Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 19:11, курсовая работа
Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема актуальна, так как в России существуют мировые экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. И рост таких монополий в России дает толчок для Российского государства развивать и усовершенствовать антимонопольную политику. Монополия искореняет конкуренцию, а естественное стремление к ней порождает проблемы: предоставление ложной информации потребителю, рост цен, пропадает выбор, происходит деградация экономики страны.
Введение…………………………………………………………….….….........3
Глава 1.Теоретические аспекты анализа монополии…………..…..….......…5
1.1. Понятие, виды монополий, факторы монополизации………….......…....5
1.2Установление монопольной цены и объема продукции………….…..15
1.3.Монопольная власть ………………………………….…………..............18
1.4.Ущерб от монополии …………………………………………………....19
1.5Антимонопольное законодательство……………………………………...21
Глава 2. Анализ деятельности естественных монополий на примере жилищно-коммунального сектора экономики………………………………23
2.1. Монополия в жилищно-коммунальном секторе экономики..………...23
2.2. Жилищно-коммунальные услуги в России и за рубежом ….……...27
2.3. Реформирование жилищно-коммунального сектора экономики …....31
Заключение …………………………………………….…….…………………35
Список использованных источников и литератур ……………….…………..36
В условиях монополии, если цена выше, то покупатели приобретают меньше продукта. Покупатели, которые приобретают товар по более высокой цене, теряют часть излишка (прямоугольник А), а покупатели, которые не могут приобрести товар по цене Рм, но приобрели бы его по цене Рс, тоже теряют излишек (треугольник В).
Общая потеря потребительского
излишка равна А + В. В то же время
производитель извлекает
Следовательно, общая прибыль производителя равна А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, получаем чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти.
Общие чистые убытки - это общественные издержки неэффективности из-за более низкого объема производства при монополии в сравнении со свободной конкуренцией.
Могут иметь
место и дополнительные
Чем большая часть
излишка переходит от
Потребители монопольного продукта вынуждены мириться не только с высокими ценами, но и с плохим качеством продукции, и пренебрежением к своим интересам, что было бы невозможно в условиях конкурентного рынка.
1.6. Антимонопольное законодательство.
Антимонопольная политика действует на основе антимонопольного законодательства.
22Антимонопольное законодательство - это законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Его цель — регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии.
Главным органом, осуществляющим
антимонопольную политику в России,
является Министерство по антимонопольной
политике и поддержке
Основными законами, регулирующими
монополии, является закон "О
конкуренции и ограничении
Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, путем принудительного установления цен.
Нет ни одной страны, где бы отсутствовало антимонопольное законодательство. Практика антимонопольного регулирования в каждой стране отличается определенной спецификой, тем не менее, некоторые его общие черты выделить можно:
• обычно
государство запрещает
• запрет соглашений о разделе рынка;
• запрещается так называемая ценовая дискриминация потребителей по какому-либо признаку;
• запреты
на принудительные соглашения о комплексной
покупке товаров, когда условием
приобретения одного блага становится
непременная покупка какого-
• запрет
на приобретение акций конкурентов,
если это снижает уровень
Задачи и методы антимонопольного регулирования.
Основные методы и задачи федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в Законе, относятся:
• Содействие формированию
рыночных отношений на основе развития
конкуренции и
• Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
• Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
К актуальным
перспективным методам
Антимонопольная политика государства может нанести вред экономике своей страны, если она, без учета экономических взаимосвязей и без оценки проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.
Очень важно, чтобы проведение антимонопольной политики завоевало доверие и поддержку населения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонопольные службы со своими проблемами.
Подводя итоги, следует
Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов, ограничивающая выпуск продукции и устанавливающая более высокие цены, которые вызывают нерациональное распределение ресурсов и обуславливают усиление неравенства доходов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара.
Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции.
Антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.
Монополия
экономики – серьезное
Преодоление
монополизма может
Глава 2.Анализ деятельности естественных монополий на примере жилищно-коммунального сектора экономики.
2.1. Монополия в жилищно-коммунальном секторе экономики.
Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги остается одной из самых болезненных тем в России свидетельствует опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения. Самой острой проблемой для России по итогам декабря 2012 года её считали 58% из 1600 участников опроса, живущих в 138 населенных пунктах в 46 регионах РФ.
Проблема ЖКХ лидирует в рейтинге на протяжении последнего полугода.
Скачкообразное повышение коммунальных платежей в ряде регионов страны в начале 2013 года. Увеличение тарифов выглядит вызовом обществу со стороны руководителей местного самоуправления и подчиненных им жилищно-коммунальных служб. С повышением сумм качество предоставляемых услуг не улучшается.
В ЖКХ функционирует более 48000 предприятий, на которых работает 5,3 млн. человек. По данным Минфина и Госкомстата России, расходы российского бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в консолидированном бюджете страны составляют около 9% общей суммы бюджетных затрат, что приближается к расходам на национальную оборону и превышает затраты на правоохранительную деятельность, госбезопасность и госуправление.
Недовольство системой ЖКХ объединяет практически всех горожан страны, независимо от их политических взглядов, семейного положения, возраста и доходов. Всем хочется получать качественные услуги за разумные деньги. Услуги ЖКХ - это треть бюджета малоимущих семей.
В России цены на электроэнергию достигли уровня ряда европейских экономик и США.
В Российской экономике существую монополистические сговоры, высочайший уровень монополизма, повсеместное завышение цен, злоупотребление доминирующим положением.
Монополисты обладают колоссальными возможностями, и они максимально блокируют модернизацию, удерживают в нищете и бедности 85 млн. россиян. Превращают страну в рынок сбыта для продукции международных корпораций.
Субъекты естественных монополий
ЖКХ - не имеют серьезных экономических
стимулов к оптимизации структуры
тарифов и снижению нерациональных
затрат материально-технических
Структуры затрат предприятий
жилищно-коммунального
Доступность потребления энергоресурсов и возможность оплаты за услуги во многом зависят от величины тарифа на них.
Объем продаж российского коммунального сектора в 2011 г. превышает 600 млрд. руб., а в 2012 г. достиг 800 млрд. руб. Тем не менее, в первом полугодии 2012 г. ЖКХ было единственной отраслью экономики страны, показавшей убыток, который составил 3,8 млрд. руб.
Проблема жилищно-
Жилищно-коммунальная сфера
значительно деградировала в
течение последних десяти лет. Для
ее поддержания в рабочем
Динамика роста тарифов жилищно-коммунальных услуг в России за 10 лет
Рис.6 Электроэнергия кВт/ч Повышение за 10 лет в 5 раз , на 400 %.
Рис.7 Отопление (кв.м общей площади) Повышение за 10 лет в 7 раз, на 600 %.
Рис.8 Газ .Повышение за 10 лет в 5 раз или на 400%
Рис.9 Горячее водоснабжение. Повышение за 10 лет в 9 раз ,на 800%.
Рис.10Холодное водоснабжение. Повышение за 10 лет в 6 раз , на 500 %.
Если на дотации ЖКХ из бюджетов всех уровней в 2002-2005 годы уходило 2,3-2,4% ВВП, то к 2007 году этот показатель составил 4-5%, а в 2009-м - уже 7%. В 2011 г. более 60% организаций ЖКХ были неплатежеспособны.
Правительство РФ увеличило стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2011г. на 12,4% .Об этом говорится в постановлении N768 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2011-2013гг.".
Установлено, что федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей жилой площади жилья в месяц в среднем по РФ в 2010г. составлял 81,2 руб. против 72,24 руб. в 2011г. В следующие два года данный показатель вырос на 8,7% в год: в 2012г. он составил 88,3 руб., а в 2013г. - уже 96 руб.
Таким образом, всего за три года предельные тарифы на ЖКХ выросли на треть.
Прежнее постановление, утверждавшее тарифы на 2009-2011гг., предусматривало оплату на 2011г. из расчета 79,75 руб. за 1 кв. м общей жилой площади жилья. Таким образом, оплата коммунальных платежей превышает запланированный в 2011г. уровень почти на 18,2%.
Федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам РФ на 2011-2013гг.