Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:55, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование и анализ финансового планирования и прогнозирования на предприятии.
В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1. Определить теоретические основы финансового планирования на предприятии;
2. Рассмотреть необходимость, содержание финансового планирования и виды финансовых планов;
3. Дать характеристика нормативных документов, которые используются во время планирования;
4. Дать оценку общей экономической характеристике деятельности ООО «НеоГала» и провести анализ плановой работы на предприятии;
5. Оценить систему стратегического и оперативного финансового планирования на предприятии;
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА
ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1 Финансовое планирование: понятие, принципы и методы 8
1.2 Основы финансового прогнозирования 14
1.3 Технология составления бюджета как основы финансового
планирования предприятия 16
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ СФЕРЫ РОЗНИЧНОЙ
ТОРГОВЛИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «НЕОГАЛА») 23
2.1 Организационная характеристика и основные показатели
хозяйственной деятельности ООО «НеоГала» 23
2.2 Анализ динамики оборота розничной торговли, динамики суммы и уровня валовой прибыли ООО «НеоГала» 32
2.3 Анализ финансового планирования и прогнозирования
ООО «НеоГала» 44
2.4. Разработка мероприятий по финансовому планированию и
прогнозированию ООО «НеоГала» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
Под экономической
эффективностью понимается
Таблица 2.1
Анализ основных
показателей финансово-
Показатели |
Ед. изм. |
2008 г. |
2009 г. |
Отклоне-ние (+;-) |
Отчетный год в % к прошлому году | |
1.Оборот розничной торговли |
тыс. руб. |
71957 |
94996 |
23039,00 |
132,02 | |
2. Торговая площадь |
м2 |
183 |
226 |
43,00 |
123,50 | |
3. Оборот на 1 м2 торговой* площади |
тыс. руб./м2 |
393,21 |
420,34 |
27,13 |
106,90 | |
4. Среднесписочная численность работников, всего |
чел. |
22 |
26 |
4,00 |
118,18 | |
- в т.ч. работников торгово-оперативного персонала |
чел. |
15 |
18 |
3,00 |
120,00 | |
5. Производительность труда одного среднесписочного работника, всего |
тыс. руб./чел. |
3270,77 |
3653,69 |
382,92 |
111,71 | |
- производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала |
тыс. руб./чел. |
4797,13 |
5277,56 |
480,42 |
110,01 | |
6. Фонд заработной платы |
||||||
– сумма |
тыс. руб. |
2803 |
3728 |
925,00 |
133,00 | |
– уровень |
% |
3,90 |
3,92 |
0,03 |
х | |
7. Среднегодовая заработная плата одного работника |
тыс. руб. |
127,41 |
143,38 |
15,98 |
112,54 | |
8.Среднегодовая стоимость основных средств |
тыс.руб. |
761,5 |
739,5 |
-22,00 |
97,11 | |
9.Фондоотдача |
94,49 |
128,46 |
33,97 |
135,95 | ||
10.Фондоемкость |
0,011 |
0,008 |
-0,003 |
73,56 | ||
11.Фондовооруженность |
тыс.руб./чел |
34,61 |
28,44 |
-6,17 |
82,17 | |
12.Коэффициент эффективности использования основных фондов |
23,70 |
30,88 |
7,18 |
130,29 | ||
13.Среднегодовая стоимость оборотных средств |
тыс.руб. |
17064 |
18207 |
1143,00 |
106,70 | |
14.Время обращения оборотных средств |
дни |
85,37 |
69,00 |
-16,37 |
80,82 | |
Продолжение табл. 2.1 | ||||||
15.Скорость обращения оборотных средств |
обороты |
4,22 |
5,22 |
1,00 |
123,73 | |
16.Коэффициент участия оборотных средств в обороте |
0,24 |
0,19 |
-0,045 |
80,82 | ||
17.Коэффициент рентабельности оборотных средств |
1,06 |
1,25 |
0,20 |
118,58 | ||
18. Себестоимость
проданных товаров, работ, |
тыс. руб. |
46822 |
62308 |
15486,00 |
133,07 | |
19. Валовая прибыль |
||||||
– сумма |
тыс. руб. |
25135 |
32688 |
7553,00 |
130,05 | |
– уровень |
% |
34,93 |
34,41 |
-0,521 |
х | |
20. Издержки обращения |
||||||
–сумма |
тыс. руб. |
6250 |
8834 |
2584,00 |
141,34 | |
– уровень |
% |
8,69 |
9,30 |
0,61 |
х | |
21. Прибыль (убыток) от продаж |
||||||
– сумма |
тыс. руб. |
18885,00 |
23854,00 |
4969,00 |
126,31 | |
– рентабельность продаж |
% |
26,24 |
25,11 |
-1,13 |
х | |
22. Проценты к получению |
тыс. руб. |
- |
- |
- |
- | |
23. Проценты к уплате |
тыс. руб. |
- |
- |
- |
- | |
24. Доходы от участия в других организациях |
тыс. руб. |
- |
- |
- |
- | |
25. Прочие расходы |
тыс. руб. |
185 |
226 |
41,00 |
122,16 | |
26. Прибыль (убыток) до налогообложения |
||||||
– сумма |
тыс. руб. |
18700,00 |
23628,00 |
4928,00 |
126,35 | |
– рентабельность предприятия |
% |
25,99 |
24,87 |
-1,12 |
х | |
27. Отложенные налоговые активы |
тыс. руб. |
- |
- |
- |
- | |
28. Отложенные налоговые обязательства |
тыс. руб. |
- |
- |
- |
- | |
29. Текущий налог на прибыль |
тыс. руб. |
650 |
790 |
140,00 |
121,54 | |
30. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
тыс. руб. |
18050,00 |
22838,00 |
4788,00 |
126,53 | |
- рентабельность конечной деятельности |
% |
25,08 |
24,04 |
-1,04 |
х |
Исходя из данных таблицы 2.1, дадим общую оценку работы ООО «НеоГала» за 2008-2009 годы. В 2009 году предприятием ООО «НеоГала» было реализовано покупателями ювелирных изделия на сумму 94996 тыс. руб. По сравнению с 2008 годом наметилась положительная тенденция развития данного показателя, а именно произошло увеличение объема продаж на +132 % или в денежном выражении на +23039 тыс. руб. Увеличение оборота розничной торговли было связано с увеличением спроса населения на ювелирные изделия. Торговая площадь предприятия в 2009 году увеличилась и составила 226 кв. м., по сравнению с прошлым 183 кв. м., это связанно с тем, что в 2009 году открылся один ювелирный салон в городе Ангарске, площадью 43 кв. м. следовательно, в 2009 году на 1 кв. м. торговой площади приходилось 420,35 тыс. руб., что выше по сравнению с 2008 годом на 27,13 тыс. руб. С экономической точки зрения сложившейся ситуации следует дать позитивную оценку, так как увеличение торговой выручки отвечает экономическим интересам, как предприятия, так и покупателей.
В ООО «НеоГала» в 2009 году средняя численность работающих увеличилась на четыре человека, в связи с расширением деятельности предприятия, и составило 26 человек, в том числе 18 работника торгово-оперативного персонала. Одним из показателей эффективности труда является производительность труда 1 работника. Так, 2009 году размер данного показателя составил 3653,69 тыс. руб., то есть на одного работника салона приходилось 3653,69 тыс. руб. оборота розничной торговли. В динамике, то есть по сравнению с 2008 годом, производительность труда одного работника увеличилась на 382,42 тыс. руб. или на 10,01 %, в том числе производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала увеличилась и составила в 2009 году 5277,56 тыс. руб., что больше по сравнению с 2008 годом на 480,42 руб. или на 10,01 %, что оценивается положительно. Это связано с тем, что непосредственно торгово-оперативный персонал участвует в процессе обслуживания покупателей. Следует ожидать значительный вклад данной категории работников, а именно продавцов-консультантов, в увеличение оборота розничной торговли. В динамике произошло увеличение фонда заработной платы и среднегодовой заработной платы одного работника предприятия на 925 тыс. руб. и 15,98 тыс. руб. соответственно, данный факт нашел свое отражение в увеличении в динамике уровня фонда заработной платы. Сложившуюся ситуацию следует оценить позитивно.
Проведем анализ
эффективности использования
Среднегодовая стоимость оборотных средств предприятия в динамике увеличилась, что данный факт не является отрицательным моментом, т.к. послужил снижению времени обращения оборотных средств на 16,38 дней, а коэффициент рентабельности оборотных средств в 2009 г. вырос на 0,2 и составил 1,25. Также следует отметить увеличение в динамике коэффициента участия оборотных средств в каждом рубле оборота. Все вышеназванные факты свидетельствуют об улучшении использования оборотных средств.
Проведем
анализ динамики различных
Темпы изменения
оборота розничной торговли
Следующий вид прибыли, формируемый на предприятии после уплаты налога на прибыль является чистая прибыль. Величина данного показателя в отчетном году составила 22838 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом чистая прибыль в абсолютном выражении выросла на 4788 тыс. руб. В результате того, что темпы изменения чистой прибыли были ниже темпов изменения оборота розничной торговли, следует ожидать снижение рентабельности конечной деятельности, а именно на 1,04 %. Данная ситуация позитивно характеризует политику предприятия в отношении использования прибыли.
По итогам проведенного
анализа можно сделать
2.2 Анализ динамики оборота розничной торговли, динамики суммы и уровня валовой прибыли ООО «НеоГала»
В условиях рыночных отношений, при увеличении роста инфляции, оборот розничной торговли должен изучаться и оцениваться как в действующих ценах, так и в сопоставимых ценах с использованием индекса цен. Рассмотрим динамику оборота розничной торговли за ряд лет (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Анализ динамики оборота розничной торговли ООО «НеоГала» за
2005-2009, тыс. руб.
Годы |
Оборот розничной торговли в действующих ценах |
Индексы цен |
Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах (к базисному году) |
Прирост оборота по сравнению с базисным годом в сопоставимых ценах |
Прирост оборота по сравнению с предшествующим годом в сопоставимых ценах |
Темпы роста (снижения) в сопоставимых ценах, % | ||
цепные |
базисные |
цепные |
базисные | |||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
2005 г. |
40269 |
1,000 |
1,000 |
40269,00 |
- |
- |
- |
- |
2006 г. |
42754 |
1,079 |
1,079 |
39623,73 |
-645,27 |
-645,27 |
98,40 |
98,40 |
2007 г. |
46060 |
1,02 |
1,101 |
41834,70 |
1565,70 |
2210,97 |
105,58 |
103,89 |
2008 г. |
71957 |
1,103 |
1,214 |
59272,65 |
19003,65 |
17437,96 |
141,68 |
147,19 |
2009 г. |
94996 |
1,105 |
1,341 |
70839,67 |
30570,67 |
11567,02 |
119,51 |
175,92 |
Проведенный анализ деятельности предприятия ООО «Неогала» показал, что за ряд лет оборот розничной торговли имел тенденцию к росту. Мировой финансовый кризис практически не отразился на результатах деятельности предприятия. В 2008 году оборот розничной торговли возрос по сравнению с предшествующим годом на 41,68% или на 19006,65 тыс. руб., а в 2009 г рост произошел на 30570,67 тыс. руб., что, несомненно, является положительным моментом в деятельности рассматриваемого предприятия. Рост оборота розничной торговли был связан с увеличением спроса на продукцию, а также с увеличением денежных доходов населения, что сказалось в свою очередь на приобретении ювелирных украшений более высокого ценового сегмента.
Далее необходимо рассмотреть развитие оборота розничной торговли по кварталам за три прошедших года в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Анализ оборота розничной торговли ООО «НеоГала» по кварталам
2008-2009 гг.
Кварталы |
Оборот розничной торговли |
Темп роста в % |
Удельный вес к итогу, % | ||
2008 г. |
2009 г. |
к прошлому году |
2008 г. |
2009 г. | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
18241,10 |
24166,98 |
132,49 |
25,35 |
25,44 |
2 |
17320,05 |
22846,54 |
131,91 |
24,07 |
24,05 |
3 |
17895,71 |
23426,01 |
130,90 |
24,87 |
24,66 |
4 |
18500,14 |
24556,47 |
132,74 |
25,71 |
25,85 |
Итого год |
71957,00 |
94996,00 |
132,02 |
100,00 |
100,00 |
Как видно из табл. 2.3 (рис. 2.2), оборот розничной торговли в четвертом квартале имел наибольший удельный вес, как в прошлом году, так и в отчетном. Данная величина составила 25,71% и 25,85% соответственно, увеличившись на 0,14%. Также значительный удельный вес был в первом квартале как в прошлом, так и в отчетном году (25,35% и 25,44% соответственно). Данные изменения были связаны с увеличением спроса покупателей связи с предновогодней покупкой подарков, а также весенними праздниками.