Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теории и практики анализа спроса на продукцию предприятия ЗАО "ТПК Дана", выявление проблемы и возможности повышения спроса.
Задачи курсовой работы:
Изучить теоретические аспекты анализа спроса на продукцию предприятия.
Проанализировать спрос на продукцию ЗАО "ТПК Дана".
Оценить тенденции развития рынка питьевой воды.
Выявить факторы, формирующие спрос на продукцию предприятия.
Предложить перспективы развития потенциального спроса.
Введение
1. Спрос и его особенности………………………………………………4
1.1 Спрос: понятие и сущность……………………………………..4
1.2 Факторы, определяющие спрос………………………………...7
1.3 Методы анализа и прогнозирования спроса на товар…………9
1.4 Прогнозирование спроса………………………………………14
2. Анализ спроса на продукцию ЗАО "ТПК Дана"…………………...20
2.1 Краткая характеристика предприятия………………………...20
2.2 Оценка спроса на продукцию и формирование портфеля заказов…………………………………………………………………….....21
3. Анализ факторов и прогноз спроса на продукцию………………………………………………………………………..24
3.1 Анализ факторов, формирующих спрос на продукцию предприятия……………………………………………………………….24
3.2 Прогноз спроса на питьевую воду в бутылках……………….27
Заключение
Список использованных источников
В сектор обслуживания компании входят Курская, Белгородская, Орловская и брянская области.
Основные виды деятельности:
С 1 июня 2001 года компания начала осуществлять полный дистрибьютерский цикл (складирование, реализация, доставка потребителям). Эта дата считается Днем Рождения компании.
В настоящее время в компании сформированы устойчивые каналы сбыта в оптовом и розничном секторе Курска и Курской области, Орла и Орловской области. Активно развивается партнерство в Белгородской и Брянской областях.
Первая Логистическая
Компания –дистрибьютор заводов-
Грузооборот компании – более 5500 тонн.
Компания нацелена на повышение результативности по имеющимся контрактам, на привлечение новых партнеров и развитие современных направлений ведения бизнеса.
Основные факторы:
2.2 Оценка
спроса на продукцию и
Каждому предприятию
перед тем, как планировать объем
производства, формировать производственную
мощность, необходимо знать, какую продукцию,
в каком объеме, где, когда и
по каким ценам она будет
В январе 2011 года компанией ЗАО «ТПК Дана» был проведён опрос, посвящённый изучению потребления минеральной воды жителями г. Орла. В ходе исследования были опрошены 1500 человек. Опрашивались люди старше 18 лет.
Выборка была случайной, опрос проводился методом личного интервью. Согласно результатам этого исследования, около 40% взрослого населения вообще не употребляют минеральную воду. Почти треть - пьет минеральную воду изредка, не чаще чем 1 - 2 раза в месяц. 15% - употребляют этот напиток время от времени (раз в 1 - 2 недели). 15% наших горожан являются регулярными потребителями минеральной воды, они пьют ее раз в неделю и чаще.
На долю лечебно-столовой минеральной воды приходится около 10% предпочтений, на долю обычной воды - 11%, на долю минеральной воды с пониженным содержанием газов (негазированной) - 7%.
При этом безалкогольные напитки одинаково употребляют и мужчины и женщины. Вопреки распространенному мнению о том, что сладкие напитки больше любят женщины, спрос показывает, что такая вода одинаково популярно среди представителей обоих полов.
Огромное значение на спрос потребителей оказывает портфель брендов компании. По данным известных исследователей постиндустриальных коммуникаций фирмы Д. Шульца и Ф. Китчена, "бренд стал динамичной осью, вокруг которой вращаются все маркетинговые усилия и коммуникации", а современный "маркетинг связан с обеспечением удовлетворяющего стороны обмена через эффективные и интегрирующие коммуникации с потребителями и формирование взаимоотношений с потребителями способными повлиять на функционирование организации, для чего применяются эффективные корпоративные коммуникации". В основе всех коммуникаций находится "корпоративный бренд", он "выступает в качестве основы, обеспечивающий общий смысл, узнаваемость, стратегию и динамичную направленность группе отдельных брендов, имеющихся в портфеле компании". Не менее значимы и "отдельные бренды", которые "сами по себе мощный корпоративный актив, порождающий процессы, которые формируют и поддерживают лояльность к бренду, также работают на капитал корпоративного бренда и на общую мощь организации, которая "владеет" ими". [2].
Конкурируя на магазинных полках и витринах киосков между собой, бренды-лидеры параллельно теснят на рынке менее раскрученные торговые марки, в первую очередь отечественные. Доля же импортной воды ничтожна, потому три основных бренда отбирают потребительскую аудиторию у менее крупных и удачливых производителей, продукция которых уже сегодня представлена довольно фрагментарно.
В целом для потребителя наибольшее значение имеют такие качества минеральной воды, как вкус, приемлемая цена, натуральное происхождение и польза для здоровья, репутация производителя, представленность в розничной торговой сети.
Данные по оценке потребителем пользы той или иной минеральной воды свидетельствуют, что целевая группа действительно ожидает от минералки пользы для здоровья, но более или менее подробно об этой пользе не осведомлена.
3 Анализ факторов и прогнозирование спроса на продукцию
3.1 Анализ факторов, формирующих спрос на продукцию предприятия
В число трех наиболее важных критериев, влияющих на выбор питьевой воды, входит марка, цена и дата изготовления. Причем эти факторы являются одинаково важными как для мужчин, так и для женщин. Цена является более важной характеристикой для пожилых людей, чем для молодых. В марках лучше разбираются более молодые потребители. Остальные критерии, такие как крепость, упаковка можно считать второстепенными. [3].
Основными покупателями продукции, производимой ЗАО "ТПК Дана", являются оптовые организации, торги и торговые дома, магазины и частные предприниматели. В настоящее время заключены договора более чем с 5000 покупателями. Минеральная вода и газированные напитки имеют широкий круг потребителей от ребенка до пенсионера. Проведенные исследования (анкетирование) показали, что наиболее активной потребительской группой являются население в возрасте 30-35 лет.
В июне 2001 г. был введен в эксплуатацию первый цех по разливу минеральной воды и производству газированных напитков в бутылках ПЭТ 1,5 л. Эта упаковка является самой популярной для большинства потребителей питьевой воды (76%) в г. Орле. В последующие годы были построены и введены в эксплуатацию второй цех по разливу минеральной воды в бутылки ПЭТ емкостью 1,5 л. и 0,5 л., два склада готовой продукции, склад сырья, цех по изготовлению преформ для ПЭТ-бутылок, офисные здания, авторемонтная мастерская, пробурены собственные скважины используемых источников: артезианская скважина, глубиной 266 м., две скважины минеральной воды глубиной 387 и 410 м. В цехах установлено современное автоматизированное итальянское оборудование. ЗАО "ТПК Дана", имеет собственный парк грузовых автомобилей, который позволяет перевозить потребителям до 40% готовой продукции. В феврале 2005 года на предприятии ЗАО "ТПК Дана" была запущена новая линия розлива, позволяющая выпускать негазированную питьевую воду в бутылях, объем которых составляет 5 литров, в 2007 году предприятие приступило к производству негазированных безалкогольных напитков, освоило выпуск продукции в уникальную по форме тару, объем которой 0,25 литра. Воды и напитки разливаются в ПЭТ-бутылки номинальным объемом 0,5; 0,75; 1,5 литра.
Сейчас происходят
заметные изменения в культуре потребления
питьевой воды: негазированная вода пользуется
большим спросом у
По данным опроса большинство людей предпочитают употреблять питьевую и безалкогольную воду дома, в кругу семьи или друзей, в гостях. Значительно реже вода употребляется в барах или ресторанах - всего 10%. На улице предпочитают пить воду 4,1% потребителей, а во время отдыха на природе - 6%.
Другим немаловажным показателем является цена товара. Если предыдущие характеристики, влияющие на потребительское поведение, являются скорее субъективными и относятся к вкусам и предпочтениям покупателей, то ценовой фактор является объективным и способен в свою очередь самостоятельно влиять на потребителей. Около 76% потребителей признали, что цена является для них скорее или очень важным фактором при выборе питьевой и безалкогольной воды.
Ведущее место среди продуктов, объем продаж которых напрямую зависит от времени года, занимает питьевая и безалкогольная вода. В весенне-летний период потребность в продукции ЗАО "ТПК Дана", превышает возможности производства в 2 - 2,5 раза. В этот период срок выполнения заказов на поставку продукции достигает 15 - 20 календарных дней. В осенне-зимний период объем реализации воды заметно уменьшается. Т.к. качество воды "из-под крана" во многих районах г. Орла оставляет желать лучшего, в холодное время года частота употребления питьевой воды снижается слабо. В связи с сезонным снижением потребления питьевой воды перед производителем встает дилемма: сокращать объем выпуска воды, или организовать розлив этого напитка в более крупную (5 литров) тару.
Содержание
токсичных элементов в
Минеральную, лечебно-столовую воду и другую продукцию разливают в полимерные бутылки различной вместимости, разрешенные Минздравом РФ для контакта с пищевыми продуктами.
Среднее наполнение 10 бутылок при температуре (20+/-0,5)0С должно соответствовать их номинальной вместимости с отклонением, установленным в нормативных документах.
Бутылки из полимерных
материалов герметично укупоривают
с применением укупорочных
На каждую бутылку наклеивают художественно-оформленную этикетку.
Основной объем затрат при производстве воды - это продвижение и дистрибуция. В первую очередь компания заботиться о том, чтобы её продукт дошел до потребителя. Поэтому одной из важнейших задач является обеспечение срока хранения воды. Срок годности безалкогольных напитков, выпускаемых на предприятии, равен 180 суткам с даты изготовления. По показателям безопасности безалкогольные напитки соответствуют требованиям СанПин.
Немаловажным фактором, влияющим на потребительский спрос, является появление на рынке новых конкурентов. Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка.
3.2 Прогноз спроса на
питьевую воду в ПЭТ булылках
Безусловно, кризис сказался на темпах роста рынка бутилированной воды. По данным статистики, снижение темпов роста российского рынка бутилированной воды за первую половину 2009 года составило примерно 4%. Что касается компании, направление доставки воды для кулеров (для дома и офиса) пострадало более всего за счет оттока корпоративных клиентов. Одни прекратили деятельность, у других произошло существенное сокращение затрат на воду. Однако в целом падения не наблюдается, рост объема продаж с начала года к прошлому году составляет 5-7 % ежемесячно, поскольку приток новых покупателей замещает отток клиентов, хотя замедление роста наблюдается по сравнению с темпами 2011 года, когда прирост составлял не менее 20-30%.
Вместе с тем, несмотря на кризис, на рынке доставки кулерной воды появляются новые компании, что также приводит к частичному перераспределению объема продаж между игроками.
Предприятием на рынок были выведены вода "Йодная", обогащенная йодом в бутылках разной ёмкостью. Направление вод, обогащенных дополнительными микронутриентами (с добавленной пользой), считается перспективным и уже выпускается несколько лет. Обогащенная вода позволила расширить круг потребителей, так как стала доступна для них в торговых сетях.
Что касается поставщиков, то можно констатировать, что, несмотря на кризис, снижения цен не произошло. Наоборот, они повысились, например, на этикетку. Сегодня, как и раньше, предприятие выбирает поставщиков исходя из принципа адекватного соотношения цены и качества.
В 2013-20114 годах не ожидается как существенного падения, так и роста рынка. Скорее всего, можно прогнозировать незначительный рост сегмента питьевой бутилированной воды, поскольку, по данным социологических исследований, которые проводятся ежегодно, большинство потребителей бутилированной воды использовали раньше для питья водопроводную воду, а поскольку качество ее не улучшается, все больше потребителей будет продолжать отказываться от нее в пользу бутилированной.
Информация о работе Анализ факторов и прогноз спроса на продукцию