Анализ деятельности естественных монополий на примере жилищно-коммунального сектора экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема актуальна, так как в России существуют мировые экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. И рост таких монополий в России дает толчок для Российского государства развивать и усовершенствовать антимонопольную политику. Монополия искореняет конкуренцию, а естественное стремление к ней порождает проблемы: предоставление ложной информации потребителю, рост цен, пропадает выбор, происходит деградация экономики страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….….….........3
Глава 1.Теоретические аспекты анализа монополии…………..…..….......…5
1.1. Понятие, виды монополий, факторы монополизации………….......…....5
1.2Установление монопольной цены и объема продукции………….…..15
1.3.Монопольная власть ………………………………….…………..............18
1.4.Ущерб от монополии …………………………………………………....19
1.5Антимонопольное законодательство……………………………………...21
Глава 2. Анализ деятельности естественных монополий на примере жилищно-коммунального сектора экономики………………………………23
2.1. Монополия в жилищно-коммунальном секторе экономики..………...23
2.2. Жилищно-коммунальные услуги в России и за рубежом ….……...27
2.3. Реформирование жилищно-коммунального сектора экономики …....31
Заключение …………………………………………….…….…………………35
Список использованных источников и литератур ……………….…………..36

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 259.50 Кб (Скачать файл)

В условиях монополии, если цена выше, то покупатели приобретают меньше продукта. Покупатели, которые приобретают товар по более высокой цене, теряют часть излишка (прямоугольник А), а покупатели, которые не могут приобрести товар по цене Рм, но приобрели бы его по цене Рс, тоже теряют излишек (треугольник В).

Общая потеря потребительского излишка равна А + В. В то же время  производитель извлекает прибыль, обозначенную прямоугольником А, реализуя товар по более высокой цене, однако теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой  дополнительную прибыль, которую производители  получают от реализации объема выпуска (Qc - QM) по цене Рс.

Следовательно, общая прибыль  производителя равна А - С. Вычитая  потерю потребительского излишка из прибыли производителя, получаем чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти.

Общие чистые убытки - это  общественные издержки неэффективности  из-за более низкого объема производства при монополии в сравнении  со свободной конкуренцией.

     Могут иметь  место и дополнительные общественные  издержки монопольной власти, которые  больше чистых убытков, заключенных  в треугольниках В и С. Это  затраты на рекламу, юридические  попытки избежать государственного  контроля над ценами и антитрестовского законодательства.

 Чем большая часть  излишка переходит от потребителей  к монополисту (прямоугольник  А), тем больше общественные издержки  монополии.

Потребители монопольного продукта вынуждены мириться не только с высокими ценами, но и  с плохим качеством продукции, и  пренебрежением к своим интересам, что было бы невозможно в условиях конкурентного рынка.

1.6. Антимонопольное законодательство.

 Антимонопольная политика действует на основе антимонопольного законодательства.

22Антимонопольное законодательство - это законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Его цель — регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства.

 Основными законами, регулирующими  монополии, является закон "О  конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" и закон " О естественных  монополиях".

Главной целью всякой антимонопольной  политики является пресечение монополистических  злоупотреблений. По отношению к  естественным монополиям эти цели достигаются  путем прямого вмешательства  государства в их деятельность, путем  принудительного установления цен.

Нет ни одной  страны, где бы отсутствовало антимонопольное  законодательство. Практика антимонопольного регулирования в каждой стране отличается определенной спецификой, тем не менее, некоторые его общие черты  выделить можно:

• обычно государство запрещает заключение договоров, направленных на ограничение  производства и торговли каким-либо товаром;

• запрет соглашений о разделе рынка;

• запрещается  так называемая ценовая дискриминация  потребителей по какому-либо признаку;

• запреты  на принудительные соглашения о комплексной  покупке товаров, когда условием приобретения одного блага становится непременная покупка какого-либо другого;

• запрет на приобретение акций конкурентов, если это снижает уровень конкуренции  в отрасли.

 Задачи и методы антимонопольного регулирования.

Основные методы и задачи федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К основным задачам  федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в  Законе, относятся:

• Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

• Предупреждение, ограничение  и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции;

• Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

К актуальным перспективным методам правительственной  политики в области  антимонопольного регулирования относятся:

  • продолжение структурных преобразований в экономике России, особенно в отраслях естественных монополий;
  • совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;
  • регулирование и контроль инвестиционных программ;
  • создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее дерегулирование этих видов деятельности;
  • повышение эффективности реализации полномочий государства по  принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий;

Антимонопольная политика государства  может нанести вред экономике  своей страны, если она, без учета  экономических взаимосвязей и без  оценки проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и  предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными  конкурентами.

Очень важно, чтобы проведение антимонопольной политики завоевало  доверие и поддержку населения, чтобы люди знали, что они могут  обратиться в антимонопольные службы со своими проблемами.

     Подводя итоги, следует заметить, что проблемы монополизации хозяйственной  жизни, конкуренция на товарных  рынках привлекают сегодня пристальное  внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

 

  Антимонопольное  регулирование  - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Основной  отрицательной стороной монополизации  экономики является избыточная власть фирм-монополистов, ограничивающая  выпуск продукции и устанавливающая  более высокие цены, которые  вызывают нерациональное распределение ресурсов и обуславливают  усиление неравенства  доходов. Рыночная власть заключается  в способности воздействовать на цену товара.

Задача  антимонопольной политики состоит  в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить  возможности конкуренции.

Антимонопольное законодательство является важнейшей  составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает  интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним  возможность реализовать свой товар  на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

Монополия экономики – серьезное препятствие  для развития рынка.

 Преодоление  монополизма может осуществляться  путем разукрупнения предприятий,  механического раздела их на  части.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Анализ деятельности естественных монополий на  примере   жилищно-коммунального  сектора экономики.

2.1. Монополия в жилищно-коммунальном   секторе экономики.

Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги остается одной из самых болезненных  тем в России свидетельствует  опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения. Самой острой проблемой для России по итогам декабря 2012 года её считали 58% из 1600 участников опроса, живущих в 138 населенных пунктах  в 46 регионах РФ.

Проблема ЖКХ лидирует в рейтинге на протяжении последнего полугода.

Скачкообразное повышение  коммунальных платежей в ряде регионов страны в начале 2013 года. Увеличение тарифов выглядит вызовом обществу со стороны руководителей местного самоуправления и подчиненных им жилищно-коммунальных служб. С повышением  сумм качество предоставляемых услуг  не улучшается.

В ЖКХ функционирует более 48000 предприятий, на которых работает 5,3 млн. человек. По данным Минфина и  Госкомстата России, расходы российского  бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство  в консолидированном бюджете  страны составляют около 9% общей суммы  бюджетных затрат, что приближается к расходам на национальную оборону  и превышает затраты на правоохранительную деятельность, госбезопасность и  госуправление.

Недовольство  системой ЖКХ  объединяет практически всех горожан  страны, независимо от их политических взглядов, семейного положения, возраста и доходов. Всем хочется получать качественные услуги за разумные деньги. Услуги ЖКХ -  это треть бюджета  малоимущих семей.

В России цены на электроэнергию достигли уровня ряда европейских экономик и США.

В Российской экономике существую  монополистические сговоры, высочайший уровень монополизма, повсеместное завышение цен, злоупотребление  доминирующим положением.

Монополисты обладают колоссальными  возможностями, и они максимально  блокируют модернизацию, удерживают в нищете и бедности 85 млн. россиян. Превращают страну в рынок сбыта для продукции международных корпораций.

Субъекты естественных монополий  ЖКХ - не имеют серьезных экономических  стимулов к оптимизации структуры  тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов.

Структуры затрат предприятий  жилищно-коммунального хозяйства  Российской Федерации имеет не совершенный  механизм их хозяйственно-финансовых взаимоотношений. При производстве услуг все они, так или иначе, взаимодействуют. Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства поставляют воду для подогрева  теплоснабжающим предприятиям, газовики подают теплоэнергетикам газ. Тепловая энергия продаётся предприятиям-монополистам по цене ниже себестоимости. Не намного  лучше обстоят дела и с тарифами на электрическую энергию.

Доступность потребления  энергоресурсов и возможность оплаты за услуги во многом зависят от величины тарифа на них.

Объем продаж российского  коммунального сектора в 2011 г. превышает 600 млрд. руб., а в 2012 г. достиг 800 млрд. руб. Тем не менее, в первом полугодии 2012 г. ЖКХ было единственной отраслью экономики страны, показавшей убыток, который составил 3,8 млрд. руб.

Проблема жилищно-коммунального  комплекса–одна из самых чувствительных для населения страны.

Жилищно-коммунальная сфера  значительно деградировала в  течение последних десяти лет. Для  ее поддержания в рабочем состоянии  сегодня требуется все больше и больше средств.

Динамика  роста  тарифов  жилищно-коммунальных услуг  в  России  за 10  лет

  Рис.6   Электроэнергия кВт/ч    Повышение за  10  лет в 5  раз ,  на  400  %.

Рис.7 Отопление (кв.м общей площади) Повышение за 10 лет в 7 раз, на 600 %.

 

 

Рис.8 Газ .Повышение  за 10  лет  в  5  раз или  на 400%

 

Рис.9  Горячее водоснабжение. Повышение за  10  лет  в  9  раз  ,на 800%.

 

Рис.10Холодное водоснабжение. Повышение за  10  лет в 6  раз , на 500 %.

 

Если на дотации ЖКХ  из бюджетов всех уровней в 2002-2005 годы уходило 2,3-2,4% ВВП, то к 2007 году этот показатель составил 4-5%, а в 2009-м - уже 7%. В 2011 г. более 60% организаций ЖКХ были неплатежеспособны.

Правительство РФ увеличило  стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг  на 2011г. на 12,4% .Об этом говорится  в постановлении N768 "О федеральных  стандартах оплаты жилого помещения  и коммунальных услуг на 2011-2013гг.".

Установлено, что федеральный  стандарт предельной стоимости предоставляемых  жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей жилой площади жилья  в месяц в среднем по РФ в 2010г. составлял 81,2 руб. против 72,24 руб. в 2011г. В следующие два года данный показатель вырос  на 8,7% в год: в 2012г. он составил 88,3 руб., а в 2013г. - уже 96 руб.

Таким образом, всего за три  года предельные тарифы на ЖКХ выросли  на треть.

Прежнее постановление, утверждавшее тарифы на 2009-2011гг., предусматривало  оплату на 2011г. из расчета 79,75 руб. за 1 кв. м общей жилой площади жилья. Таким образом, оплата коммунальных платежей превышает  запланированный  в 2011г. уровень почти на 18,2%.

 

Федеральные стандарты  оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам РФ на 2011-2013гг.

  • Самые высокие стандарты предельной стоимости этих услуг приняты в Дальневосточном федеральном округе. Максимальные расценки установлены для Чукотского автономного округа в 2011г. - 396,3 руб., 2012г. - 430,7 руб., 2013г. - 468,2 руб.
  • В Уральском федеральном округе, в частности в Ямало-Ненецком автономном округе стандарт на 2011г.- 176,8 руб., в 2012г. - 192,2 руб., в 2013г. - 208,9 руб.
  • В Приволжском федеральном округе наиболее высокий федеральный стандарт оплаты жилищных услуг установлен в Нижегородской области на 2011г. - 84,8 руб., 2012г. - 92,2 руб., 2013г. - 100,2 руб.
  • В Сибирском федеральном округе федеральный стандарт стоимости жилья и услуг ЖКХ  самый высоким в Республике Алтай 2011г. - 112,2 руб., 2012г. - 122 руб., 2013г. - 132,6 руб.
  • В Северо-Кавказском федеральном округе наиболее высокая стоимость этих услуг установлена в Карачаево-Черкесии на 2011г. - 76 руб., 2012г. - 82,6 руб., 2013г. - 89,8 руб.
  • В Центральном федеральном округе самый высокий стандарт оплаты жилья и услуг ЖКХ установлен в Московской области в 2011г. - 111,7 руб., в 2012г. - 121,4 руб., в 2013г. - 132 руб.
  • В Северо-Западном федеральном округе наиболее высокая стоимость этих услуг установлена в Мурманской области в  2011г. - 123,5 руб., 2012г. - 134,2 руб., 2013г. - 145,9 руб.

Информация о работе Анализ деятельности естественных монополий на примере жилищно-коммунального сектора экономики