Анализ деятельности социально-ответственных предприятий на примере Новгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 02:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать явление социальной ответственности бизнеса (на примере Новгородской области)
Задачи исследования:
- определить сущность социально-ответственного бизнеса
- проследить развитие этого явления
- ответить на вопрос, должен ли бизнес быть социально ответственным?
- проанализировать деятельность социально-ответственных предприятий Новгородской области

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты социальной ответственности бизнеса
1.1 Сущность социальной ответственности бизнеса………………………….5
1.2 История формирования и развитие социальной ответственности……….8
2. Проблемы и развитие социальной ответственности бизнеса………………11
2.1 Проблемы социальной ответственности…………………………………..
2.2 Развитие социальной ответственности бизнеса в России……………… 13
3. Анализ деятельности социально-ответственных предприятий на примере Новгородской области…………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………. 24
Список используемой литературы……………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.41 Кб (Скачать файл)

Исследование, проведенное  компанией Рубена Варданяна, подтверждает, что сегодня в России этот тип благотворительности практически отсутствует. Однако, к к примеру, события в Беслане показали, что огромное количество людей, причем не самых богатых, готовы были помочь пострадавшим, отдать деньги, но не знали как это сделать. Поэтому на создание такого типа благотворительности потребуется больше усилий и времени 5-10 лет.

Лев Елин , директор издательства «Эгмонт Россия» считает, что «Эгмонт» - почти образец «социальной ответственности». Его издательство производит качественную продукцию для детей и два года подряд получаем призы за лучшие книги в России. Оно с первого дня платит «белые» зарплаты, все налоги, создаёт рабочие места – причем не только у себя, но и в типографиях по всей стране. Стопроцентно прозрачная компания, да еще и занимающаяся благотворительностью.

Серьезной проблемой в  отношениях государства и бизнеса  является различный подход к понятию  «социальная ответственность». В  том, что она необходима, не сомневается  никто. «Так или иначе, но сегодня  российский бизнес уж дорос до термина  «социальная ответственность», - считает  президент компании «ВАНГВАРД» Владимир Лопухин. «Даже если говорить о новых  требованиях к бизнесу, «Эгмонт» почти образец «социальной ответственности.

Рубен Варданян поднимает  тему благотворительности, считая, что  она должна быть индустрией, включающей в себя как индивидуальные и корпоративные  проекты, так и практически отсутствующий  сейчас тип, «когда человек, получающий, скажем, зарплату 1000 долларов месяц, отдает 10 долларов на благотворительные проекты  и имеет при этом хорошую систему  отчетности». Такой вариант, распространенный на Западе, может способствовать сближению  интересов предпринимателей и части  среднего класса.

Когда тема социальной ответственности  оказалось на повестке дня, бизнес подчеркивал, что это понятие в России должно включать стандартные принципы, принятые на Западе (своевременная выплата  зарплат работникам, благотворительность, экологическая ответственность  и др.). в то же время целый ряд  этих составляющих использовался предпринимателями  в имиджевых целях, а что касается своевременной выплаты налогов  – одного из основных принципов  социальной ответственности на Западе, то многие участники рынка его  игнорировали, используя агрессивные  схемы минимизации налогообложения.

Государство же считало, что  под «социальной ответственностью»  должно пониматься «добровольно-принудительное»  участие предпринимателей в в  реализации государственных задач. При этом государство основывалось на своем представлении в том, что бизнес получил в течение 90-х годов достаточное количество преференций (в первую очередь, в ходе приватизации) и не может отказываться от выполнения требований государственных структур. Что касается крупнейших сырьевых компаний, то они вообще воспринимаются государством не столько как собственники, сколько как распорядители полученных ими экономических ресурсов. «Государство сильно изменилось. С одной стороны, сегодня все предприниматели как бы у него в долгу. С другой же – раньше государства не было вообще», констатирует президент издательской группы «Профи –Пресс» Юрий Кузьмин.2

Таким образом, решение проблем  социальной ответственности бизнеса  – это задача не только самих  предпринимателей, но и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Предприятий, инвестирующих в социальную сферу в Новгородской области не так уж мало: сегодня власти вновь возрождают забытые было традиции шефства производственников над школами, детсадами, больницами.

Вместе с тем, векторов развития сферы поддержки местных  сообществ может быть несколько: традиционная благотворительность (разовые  проекты, реагирование на проблемы), стратегическая благотворительность (встраивание  благотворительной деятельности в  общую стратегию развития предприятия), социальные инвестиции (снижение нефинансовых социальных рисков, предотвращение кризисов).

Согласно международной  терминологии стейкхолдеры (заинтересованные стороны) - это человек или организация, оказывающие и/или испытывающие на себе влияние деятельности другой организации, ее продукции, услуг и  связанных с ними производственных показателей. А взаимодействие с  заинтересованными сторонами - это  обязательство быть открытыми для  всех, предоставлять заинтересованным сторонам право быть услышанными  и брать на себя обязательство  отчитываться перед ними.

 Социальные отчеты  бизнеса давно уже стали практикой  за рубежом. А вот в России  пионерами в этом деле оказались  крупные корпорации и предприятия  с иностранным капиталом. Один  из таких отчетов был представлен  ООО `Дирол Кэдбери` на конференции  в Великом Новгороде. 

 В нем компания подробно  информирует, как решаются экологические  проблемы, связанные с работой  фабрики по производству жевательной  резинки в Великом Новгороде,  в чем заключается социальная  ответственность перед работниками,  а также представляет ряд собственных  социальных проектов, инициированных властями и поддержанных компанией.

По оценкам экспертов, в Новгородской области объем  поддающихся учету социальных инвестиций со стороны бизнеса составляет около $2,5 млн в год. Цифра внушительная, однако, власти хотели бы большего.

`На практике большинство  компаний реализует, главным образом,  программы, рассчитанные на персонал  собственных предприятий. А многие  предприятия малого и среднего  бизнеса вообще не разрабатывают  социальных программ`, - сетует Наталья  Архипова, председатель комитета  социальной защиты населения  Новгородской области.

 Сами предприниматели  считают подобного рода критику  не вполне обоснованной, заявляя,  что своевременные налоговые  отчисления, предоставление рабочих  мест, `белая` зарплата и социальные  гарантии сотрудникам сами по  себе уже являются инвестициями  в развитие социальной сферы. 

 Предприниматели, по  возможности, откликаются на призывы  властей внести лепту и в  развитие городской инфраструктуры, но считают, что подобные `просьбы`  не должны быть добровольно-принудительными:  все-таки ремонтировать дороги, оборудовать  дворы, реконструировать школы  нужно не за счет пожертвования  бизнеса, а за счет бюджета. 

Группа «Акрон», демонстрируя приверженность принципу социальной ответственности, считает своим долгом оказание благотворительной помощи. Предприятия Группы участвуют как в крупномасштабных благотворительных проектах, так и в предоставлении адресной помощи всем, кому действительно необходимы внимание и поддержка.

Основными направлениями  при отборе проектов для включения  в благотворительную программу  Группы «Акрон» являются:

  • учреждения здравоохранения;
  • детские и образовательные учреждения;
  • религиозные организации;
  • учреждения культуры;
  • спортивные организации;
  • органы власти;
  • муниципальные учреждения;
  • благотворительные фонды (фонд добровольных пожертвований «Рождественский подарок», благотворительный фонд «Будущее без наркотиков», фонд «Великий Новгород»);
  • адресная помощь ветеранам войны, труда, инвалидам;
  • адресная помощь нуждающимся.

В сотрудничестве с региональными  органами власти и общественными  организациями отслеживаются наиболее острые и актуальные вопросы, позволяя оперативно и эффективно определить адресатов, наиболее нуждающихся в  помощи, что служит залогом результативности оказываемой помощи. Реализация благотворительных  и социальных программ осуществляется в соответствии с принятой руководством Группы стратегией, предусматривающей  максимальную прозрачность и эффективность  расходования средств на оказание адресной поддержки объектам социальной сферы.

В рамках соглашения с администрацией Новгородской области ОАО «Акрон»  активно участвует в социально-экономическом  развитии региона. ОАО «Дорогобуж»  оказывает помощь в реализации социально-значимых проектов в городе Дорогобуже Смоленской области. ЗАО СЗФК на основании соглашений о социально-экономическом партнерстве, взаимодействии и сотрудничестве с  правительством Мурманской области  и администрацией города Кировска участвует  в развитии городов Апатиты, Кировска и поселка Коашва.

Всероссийский комитет «Победа», возглавляемый Президентом РФ, наградил ОАО «Акрон» медалью «За благотворительность». Решением Попечительского совета Международного благотворительного фонда «Меценаты России» за выдающийся вклад в дело возрождения высоких идеалов духовности и милосердия ОАО «Дорогобуж» награждено «Золотой грамотой мецената».

В канун празднования юбилея города ООО "Великоновгородская строительная компания" за свой счет привела в порядок стадион "Волна", где должна была пройти Спартакиада Союза городов Центра и Северо-Запада России. В качестве подарка городу были выкрашены трибуны, заменены навесы, обновлен центральный вход. Также на счету этой компании - бесплатный демонтаж светильников в кремле, покраска домов на Большой Санкт-Петербургской при въезде из северной столицы и многое другое.

Компания Cadbury всегда уделяла приоритетное внимание корпоративной социальной ответственности. Следуя традициям, компания стала надежным и постоянным партнером для жителей и органов власти на всех территориях, где расположены ее производства. Компания осуществляет социальную деятельность по трем ключевым направлениям: образование, здравоохранение и защита окружающей среды.

В Новгородском регионе ООО  «Дирол Кэдбери» много лет осуществляет программу социальной помощи по направлениям «образование» и «здравоохранение и социальная сфера». В рамках этих приоритетов совместно с Новгородской областной Администрацией, Администрацией Великого Новгорода и Администрацией Чудовского района было определено 8 ключевых проектов социальной помощи на 2009 год:

Образование

  • Новгородский Государственный Университет им. Ярослава Мудрого (Новгород)
  • Профессиональный технологический лицей (Новгород)
  • ПТУ №2 (Чудово)
  • ГОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида №10» (Чудово)

Здравоохранение и социальная сфера

  • Детско-юношеская спортивная школа
  • Молодежный центр «Диалог» (Чудово)
  • МДОУ «Детский сад №78 «Теремок» комбинированного вида (Новгород)
  • Детский дом для детей и подростков (Новгород)
  • Кроме основных направлений социальной ответственности, наша компания выделяет следующие приоритеты:
  • внутренние благотворительные акции («Рождественский подарок», «Вахта памяти», «Лучшее детям»
  • образовательная программа: работа со студентами средних специальных и высших учебных заведений (производственные и преддипломные практики, семинары и мастер-классы для студентов, стипендиальные программы и т.д.)
  • социальные дни – возможность участия команд сотрудников в мелких ремонтно-строительных работах на базе ключевых и других социальных учреждений
  • экологические мероприятия – участие в экологических акциях, выступления на семинарах и конференциях, участие в благотворительных спортивных турнирах
  • другие разовые мероприятия и программы (сбор денежных средств сотрудниками, предоставление продукции и т.д.)

Компания также сотрудничает с крупнейшими благотворительными организациями, такими как United Way, Линия  Жизни, Downside Up и др. В 2009 году компания вступила в Корпоративный клуб «Плюс  одна жизнь!» российской благотворительной  программы спасения тяжелобольных  детей «Линия жизни».

ООО «Дирол Кэдбери» неоднократно присуждались награды за активную деятельность в сфере социальной ответственности, например, диплом «Крупнейшего корпоративного донора России».

 

Строительный холдинг «Галичи» .

Часть благотворительного бюджета  компании «Галичи» традиционно выделяется на поддержку и реставрацию новгородских храмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблему социальной ответственности бизнеса можно оценивать только в рамках трёх основополагающих аспектах: социальная ответственность государства, бизнеса и самого общества.

Именно социально ответственное  государство  способно создать благоприятные условия для развития бизнеса и реализации его основных социальных функций.

Информация о работе Анализ деятельности социально-ответственных предприятий на примере Новгородской области