Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 02:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать явление социальной ответственности бизнеса (на примере Новгородской области)
Задачи исследования:
- определить сущность социально-ответственного бизнеса
- проследить развитие этого явления
- ответить на вопрос, должен ли бизнес быть социально ответственным?
- проанализировать деятельность социально-ответственных предприятий Новгородской области
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты социальной ответственности бизнеса
1.1 Сущность социальной ответственности бизнеса………………………….5
1.2 История формирования и развитие социальной ответственности……….8
2. Проблемы и развитие социальной ответственности бизнеса………………11
2.1 Проблемы социальной ответственности…………………………………..
2.2 Развитие социальной ответственности бизнеса в России……………… 13
3. Анализ деятельности социально-ответственных предприятий на примере Новгородской области…………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………. 24
Список используемой литературы……………………
Третью позицию представляет одна из самых сильных "центристских" теорий, теория "разумного эгоизма" (еnlightened self-interest). Она настаивает на том, что социальная ответственность бизнеса - это просто "хороший бизнес", поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Социально ответственное поведение - это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.
В настоящее время существует
4 модели поведения социально
Первая модель — это градообразующее предприятие, которое определяет всю жизнь в данном населенном пункте.
Вторая модель — добровольно-принудительная благотворительность. Ее символ в Москве — храм Христа Спасителя. Практически в каждом регионе есть какой-то яркий объект, который служит символом такого рода модели.
Третья модель — это торг. Крупный бизнес торгуется: нефтяная скважина в обмен на северный завоз в больницы и школы.
Четвертая модель — модель социального партнерства. Сегодня она встречается реже, чем три вышеупомянутые.
И именно к четвёртой модели поведения должен стремиться бизнес, поскольку социальная ответственность – это длительный и непрерывный процесс конструктивного, взаимовыгодного и устойчиво развивающегося взаимодействия работодателя со всеми участвующими сторонами: наемными работниками, клиентами, общественными организациями и органами власти региона.
2. ПРОБЛЕМЫ И РАЗВИТИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ
2.1 ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Следует отметить, что существуют аргументы как в пользу развития социальной ответственности бизнеса, так и против этого. Первые можно свести к следующим положениям.
Во-первых, социально ответственный
бизнес имеет более благоприятные
долгосрочные перспективы. Улучшение
жизни людей в определенном регионе
выгодно предприятию даже просто
самим участием в общественной жизни.
В более благополучном с
Во-вторых, проявление бизнесом
социальной ответственности удовлетворяет
ожидания широкой публики. Вовлеченность
предприятий в решение
В-третьих, важно само моральное обязательство корпорации вести себя социально ответственно. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Кроме того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, компании должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на законности.
Однако следует перечислить и ряд проблемных моментов, связанных с социальной ответственностью бизнеса.
Во-первых, это нарушение принципа максимизации прибыли. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками и уменьшают его прибыль. В конечном счете эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен.
Во-вторых, менеджеры, управляющие компаниями, не подотчетны непосредственно широкой публике. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо – их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые не считают себя ответственными.
В-третьих, проблема кроется
в недостатке умения разрешать социальные
проблемы. Сотрудники предприятия могут
быть подготовлены к деятельности в
сферах экономики, рынка, техники. Однако,
как правило, они лишены опыта, позволяющего
решать проблемы социального характера.
Совершенствованию общества должны
способствовать прежде всего специалисты,
работающие в государственных структурах
и благотворительных
Перед принятием решения стать спонсором того или иного проекта руководитель компании, ее рекламная служба или отдел PR должны провести всесторонний анализ предстоящего мероприятия, попытаться провести всесторонний анализ предстоящего мероприятия, попытаться спрогнозировать все плюсы и минусы от спонсорского участия в акции. Залогом успеха, а поэтому отправной точкой спонсорского проекта является совпадение собственно задач спонсорства и задач, решаемых спонсорским проектом.
Таким образом, компания-спонсор, должна соблюдать следующие условия:
- Правильно и четко определить объект спонсирования.
- Явно представлять те задачи, которые собираетесь решить с помощью данной спонсорской акции.
- Спонсорство должно быть частью общей стратегии по продвижению компании на рынке.
- Для достижения положительного эффекта от спонсорской акции необходимо тесное сотрудничество представителей компании-спонсора с организацией, реализующей саму акцию.
2.2 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В РОССИИ
Исторические корни
Как и в промышленных странах
Запада, в России социальная ответственность
бизнеса первоначально
Отдельные случаи не являлись закономерностью и не привели к осмыслению представителями бизнеса необходимости защиты трудящихся через введение социального законодательства на национальном уровне. Только на государственных предприятиях в какой-то степени законодательно регламентировались права рабочих. Отвечая на вопрос, можно ли считать деятельность московского бизнеса «классовым», крупный промышленник П. Рябушинский писал: «Существовала одна область, где эта деятельность таковой являлась: это область рабочего законодательства. И тут, нужно сказать, представители Москвы, действуя в унисон с Петербургом, как и с провинцией, не проявили ни понимания современной им обстановки, ни предвидения будущего». Именно сопротивление крупного бизнеса так и не позволило создать в царской России систему социального обеспечения наёмного труда. Это являлось одной из причин тяжелого положения рабочих, что привело, в конечном счёте, к поддержке ими политической программы большевиков.
Российский бизнес конца XIX — начала XX вв. полностью находился под контролем верховной власти и развивался неравномерно, в первую очередь в зависимости от стратегических задач страны. Достаточно распространённой оставалась практика, когда финансовые льготы и привилегии предоставлялись в обмен на пожертвования и благотворительную деятельность в пользу казны. Благотворительность часто открывала единственную возможность предпринимателям получить чины, звания и прочие отличия, которых иным путем (в частности, своей профессиональной деятельностью) добиться было очень сложно. Самым почётным считалось получить чин генерала через Академию наук, пожертвовав свои коллекции или музей государству. Такое дворянство получили А. Бахрушин, А. Титов, П. Щукин и др. Но, как отмечал в своих воспоминаниях знаменитый режиссёр-драматург В. Немирович-Данченко, несмотря на широко известную меценатскую деятельность, торгово-промышленное сословие «не уважали, — ни их, ни их капиталов».
необходимо отметить, что
довольно часто меценаты оговаривали
специальные условия
Таким образом, если на Западе
развитие социальной ответственности
шло через организацию
С сожалением приходится констатировать, что сегодня в России примеры продуманного спонсорства являются скорей исключением из правила, спонсорство пока чаще всего бывает случайным или принудительным. Ну не считать же им ситуацию, когда мэр провинциального города собирает бизнесменов и в приказном порядке велит им принять участие в такой общественно полезной деятельности, как подготовка ко Дню города или Новому году.
Но и добровольно принимаемое
решение часто становится просто
результатом прихоти
Разница в понимании социальной
ответственности бизнеса
С 1992 года Центр политических технологий проводит масштабное исследование предпринимательской культуры в современной России. В ходе исследования были опрошены 120 предпринимателей, начавших своё дело на рубеже 80-х-90-х годов – крупных и средних, известных и не очень.
Так что же, по их мнению, является социальной ответственностью бизнеса?
По мнению Рубена Варданяна, председателя совета директоров группы компаний «Тройка диалог», в России не хватает новой индустрии благотворительности. В рамках этой темы у них уже разработано несколько вариантов ее форм.
Конечно, наиболее знаковым и публичным на первом этапе будут индивидуальные формы благотворительности. В этом случае легче принимать решения, потому что цифры будут более значительными. К тому же люди привлекают больше внимания. На первом этапе, как и на Западе, в этой области будут работать в основном организации и фонды а-ля Билл Гейтс.
Вопрос второго этапа – коллективная благотворительность. Это более сложная вещь. Он считает, что очень серьезным направлением будет оставаться прямая помощь. Это то, что уже сейчас практикуется: люди приходят и просят помощи у какого-то конкретного человека. Этот механизм работал всегда. Проситель получает наличными, и такая помощь – прямой механизм благотворительности.
Третий тип – корпоративный.
В этом случае помощь оказывается
на уровне корпораций, компаний, когда
они планируют различные акции.
Такая помощь осуществляется в том
числе и под давлением
И, наконец, четвертый тип
– человек, получающий, скажем, зарплату
в 1000 долларов в месяц, отдает 10 долларов
на благотворительные проекты. Это
будет система фондов, которая
позволит собирать деньги под разные
проекты, вкладывать их в какие-то приоритетные
социально-экономические или