы: предоставление ложной информации потребителю, рост цен, пропадает выбор, происходит деградация экономики страны.
Введение…………………………………………………………….….….........3
Глава 1.Теоретические аспекты анализа монополии…………..…..….......…5
1.1. Понятие, виды монополий, факторы монополизации………….......…....5
1.2Установление монопольной цены и объема продукции………….…..15
1.3.Монопольная власть ………………………………….…………..............18
1.4.Ущерб от монополии …………………………………………………....19
1.5Антимонопольное законодательство……………………………………...21
Глава 2. Анализ деятельности естественных монополий на примере жилищно-коммунального сектора экономики………………………………23
2.1. Монополия в жилищно-коммунальном секторе экономики..………...23
2.2. Жилищно-коммунальные услуги в России и за рубежом ….……...27
2.3. Реформирование жилищно-коммунального сектора экономики …....31
Заключение …………………………………………….…….…………………35
Список использованных источников и литератур ……………….…………..36
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические аспекты анализа монополии…………..…..….......…5
1.1. Понятие, виды монополий,
1.2Установление монопольной цены и объема продукции………….…..15
1.3.Монопольная власть ………………
1.4.Ущерб от монополии …………………………………………………....19
1.5Антимонопольное
Глава 2. Анализ деятельности естественных монополий на примере жилищно-коммунального сектора экономики………………………………23
2.1. Монополия в жилищно-коммунальном секторе экономики..………...23
2.2. Жилищно-коммунальные услуги в России и за рубежом ….……...27
2.3. Реформирование жилищно-коммунального сектора экономики …....31
Заключение …………………………………………….…
Список использованных источников и литератур ……………….…………..36
Проблема монополизма в
К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.
Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно технического прогресса, так как нет конкуренции. С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний на данном этапе отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке.
Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
Крупные монополистические
Учитывая
двойственный характер монополистических
объединений, правительства стран
с развитой рыночной экономикой стараются
в какой-то мере противостоять монополизму,
поддерживая и поощряя
Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями.
Исходя
из цели, можно выделить следующие
задачи работы: изучить причины
возникновения монополий,
Глава 1.Теоретические аспекты
1.1 Виды монополий, понятие,
1Термин монополия имеет греческое происхождение и переводится как
«один
продаю». В экономике его
Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:
Рассматривая
каждый из этих аспектов в отдельности
следует уточнить, что опираясь на
рыночную структуру, можно дать следующее
определение: монополия – это
форма рынка, в условиях которой
весь объём предложения приходится
лишь на одного субъекта. Изучая монополию
через призму рыночной структуры, большое
внимание уделяется выяснению
2Монополия – это такое явление, при котором в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.
Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:
3Монополии – крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольной прибыли. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Создание крупных
Если обратить внимание на
монополистические образования
в промышленном производстве, то
отдельные крупные предприятия,
4Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорения способствует извлечению монопольно – высоких прибылей.
Крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упорядочить свою монопольную власть.
Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом.
Существует два способа
5Существуют 4 фактора, при которых фирма становится монополией:
1) Монополия может стать результатом нововведений и инновации.
Не все индивиды обладают одинаково творческими или инициативными качествами. Принципиальное открытие нового товара или технологии, защищенное патентом, дающим исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования изобретения, порождает монополию.
2) Экономия от масштаба. Возможна ситуация, при которой в отрасли способен эффективно работать лишь один производитель. Такая ситуация получила название «естественной монополии» и характерна для многих общественных благ.
3) Исключительная собственность на важнейшие средства производства. Монополистами данного рода можно считать и владельцев виноградников в провинции Шампань.
4) Государственная политика. Государство может создавать и поддерживать монополии, предоставляя исключительные права экономической деятельности определенным фирмам. Это достигается путем предоставления таким фирмам лицензий или определенных привилегий.
Существует несколько возможных причин появления монополии, в зависимости от которых монополии делят условно на естественные и искусственные.
Естественной монополией
называется ситуация, когда одна большая
фирма в отрасли будет
Причиной такого положения
может быть экономия от масштаба производства.
Большая фирма может
Эта экономия от масштаба может
объясняться особенностями
6Примером естественной монополии является транспорт, городские коммунальные службы. Для этих отраслей существование двух фирм, конкурирующих за одних и тех же потребителей, оказывается весьма неэффективно. Экономия от масштаба производства делает выгодным существование этих систем в единственном экземпляре.
7Естественная монополия может быть вызвана не только техническими условиями, но и небольшим объемом рыночного спроса.
Естественная монополия
не зависят от действия людей. Но монополия
может возникать и
Искусственной монополией называется ситуация, при которой существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью.
Причины этого могут быть:
8Виды монополий зависят от рыночной структуры и формы конкуренции. Виды монополий:
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар удовлетворяется одной или несколькими фирмами.
В ее основе
находятся особенности
9Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствие конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт.
Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозится в данном направлении.
Естественная монополия
В такой
отрасли минимальный
В российской промышленности существуют пять тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500.
10Существуют два типа естественных монополий:
Рождение
таких монополий происходит из-за
барьеров для конкуренции, возведенных
самой природой. Монополистом может
стать фирма, геологи которой
обнаружили месторождение уникальных
полезных ископаемых и которая купила
права на земельный участок, где
располагается это