Анализ деятельности ООО "Русь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть понятие и сущность лидерства (основных подходов к лидерству).
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
· определить само понятие лидерство, дать характеристику основных подходов к лидерству;
· рассмотреть данные подходы в рамках конкретного предприятия.
Объект исследования: предприятие, функционирующее на высококонкурентном рынке строительного инвентаря.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие понятия о лидерстве. Подходы к лидерству.
1.1 Понятие и сущность лидерства.
1.2 Лидер и лидерство.
1.3 Подходы к лидерству: а) поведенческий подход;
б) ситуационный подход;
в) подход с позиции личных качеств.
Глава 2. Анализ деятельности ООО "Русь".
2.1 Общая характеристика предприятия.
2.2 Методы управления в организации.
2.3 Оптимальный стиль руководства в ООО "Русь".
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.04 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Общие понятия  о лидерстве. Подходы к лидерству.

1.1 Понятие и сущность  лидерства.

1.2 Лидер и лидерство.

1.3 Подходы к лидерству:  а) поведенческий подход;

                                             б) ситуационный подход;

                                             в) подход с позиции личных  качеств.

Глава 2. Анализ деятельности ООО "Русь".

2.1 Общая характеристика  предприятия.

2.2 Методы управления в  организации.

2.3 Оптимальный стиль руководства  в ООО "Русь".

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

Еще некий древний мудрец говорил: искусство управления людьми – самое трудное и высокое  из всех искусств. Истина эта была справедлива  во все времена, но особенно она проявляется  в наше время.

Тема лидерства всегда была, есть и будет одной из самых  животрепещущих тем, занимающих умы  не одного десятка поколений мудрецов: практиков и теоретиков. Она была интересна во все времена, не потеряла своей актуальности и в наши дни. Умение объединять людей во имя общей  цели, вести за собой хоть "на край света", убедить в реальности светлого будущего – вот главные характеристики настоящего лидера.

Знание и умелое применение различных подходов к управлению дает возможность менеджеру коренным образом изменить ситуацию в компании и добиться вовлеченности каждого  в процесс работы. В научной  методологии имеются различные  подходы к определению того, что  делает лидера по-настоящему эффективным. Среди них выделяют три основных подхода: поведенческий, ситуационный, с позиции личных качеств.

Цель работы: раскрыть понятие  и сущность лидерства (основных подходов к лидерству).

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

·  определить само понятие  лидерство, дать характеристику основных подходов к лидерству;

·  рассмотреть данные подходы в рамках конкретного  предприятия.

Объект исследования: предприятие, функционирующее на высококонкурентном рынке строительного инвентаря.

Предмет исследования: определение  методов повышения эффективности  поведения и взаимодействия членов производственного коллектива друг с другом и с внешней средой.

Глава 1. Общие понятия  о лидерстве. Подходы к лидерству

1.1 Понятие и сущность  лидерства

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства  началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что  такое лидерство и как оно  должно изучаться.

Практика показывает, что  ни один фактор не обеспечивает большую  выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей  и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов  с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех  или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь  всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном  для данной ситуации сочетании различных  источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих  целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера.

Лидерство определяют как  процесс социального влияния, при  котором лидер ищет добровольного  участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл). Лидерство определяют также  как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью  группы (Фридлер).

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных  элементов системы в целях  обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и, прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой  и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):

1. Деловое лидерство. Оно  характерно для групп, возникающих  на основе производственных целей.  В его основе лежат такие  качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать  организационные задачи, деловой  авторитет, опыт и т.п. Деловое  лидерство наиболее сильно влияет  на эффективность руководства.

2. Эмоциональное лидерство.  Оно возникает в социально-психологических  группах на основе человеческих  симпатий, притягательности межличностного  общения. Эмоциональный лидер  вызывает у людей доверие, излучает  теплоту, вселяет уверенность,  снимает психологическую напряженность,  создает атмосферу психологического  комфорта.

3. Ситуативное лидерство.  Строго говоря, по своей природе  оно может быть и деловым,  и эмоциональным. Однако его  отличительной чертой является  неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной  ситуацией Ситуационный лидер  может повести за собой группу  лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности  во время пожара.

Имеются и другие классификации  лидерства в зависимости от типов  лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер-эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли "звезды", служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

1.2 Лидер и лидерство.

Лидер — это личность, за которой все остальные члены  группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие  их интересы и определяющие направление  и характер деятельности всей группы. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих  организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер  выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а  последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.    Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются  людьми всегда значительно выше, чем  соответствующие качества остальных  членов группы. Лидеру присущи следующие  психологические качества: уверенность  в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности  психологии людей, организаторские  способности. Однако анализ реальных групп  показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек  может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная  теория лидерства, согласно которой  лидером становится тот человек, который при возникновении в  группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые  для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет  те ценности, которые присущи группе.

Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной  группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1) бытовой тип лидерства  (в школьных, студенческих группах,  досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства  (на производстве, в профсоюзном  движении, в различных обществах:  спортивных, творческих и т.д.);

3) политический тип лидерства  (государственные, общественные  деятели).

Существует несомненная  связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность  выдвинуться в лидеры другого  типа. Лидер с организаторскими способностями  в состоянии быстро и правильно  оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: “Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими”.Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально- психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

Доверие к лидеру — это  признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его  действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с  его установками. Ведь заставить  идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним. В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы.

Лидерство — это процесс  социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью.

Лидерство - это не новый  стиль руководства, а способ организации  власти в, гражданском обществе с  развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива  и необходимость истории и  политики. Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность  сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны  и выгодны, а не продиктованы своекорыстием  или властолюбием. Общество со своей  стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой  современной политики.

Итак, лидерство - одно из проявлений власти, отличительное свойство политической деятельности, право выдвигать руководителя, который ее осуществляет. Это явление  присуще и другим видам деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и т. д.

Обязательное условие  лидерства - обладание властью в  конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней  и масштаба - от государства и  даже группы государств до правительственных  учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп  и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную  опору в обществе или в коллективах  людей, которые за ним следуют.

2. Качества присущие лидеру.

Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели сами по себе не превращают политического деятеля  в лидера.

Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это  проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или  учреждением, властью) необходимые  задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы современные  требования к политику. Политика, ее задачи, цели различаются на разных уровнях политической деятельности, поэтому существуют и разные лидеры.

В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение  с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества умение владеть  ситуацией, принимать решения, брать  на себя ответственность, делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач).

Информация о работе Анализ деятельности ООО "Русь"