Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:55, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование и анализ финансового планирования и прогнозирования на предприятии.
В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1. Определить теоретические основы финансового планирования на предприятии;
2. Рассмотреть необходимость, содержание финансового планирования и виды финансовых планов;
3. Дать характеристика нормативных документов, которые используются во время планирования;
4. Дать оценку общей экономической характеристике деятельности ООО «НеоГала» и провести анализ плановой работы на предприятии;
5. Оценить систему стратегического и оперативного финансового планирования на предприятии;
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА
ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1 Финансовое планирование: понятие, принципы и методы 8
1.2 Основы финансового прогнозирования 14
1.3 Технология составления бюджета как основы финансового
планирования предприятия 16
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ СФЕРЫ РОЗНИЧНОЙ
ТОРГОВЛИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «НЕОГАЛА») 23
2.1 Организационная характеристика и основные показатели
хозяйственной деятельности ООО «НеоГала» 23
2.2 Анализ динамики оборота розничной торговли, динамики суммы и уровня валовой прибыли ООО «НеоГала» 32
2.3 Анализ финансового планирования и прогнозирования
ООО «НеоГала» 44
2.4. Разработка мероприятий по финансовому планированию и
прогнозированию ООО «НеоГала» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
Смета прямых затрат на материалы определяет количество материалов, подлежащих закупке. Два фактора влияют на это количество:
1) прогнозируемый расход материалов (исходя из производственного плана)
2) имеющиеся запасы.
Поэтому количество закупаемых материалов в натуральных единицах определяется как сумма расхода за период и оптимального размера запаса на конец периода за вычетом имеющихся запасов на начало периода. Перемножение на прогнозируемые цены позволяет рассчитать оттоки денежных средств (при покупке в кредит вносятся корректировки).
Для расчета прямых затрат на оплату труда ожидаемый объем производства в каждом периоде времени умножается на число часов работы, необходимых для производства одной единицы продукции. Далее результат умножается на стоимость прямых затрат труда за час. Получаем общие затраты на оплату труда по подразделениям и филиалам.
Специализированные (индивидуальные) бюджеты объединяются в единый бюджет, формирующий операционный план и предварительные отчет о финансовых результатах и балансовый отчет. Совокупный бюджет определяет планируемые показатели по всей корпорации по объему реализационного дохода, издержкам и прибыли.
Финансовые бюджеты показывают, как на производственную деятельность корпорации влияют финансовые и инвестиционные решения. Основными финансовыми бюджетами являются:
- бюджет денежных средств (или кассовый план cash budget);
- предварительные баланс и отчет о финансовых результатах с учетом возможного изменения финансовых условий функционирования.
Бюджет денежных средств (кассовый план) представляет собой финансовый план потоков денежных средств корпорации, получаемых и расходуемых как по безналичному расчету, так и наличными. Бюджет денежных средств обычно составляется с разбивкой по месяцам, чтобы отразить сезонные колебания поступлений и расходов. При стабильных денежных потоках может быть оправдано составление бюджета с разбивкой на кварталы или более длительные промежутки времени.
Целью составления бюджета денежных средств является оценка изменчивости доступного уровня денежных средств и планирование привлечения необходимого количества или инвестирования на короткие промежутки времени. Бюджет денежных средств также может рассматриваться как индикатор возможных проблем, связанных с нехваткой денежных средств.
Составление бюджета денежных средств включает шесть этапов:
- выбор временного горизонта. Обычно равен месяцу, но при нестабильных денежных потоках могут составляться недельные или даже ежедневные бюджеты;
- прогноз объема продаж и поступлений денежных средств на временном горизонте;
- оценка общего объема поступлений денежных средств (притоки). Общая сумма включает поступление от продажи без предоставления кредита и по предоплате, получение денежных средств от дебиторов, другие поступления типа процентных, дивидендов от деятельности других предприятий, доходы от продажи активов, доходы по ценным бумагам и другие внереализационные доходы;
- оценка расходов денежных средств (оттоки). Включаются текущие расходы за материалы, комплектующие, выплаты по заработной плате, выплаты по приобретенным материалам и комплектующим в прошлые периоды времени (погашение кредиторской задолженности), налоговые платежи, выплаты процентов и дивидендов, инвестиционные расходы и т.п.;
- расчет чистого денежного потока;
- составление бюджета денежных средств, показывающего, в какие периоды времени корпорация будет испытывать недостаток денежных средств, а в какие - избыток. Прибавляя к чистому денежному потоку каждого временного периода начальное количество денежных средств (на начало периода), получаем значение денежного потока на конец (остаток денежных средств на момент времени t). Полученное значение остатка сравнивается с минимальным бюджетом денежных средств (таким количеством денежных средств, которое руководство считает необходимым иметь в любой период времени) или с оптимальным (при котором минимизируются издержки хранения денежных средств). Превышение конечного значения чистого денежного потока над минимальным бюджетом показывает избыток денежных средств. Размер минимального бюджета зависит от степени неопределенности условий функционирования (чем более неопределенны условия и высока неопределенность по денежному потоку, тем больше должно быть значение минимального бюджета денежных средств).
Предварительный балансовый отчет строится путем корректировки балансового отчета за предыдущий период (закончившийся год) с учетом прогнозируемых продаж и затрат. Его составление необходимо по следующим соображениям:
- позволяет вскрыть отдельные неблагоприятные перспективы и проблемы, которыми финансовый менеджер не планировал заниматься;
- играет контрольную роль для координации всех прочих планов;
- на его основе можно рассчитать коэффициенты и показатели, требуемые владельцами капитала (собственного и заемного);
- выявляет перспективные источники финансирования и основные обязательства на будущие периоды.
Капитальный бюджет или бюджет капиталовложений (capital budget) отражает планируемые инвестиционные затраты по принимаемым проектам. Как правило, такие бюджеты затрагивают увеличение внеоборотных активов (затраты на приобретение земли, создание или покупка зданий, оборудования и т.п.). Если вводимые внеоборотные активы изменят объемы реализации или текущие издержки будущего года, то капитальный бюджет изменит значения показателей операционного и финансового бюджетов.
Выводы по первой главе: Рассмотренные теоретические основы финансового планирования и прогнозирования предприятий позволяют сделать вывод, о том, что целями финансового планирования являются:
1) фиксирование источника получения денежных средств;
2) оценка платы за этот источник;
3) обеспечение
использования денежных
Финансовое планирование является координирующей основой обеспечения основной цели функционирования предприятий - максимизации благосостояния владельцев капитала (для акционерного общества - акционеров).
Было определено, что прогнозирование это не простой процесс, так как зависит от многих внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами, влияющими на прогнозные оценки являются ценовая политика, наличие производственных мощностей и возможности их расширения, возможности продвижения и рекламы продукции, гарантийное обслуживание и обеспечение качества. Внешними факторами являются конкуренция, положение отрасли, общеэкономические факторы (инфляция, процентная ставка и т.п.).
Для организации эффективной системы бюджетного планирования деятельности предприятия предлагается составлять следующую сквозную систему бюджетов:
а) бюджет материальных затрат;
б) бюджет потребления энергии;
в) бюджет фонда оплаты труда;
г) бюджет амортизационных отчислений;
д) бюджет прочих расходов;
е) бюджет погашения ссуд банков;
ж) налоговый бюджет.
Данная система бюджетов охватывает весь денежный оборот предприятия.
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ СФЕРЫ РОЗНИЧНОЙ
ТОРГОВЛИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «НЕОГАЛА»)
2.1 Организационная
характеристика и основные
Общество с ограниченной ответственностью «НеоГала» было создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» без ограничения сроков деятельности. Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании устава и действующего законодательства РФ.
Месторасположение ООО «НеоГала»: 665466 в Иркутской области, Усольский р-н, г. Усолье - Сибирское, пр. Ленинский, д. 10. Общество является юридическим лицом. Как и любое юридическое лицо имеет самостоятельный баланс.
Целью деятельности предприятия является удовлетворение общественных потребностей в товарах в целях получения прибыли. Предмет деятельности предприятия: организация розничной торговли ювелирными изделиями.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «Неогала» имеет сеть ювелирных салонов, которые расположены в центре г. Усолье - Сибирское, Ирк.обл., а так же в г. Ангарск. Что делает их местонахождения многолюдным. Рядом находятся трамвайная и автобусная остановки.
Площади ювелирных салонов следующие:
- «Золотой» Ангарск 51 квартал - 43м2;
- «Золотой» Ангарск 182 квартал - 30 м2;
- «Золотой» Ул. Куйбышева дом 10 - 66 м2;
- «Золотой» ул. Ордженикидзе дом 31 - 45 м2 ;
- «Золотой» пр-т Красных - партизан 32 - 24 м2 ;
- «Золотой» пр-т Красных - партизан 17 - 18 м2
Таким образом, общая торговая площадь предприятия составляет 226м.2
Режим работы предприятия: c 10.00 до19.00 часов, без выходных и без перерыва на обед. Для работников выходные дни устанавливаются два раза в неделю в соответствии с графиком.
Имущество ООО «НеоГала» учитывается на его самостоятельном балансе. Компания имеет право пользоваться кредитом в рублях и в иной иностранной валюте.
Общество отвечает по своим обязательствам всеми своими активами и не отвечает по обязательствам государства и его участников. Государство не отвечает по обязательствам Общества. Участники Общества не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с его дельностью в пределах своих вкладов.
ООО «НеоГала» является плательщиком Единого Налога на Вмененный Доход (ЕНВД). Объектом обложения является вмененный доход на календарный месяц. Ставка налога составляет 15 % от величины вмененного дохода. Сумма налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности. Уплата налога производится ежеквартально.
Система управления торговой организацией - организационная структура - это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работники могли наиболее эффективно добиваться поставленных перед ними целей. Разработка конкретной организационной структуры предполагает создание сети, по которой проходят управленческие решения, осуществляется информационная связь различных уровней управления и контроль за выполнением решений.
Схема организационной
структуры торгового
Рисунок 2.1 - Организационная структура ООО «НеоГала»
Высшим органом управления в обществе является собрание участников. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным органом - Генеральным директором.
Генеральный директор обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства, руководствоваться требованиям устава, решением органа управления Общества, принятыми в рамках их компетенции, а также заключенными Обществом договорами и соглашениями.
Генеральный директор общества:
- без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
- выдает доверенности
на право представительства от
имени общества, в том числе
доверенности с правом передове
- издает приказы
о назначении на должность
работников, об их переводе и
увольнении, применяет меры поощрения
и налагает дисциплинарные
- осуществляет иные полномочия, не отнесенные к компетенции общего собрания участников общества, и коллегиального исполнительного органа общества и другие полномочия.
Директор торгового предприятия самостоятельно принимает решения, осуществляет и контролирует всю коммерческую деятельность предприятия, принимает на работу персонал и заключает с ними трудовые договора, директор обязан обеспечить выполнение всех обязательств перед государственным бюджетом, поставщиками, заказчиками, банкам, заключает договора на поставку товара, контролирует выполнение поставок и т.д. В его подчинении находятся: главный бухгалтер, бухгалтер, экономист, продавцы-консультанты и вспомогательный персонал.
Отдельным звеном выделяется бухгалтерия в лице главного бухгалтера. В его обязанности входит учет и контроль документации, организации учета товаров, подготовка документов для органов налоговой инспекции, сверка с организацией-поставщиком, оплата услуг, начисление и выплата заработной платы и т.д.
Торгово-оперативный персонал представлен в виде продавцов-консультантов, которые осуществляют непосредственное консультирование покупателей и расчет.
Для эффективного управления любой организацией необходимо получить достаточно полную и достоверную информацию о деятельности компании в предшествующие периоды, сложившихся тенденциях её функционирования и развития, на их основе можно выработать правильные управленческие решения, планы и программы развития на будущие периоды.