Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 02:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать явление социальной ответственности бизнеса (на примере Новгородской области)
Задачи исследования:
- определить сущность социально-ответственного бизнеса
- проследить развитие этого явления
- ответить на вопрос, должен ли бизнес быть социально ответственным?
- проанализировать деятельность социально-ответственных предприятий Новгородской области
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты социальной ответственности бизнеса
1.1 Сущность социальной ответственности бизнеса………………………….5
1.2 История формирования и развитие социальной ответственности……….8
2. Проблемы и развитие социальной ответственности бизнеса………………11
2.1 Проблемы социальной ответственности…………………………………..
2.2 Развитие социальной ответственности бизнеса в России……………… 13
3. Анализ деятельности социально-ответственных предприятий на примере Новгородской области…………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………. 24
Список используемой литературы……………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические аспекты
социальной ответственности
1.1 Сущность социальной
ответственности бизнеса…………………
1.2 История формирования
и развитие социальной
2. Проблемы и развитие социальной ответственности бизнеса………………11
2.1 Проблемы социальной ответственности…………………………………..
2.2 Развитие социальной ответственности бизнеса в России……………… 13
3. Анализ деятельности социально-ответственных
предприятий на примере Новгородской
области…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………. 27
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день понятие социальной ответственности бизнеса широко применяется, как и в различных научных печатных изданиях, так и в выступлениях политических деятелей.
В настоящее время в
России наблюдается устойчивая тенденция
к возвращению традиций благотворительности,
попечительства и меценатства. Социальные
и экономические преобразования
последнего времени, трудный путь реформ
привели не только к появлению
новых государственных и
Уже 67 % руководителей отечественных
предприятий считают, что социальный
бизнес может приносить выгоду. А
тех, кто в этом еще не уверен,
убедят последние тенденции
Цель курсовой работы – проанализировать явление социальной ответственности бизнеса (на примере Новгородской области)
Задачи исследования:
- определить сущность
социально-ответственного
- проследить развитие этого явления
- ответить на вопрос,
должен ли бизнес быть
- проанализировать деятельность социально-ответственных предприятий Новгородской области
Прежде всего, попытаемся ответить на вопрос, так что же всё-таки включает в себя понятие социально ответственного бизнеса?
Социальная ответственность бизнеса(СОБ) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
Главная задача бизнес – PR – создание позитивного образа организации, прежде всего в среде общественности. Опыт показывает: наиболее эффективным здесь будет путь придания бизнесу «социального лица», формирования представления о нем как о «социально ответственном». В России, помимо прочих смыслов, «социально ответственный бизнес» - тот, который не исчезнет в мгновение ока, который работает на рынке «всерьез и надолго». Да и вообще, «социально-ответственный бизнес – очень модная в последний год-полтора тема во взаимоотношениях властей и предпринимателей…
Но на Западе на эту проблему смотрят куда более прагматично. Фраза «социально ответственный ( или просто «социальный»)бизнес – выгодный бизнес» для стран с развитой экономической системой полностью справедлива. «Социальный бизнес» имеет вполне осязаемую связь с материальными прибылями и затратами. Затраты здесь, кажется, более очевидны и неизбежны – так, одним из самых популярных направлений маркетинга во всем мире становится cause related marketing, предполагающий отчисление определенного процента с прибыли на общественно значимые дела. Однако важно иное: все большем предпринимателей (пока преимущественно западных) соглашаются с расхожей фразой-девизом «социальная ответственность – это хороший бизнес».
Одной из разновидностей «бизнеса
социальной ответственности» является
спонсорская и
Последние годы спонсорство и благотворительность в России развиваются опережающими темпами. Субъекты (т.е. те, кто дает деньги) – уже не западные фонды, но российские фирмы. Банки, производственные концерны, оптовые фирмы, сети магазинов – все они тратят немалые, и с каждым годом все большие, суммы на поддержку «малых сих». Чем это вызвано? Эксперты говорят нам, что современный российский бизнес начинает постепенно переходить из эпохи первоначального накопления капитала в эпоху тотальной конкуренции. Это выражается в трех важных для нас позициях.
Во-первых, значительная часть предприятий и компаний твердо стали на ноги и начали получать стабильную прибыль.
Во-вторых, бизнес сегодня постепенно вступает в фазу очень сильной конкуренции, когда практически все ниши на рынке заняты, технологии похожи друг на друга, выпускается масса аналогичных товаров и услуг, причем по одинаковым ценам. Это означает, что конкурировать компаниям приходится уже не столько перечисленными выше характеристиками, сколько ощущениями, которые получает покупатель, выбирая ту или иную марку. То есть начинается «гонка имиджей», о которой мы столько говорили и еще будем говорить.
И в-третьих, владельцы компаний, которые занимают значимые места в своих отраслях и регионах, уже удовлетворили свои личные потребности. Появляются новые потребности и амбиции – политического и социального характера. Все эти факторы и определяют сегодня актуальность темы спонсорства и благотворительности.
Уточним формулировки. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительная деятельность регулируется Федеральным законом от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Кроме названного закона благотворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции (ст. 39) и Гражданского кодекса.
Понятие спонсорство раскрывается в Федеральном законе «О рекламе», который вводит следующее определение: «Спонсорство – это осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. При этом спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый – соответственно рекламодателем и рекламораспространителем». Если говорить коротко, спонсорство – это стремление заработать позитивную известность, присоединившись к какому-либо привлекательному для целевой аудитории или широких масс проекту. Для чего «Альфа-банк» выступает спонсором гастролей зарубежных поп-звезд? Чтобы народу приятное сделать, ну и на себя часть этого приятного расположения обратить…
Говоря же проще, основное отличие благотворительности от спонсорства в принципе безвозмездности. Благотворитель помогает «для себя» ( и нередко сам остается инкогнито), спонсор помогает «для других» - для приобретения «социального капитала». Ведь спонсорство (в отличие от благотворительной деятельности!) предполагает встречное предоставление услуг – распространение рекламы о спонсорах и его товарах. При этом, между прочим, если условия договора об оказании спонсорской помощи предусматривают распространение рекламы о спонсоре и о его продукции, то такая спонсорская помощь у организации-получателя будет рассматриваться как выручка от реализации рекламных услуг с соответствующими налоговыми последствиями.
Но и спонсорство, и благотворительность едины в том, что это – инструменты социального партнерства, направленные на то, чтобы принести вашей организации прибыль, пусть и не материального (в случае с благотворительностью) порядка. Впрочем, последнее утверждение не абсолютно: организация, имеющая репутацию благотворителя, вырастает в глазах потребителя.
1.2 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Хотя история и не оставила
нам имени первого спонсора, можно
смело утверждать, что дело это
давнее. Цари и завоеватели, богатые
землевладельцы и купцы издавна
проявляли свою щедрость и покровительство,
строили храмы и устраивали празднества.
Как отмечают исследователи, выдающимся
образцом профессионального поиска
спонсорских денег стала
Пока в зарубежной управленческой теории еще нет классического определения социальной ответственности бизнеса. Смысл данной концепции во многих случаях воспринимается очень субъективно, однако можно выделить ее основные характеристики. В отличие от юридической, социальная ответственность не предполагает жестких норм. Это добровольная обязанность бизнесменов проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества. Другими словами, это своеобразный общественный договор между предпринимателями, населением и государством, цель которого – способствовать благу всего общества.
В числе первых, кто поставил
вопрос о социальной ответственности
бизнеса, был знаменитый Э.Карнеги.
Он сформулировал два основных положения,
на которых основывается понятие
социальной ответственности. Первое —
принцип благотворительности, второе
— принцип служения. В конце 60-х
— начале 70-х годов XX в. в США, Великобритании,
Японии и Германии стала формироваться
концепция социально
Тогда же возник широкий
спектр подходов к трактовке и
оценке концепции социально
Существуют три основные
интерпретации концепции
Первая и наиболее традиционная подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса - увеличение прибыли для своих акционеров. Эта точка зрения была "озвучена" Милтоном Фридманом (Milton Friedman) в 1971 г. и может быть названа теорией корпоративного эгоизма: "Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры".
Вторая точка зрения прямо противоположна теории Фридмана. Назовем ее теорией корпоративного альтруизма. Появилась она одновременно с опубликованием нашумевшей статьи Фридмана в New York Times и принадлежала Комитету по экономическому развитию. В рекомендациях Комитета подчеркивалось, что "корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни". Отрадно, что подобные фразы (с поправкой на то, что речь идет о жизни россиян) все чаще звучат из уст российского президента.