Анализ деятельности естественных монополий на примере жилищно-коммунального сектора экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема актуальна, так как в России существуют мировые экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. И рост таких монополий в России дает толчок для Российского государства развивать и усовершенствовать антимонопольную политику. Монополия искореняет конкуренцию, а естественное стремление к ней порождает проблемы: предоставление ложной информации потребителю, рост цен, пропадает выбор, происходит деградация экономики страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….….….........3
Глава 1.Теоретические аспекты анализа монополии…………..…..….......…5
1.1. Понятие, виды монополий, факторы монополизации………….......…....5
1.2Установление монопольной цены и объема продукции………….…..15
1.3.Монопольная власть ………………………………….…………..............18
1.4.Ущерб от монополии …………………………………………………....19
1.5Антимонопольное законодательство……………………………………...21
Глава 2. Анализ деятельности естественных монополий на примере жилищно-коммунального сектора экономики………………………………23
2.1. Монополия в жилищно-коммунальном секторе экономики..………...23
2.2. Жилищно-коммунальные услуги в России и за рубежом ….……...27
2.3. Реформирование жилищно-коммунального сектора экономики …....31
Заключение …………………………………………….…….…………………35
Список использованных источников и литератур ……………….…………..36

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 259.50 Кб (Скачать файл)

 

                                                                                                 Таблица 1.

Сравнительная характеристика стоимости  жилищно-коммунальных услуг  в  городе  Астрахань  за  2012  и  2013  год.

Название  услуги

стоимость в  2012г.

стоимость  в 2013г.

             горячее  водоснабжение (за 1куб.м)

 

21,26

23,81

холодное  водоснабжение (за 1куб.м)

9,11

10,2

водоотведение (за 1куб.м)

10,14

11,37

отопление (за 1кв.м)

11,58

13,1

электроснабжение(за 1 кв/ч)

11,53

11,62




 

В Астрахани плата за холодную и горячую воду с  2012  года  по 2013 год выросла на 12%, на водоотведение  – на 12,1%, отопление – на 13,2%, плата  за электроэнергию увеличилась на 5,9%.

В Южном федеральном округе по уровню расценок лидирует Волгоградская  область 2011г. - 71,1 руб., 2012г. - 79,8 руб., 2013г. - 86,7 руб.

 

Тарифы на коммунальные услуги подскочили с 1 сентября 2012 года. По данным Росстата, с января по октябрь 2012 года они возросли на 9%, наиболее заметно  подорожало газоснабжение, горячее  и холодное водоснабжение.

 

 

 

 

                                                                                              Таблица 2.

Ставка за содержание жилых  помещений, устанавливаемая Правительством Астрахани: рост в 2011, 2012 и 2013 годах на 20%, 25% и 15% соответственно.

 

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год 

Цена  в  руб. за кв.м.  В  месяц.

8

9,8

12,58

14,52

Рост в %  к   предыдущему   году.

 

20

25

15


 

Потребления коммунальных   услуг  по  холодному, горячему  водоснабжению, водоотведению и  электроснабжению по субъектам  Российской  Федерации.

 

Рис.11 По холодному водоснабжению (за1куб.м)

 

Рис. 12 По горячему  водоснабжению (за 1куб.м)

Рис. 13По  водоотведению(за 1куб.м)

Стоимость жилищно-коммунальных услуг в России в феврале 2013 года поднялась на 0,7% и составляла в  среднем 3 тысячи 900 рублей.

Лидером по росту цен в  этой сфере является Хабаровск. Услуги ЖКХ жителям этого города в  среднем обходятся в 6 тысяч 686 рублей. В Уфе эти услуги стоят в  два раза дешевле - 2 тысячи 814 тысячи рублей.

Население не удовлетворяют  высокая квартплата и низкое качество жилищно-коммунальных услуг. Одной  из причин такого положения является отсутствие контроля над деятельностью  коммунальных служб, непрозрачность тарифной и бюджетной политики муниципальных  властей в жилищно-коммунальной сфере.

Основное условие успешной работы ЖКХ - постановка целей и задач  и постоянный  контроль за их выполнением.

Аудиторские  проверки  как  одна  из  форм финансового  контроля за  тарифами ЖКХ  должны  устанавливать  достоверность представляемой  хозяйствующими  субъектами в регулирующие  органы  финансово – экономической  и производственно – технологической  информации.

 Созданная  структура   ЖКХ   во  многих  регионах  не  позволяет  аудиторским   предоставить четкий  отчет о   фактическом  положении  дел   в  отросли. Методика  проведения  финансового аудита   предусматривает  защиту  экономических  интересов   организации, оказывающих  жилищно-коммунальные  услуги. Главная цель проведения аудита тарифов ЖКХ - исключить их неоправданное завышение.

Государство создает благоприятный  инвестиционный климат, обеспечивающий приток финансовых средств в систему  ЖКХ  из – за  рубежа.

 

2.3.Жилищно-комунальные   услуги  в  России  и  за  рубежом.

В Европе рост тарифов ЖКХ  контролируется с двух сторон –  как самим рынком, так и государством.

В Великобритании  каждый человек волен сам выбирать поставщика услуг. На законодательном уровне закреплено, что все оперирующие на рынке  компании вправе использовать одну и  ту же сетевую инфраструктуру.

Каждый гражданин вправе выбирать ту компанию, чьи тарифы или  условия ему подходят больше всего, а если он будет чем-то недоволен, то он очень легко может сменить  поставщика.

На рынке услуг ЖКХ  Великобритании высока конкуренция  среди компаний, и единственный инструмент привлечения клиентов – ставка тарифов. Нередко компании проводят маркетинговые акции, в которых предлагают подписать контракт с компанией на 5 лет и получить скидку или фиксированную ставку на все 5 лет.

Регулирующие органы в  европейских странах не допускают  появления монополий на рынке  предоставления услуг ЖКХ – ни среди поставщиков газа, ни воды, ни электроэнергии.

Государством осуществляется очень четкий и жесткий контроль для предотвращения мошенничества  и краж. Все поставщики на рынке обязаны проходить полный аудит у независимых компаний, а результаты аудита должны быть опубликованы и находятся в открытом доступе.

В России владелец недвижимости не обладает возможностью выбирать поставщика тех или иных услуг ЖКХ –  на рынке установлена  естественная  монополия, которая и порождает  беспрерывный рост тарифов. Все услуги централизованные.

Если сравнить соотношение  средней заработной платы и стоимости  услуг ЖКХ, то окажется, что европейцы  и американцы отдают ежемесячно 5-10 процентов доходов. Жители России отдают от 10 до 50 процентов.

В Болгарии одни из самых  демократичных коммунальных тарифов  за рубежом. 1 кВт электроэнергии стоит  там 4  рубля , 1 куб. м воды - 0,7 рублей.

В Испании затраты на воду составляют около 644 рублей  в месяц. Подобная схема оплаты действует  и за свет: абонентская плата плюс 0,12 рублей за каждый потребленный киловатт.

Счета за электроэнергию собственникам  в Испании присылают каждые два  месяца, за воду - каждые три. Владельцам по почте отправляют квитанцию, в  которой указаны объемы потребленных ресурсов или услуг и их стоимость.

В Италии владелец недвижимости платит за электричество 738 рублей в  год: абонентскую плату плюс показания  счетчика, за воду - порядка 779  рублей  в год.

Стоимость коммунальных услуг  за границей зависит от объема потребляемых услуг, площади недвижимости, времени  суток, а также тарифной политики каждого муниципалитета в стране.

Черногории свет стоит 6 центов за 1 кВт в период с 23:00 до 7:00 и около 8 центов в остальное время суток.

В Турции цена 1 кВт электроэнергии также зависит от времени суток: с 17.00 до 22.00 - 0,11 рублей за кВт/ч, с 22.00 до 06.00 - 0,03 рублей  за кВт/ч, с 06.00 до 17.00 - 0,06 рублей  за кВт/ч.

В Турции самая дешевая  электроэнергия. (135   рублей  в  месяц).

На втором месте по доступности - Болгария.(170  рублей  в  месяц).

Самой дорогой страной  с точки зрения электричества  является Таиланд.

(560  рублей  в  месяц).

Самая доступная вода - в  Испании, самая дорогая - в Хорватии и на Кипре.

За воду на острове взимается  фиксированная плата в размере 7-8 кипрских фунтов (765 рублей). В данном случае цены рассчитываются по прогрессивной  шкале.

Вода в Хорватии тарифицируется в зависимости от объема потребления. В среднем с жилого объекта  выходит 56-136 рублей  в месяц.

Украинцы платят меньше за электроэнергию, чем россияне. В  Киеве стоимость 1 киловатта электроэнергии составляет порядка 76 копеек, то в Москве  2,66 рублей за киловатт.

 В Армении плата  за 1 киловатт электроэнергии составляет 1,88 рублей. Белоруссии — всего  1,01 рубля за киловатт. Жителям  Казахстана приходится платить  по 1,74 рубля за 1 киловатт потребленной  электроэнергии.

В Казахстане плата за 1 кубометр газа для населения составляет 2,1 рубля, а на Украине — 3,3 рублей за 1 кубометр.

Лидером по стоимости газа является Швеция, где жители платят по 45,5 рублей за кубический метр. На втором месте — Дания, где 1 кубометр газа обойдется жителям в 45,2 рубля, а  в Италии 32,8 рубля за 1 кубический метр.

В Германии стоимость стоков составляет порядка 3,22 рубля  за кубический метр. За холодную воду в среднем  жители страны платят всего 276-300 рублей в год.

 Стоимость электричества  различна  в зависимости от  страны. В Болгарии, за 1 киловатт  энергии придется заплатить 0,01 рубля.

В Черногории тарифы меняются в зависимости от времени суток  — ночью электроэнергия стоит 0,06 рублей, днем — 0,08 рублей.

В Испании жители платят также 0,08 рублей  за 1 киловатт по счетчику за потребленную электроэнергию, однако доплачивают еще 0,54 рублей в месяц  в качестве платы.

В некоторых странах (ОАЭ, Кувейт, Ливия) местное население "освобождено" от коммунальных платежей - расходы  берёт на себя государство.

В СССР квартплата вместе с  коммунальными услугами составляла примерно 4% от бюджета семьи. Среднестатистический европеец тратит на коммунальные расходы  около 8% от потребительских расходов.

В США доля расходов по оплате жилья и коммунальных услуг 25,8%

В Украине в 2012 на коммунальные  услуги   тратили 7,7% семейного  бюджета. В Эстонии - примерно 20% от общих  расходов, в Латвии - свыше 30%, в Литве

- свыше 50%.

В России - разная ситуация по регионам - среднестатистический житель страны в 2011 платил за услуги ЖКХ 11,8% от всех своих расходов. Рост тарифов  в 2012 был  определён правительством на уровне не выше 15% к уровню 2011.

Стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц за период с 2011 по 2012 год сумма платежей увеличилась  на 40% .

 

 

Рис.14 Стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц.

 

Слабости  отрасли  ЖКХ  в  России:

  • Низкая  конкурентоспособность.
  • Физическая  изношенность  производственного  аппарата.
  • Незавершенность  реформ  в  реальной  экономике.

Рост тарифов в России может привести к тому, что российские тарифы приблизятся к тарифам  в более благополучных европейских  странах, а качество услуг останется  прежним.

 

2.3Реформирование   жилищно-коммунального  сектора экономики

Вся система функционирования ЖКХ требует кардинальных изменений. Главная цель реформы – это  улучшение качества услуг при  одновременном снижении затрат на их предоставление.

Население страны часто не знает, за что должно платить и  за что не должно. Этим и пользуются нерадивые сотрудники управляющих компаний.

Жилищно-коммунальная реформа – это комплекс организационно-технических, экономических и социальных мероприятий, направленных на достижение баланса интересов производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Основными целями   реформирования   жилищно-коммунального  хозяйства являются:

  • Оптимизация системы распределения льгот и субсидий.
  • Обеспечение условий    проживания,    отвечающих    стандартам качества.
  • Снижение издержек   производителей   услуг   и  соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг.
  • Смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и  коммунальных  услуг  при  переходе   отрасли   на   режим безубыточного функционирования.
  • Открытость ЖКХ. Введение единого платежного документа на все виды жилищно-коммунальных услуг.
  • Увеличение потока частных инвестиций.
  • Применение эффективных методов определения тарифов.

 

     Основными  способами достижения целей являются:

  • Совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве.

 

  • Развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами,.
  • Совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.

Информация о работе Анализ деятельности естественных монополий на примере жилищно-коммунального сектора экономики