Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:41, курсовая работа
Целью своей работы мы ставим проведение стратегического анализа с помощью основных инструментов менеджмента. В качестве объекта для анализа выбрана российская компания «Сильвинит», которая специализируется на разработке Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей. Это предприятие было выбрано в силу того, что оно является одним из немногих предприятий в России успешно функционирующих не только на российском, но и на мировом рынке. Компания может быть использована в качестве полигона для внедрения новых стратегических идей и управленческих решений.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика и экономика работы предприятия………………………….4
2. Стратегический анализ……………………………………………………….11
2.1 PEST-анализ………………………………………………………………….11
2.2. Анализ конкурентов………………………………………………………...13
2.3 Анализ поставщиков………………………………………………………...17
2.4 Анализ потребителей………………………………………………………..19
2.5 SWOT-анализ………………………………………………………………...21
3. Рекомендации стратегического развития……………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….25
Библиографический список……………………………………………………..26
Стратегический менеджмент осно
2.1 PEST-анализ
PEST-анализ позволяет определить важнейшие характеристики внешней среды и спрогнозировать возможные сценарии их изменения. Анализ проводится по четырем группам факторов: политика (P), экономика (E), социум (S), технология (T).
Политика. ОАО «Сильвинит» - крупнейший российский горно-добывающий комплекс по добыче и производству калийных удобрений и различных видов солей. ОАО «Сильвинит» - градообразующее предприятие г. Соликамск и основной налогоплательщик местного бюджета. Также предприятие предоставляет работу большому числу жителей города. Все это делает ОАО «Сильвинит» наиболее значимым для данного региона, оно пользуется поддержкой местных властей. Многие акционеры являются представителями городской и краевой власти, что обеспечивает защиту интересов компании.
Экономика. Мировой
В 2008 г. были введены экспортные пошлины на удобрения. Введение пошлин было обусловлено тем, что стоимость удобрений на мировом рынке на 30 % превышает их стоимость на внутреннем рынке. Существенное сокращение спроса заставило Министерство промышленности и торговли РФ обратиться к председателю Правительства РФ с предложением «обнулить» экспортные пошлины. Председатель Правительства РФ обещал рассмотреть такую возможность, при условии, что компании будут реализовывать часть продукции на внутреннем рынке по ценам, ниже, чем за границей.
С наступлением кризиса доходы компании упали, и «Сильвинит» намерен просить «Внешторгбанк» об отсрочке выплат по кредиту. В данный момент основной проблемой компании является неопределенность в отношении будущих заказов. В мае 2009 г. определятся потребности рынка в условиях кризиса.
Если государство пойдет
Социум. ОАО «Сильвинит» располагается
в г. Соликамск Пермского края.
Соликамск – административный
центр Соликамского
Технология. В технологии добычи соли за последнее время революционных изменений не происходило. Угрозу компании представляет развитие нанотехнологий, которое в отдаленной перспективе может привести к ненужности калийных удобрений вследствие замены их более совершенными аналогами.
2.2 Анализ конкурентов
1. ОАО «Уралкалий», место
2. РУП «ПО «Беларуськалий». Место расположения – г. Солигорск, республика Беларусь. Основное месторождение – Старобинское. Продукция – концентрат хлористого калия, поваренная соль для пищевых, технических и кормовых целей. Продукция компании поставляется в Европу, Восточную Азию, страны Сридеземноморья, Южную Африку, Индию, Китай, Южную и Северную Америку – всего в более чем 50 стран. В среднем, экспорт составляет 80 % от выпускаемой продукции объединения. На внутренний рынок поступает в среднем около 20% калийных удобрений. Структура поставок. Азия – 39,34 %; Восточная Европа – 11,96%; Африка – 1,63 %; Южная Америка – 20,69 %; Ближний Восток – 0,62 %; СНГ – 4,58 %; Северная Америка – 9,85 %; Западная Европа – 11,33 %. Есть морские торговые порты. Основные торговые порты, через которые идёт продукция РУП «ПО «Беларуськалий», расположены на Балтийском (Вентспилс и Клайпеда) и Черном (Николаев) морях. Ведется активная корпоративная политика (различные культурно-массовые, спортивные, туристические мероприятия).
3. PotashCorp. Место расположения – Канада. Основное месторождение – Соскачеванское. Продукция – калийные, азотные и фосфорные удобрения, калий для промышленности, кормовые добавки. Соскачеванское месторождение является крупнейшим в мире. PotashCorp занимает 1-е место по продажам калийных удобрений в мире, 3-е место по продажам азотных удобрений и чистого азота, 3-е место по фосфорным удобрениям. PotashCorp производит калийные удобрения в Канаде, фосфат и кормовые добавки в США, а также азот в США и Тринидаде. Предприятие имеет большое количество партнеров во всем мире. В 2008 году 65% калийных удобрений в PotashCorp были поставлены на оффшорные рынки. Доля азота и фосфата на оффшорных рынках составляет примерно 8% и 35% соответственно. Долгосрочные договоры на поставку азота из Тринидада, а также близость США дают существенные преимущества в торговле азотом и возможность контролировать уровень цен на него. На предприятии выстроена хорошая транспортная политика, применяется гибкая система цен. Важную роль играет судоходство (поставки в Китай, Бразилию). Компания владеет и арендует около 9600 вагонов. Примерно 3500 являются вагонами для калийных удобрений. Инвестиции в крупные мировые компании по производству калийных и других удобрений: Arab Potash Company Ltd. (28%), Israel Chemicals Ltd. (11%), Sinofert Holdings Ltd, China (22%), SQM, Chile (32%). Для компании характерна отлаженная система сервиса, работы с клиентами, поставщиками.
4. Israel Chemicals Ltd (ICL). Место расположения – Израиль. Основное месторождение – Мертвое море. Продукция – калийные и фосфорные удобрения, пищевая фосфорная кислота, элементарный бром, магний. ICL состоит из трех основных сегментов: ICL Fertilizers (удобрения), ICL Industrial Products (промышленные продукты) и ICL Performance Products (специализированные продукты). Конкурентным преимуществом компании является доступ к дешевым и практически неограниченным калийным запасам Мертвого моря. ICL ориентировано на проникновение на международные рынки, особенно на развивающиеся рынки, такие, как Китай, где ICL приступило к строительству ряда совместных предприятий. ICL является публичной компанией, ее акции торгуются на Тель-Авивской фондовой бирже (TASE:ICL). Самый важный акционер – PotashCorp. Остальная часть акций находится у институциональных инвесторов и общественности в целом. ICL Industrial Products является мировым лидером в производстве огнезащитных и различных соединений брома, а также других химических веществ, главным образом на основе богатых минеральных ресурсов Мертвого моря; занимает 1-е место по специальным фосфатным удобрениям. Близкое расположение к морским торговым портам позволяет значительно снизить транспортные издержки. Удобное расположение открывает доступ как к западным, так и восточным рынкам, что позволяет также снизить транспортные издержки и сократить сроки поставок продукции. Хорошо развитая логистика позволяет обслуживать клиентов на всех пяти континентах. Компания осуществляет вложения в различные проекты, такие как совместное с Volkswagen производство магниевых сплавов для автомобильной промышленности.
5. Arab Potash Company Ltd (APC). Место расположения – Иордания. Основное месторождение – Мертвое море. Продукция – калийные удобрения, калий для промышленности, промышленные соли, бром. АРС имеет соглашение с правительством Иордании по использованию минеральных ресурсов Мертвого моря до 2058 г. За прошедшие годы APC стала ключевым поставщиком в Азии и регионе Средиземноморья. APC проводит гибкую политику по удовлетворению потребностей рынка. APC диверсифицировала свои продажи и в настоящее время продает свою продукцию в 30 странах мира. В марте 2004 г. APC открыл офис для обслуживания своих продаж в Малайзии и Южно-Восточной Азии. Объем продаж в этом регионе составляет 20-25 %. Основные рынки – Индия, Китай, Малайзия и Европа. APC планирует распространить свое присутствие в Африку.
6. Kali und Salz. Место расположения – Германия. Компания является 4-м в мире производителем калийных удобрений. Kali und Salz входит в состав крупного холдинга предприятий K+S Group. Всего в холдинге 9 взаимосвязанных сегментов: 3 бизнес-сегмента занимаются калийными и другими удобрениями (Potash and Magnesium products, COMPO, Fertiva); 2 – солью (ESCO, SPL); и 4 – системами менеджмента, логистики, переработки, услуг и сервиса. Бизнес-сегменты тесно связаны между собой по стратегическим, экономическим и техническим аспектам. Бизнес-модель K+S Group дает значительную экономию средств. На конец 2008 г. в компании работало 12368 чел. Компания в настоящее время приобретает активы в Северной Америке – Morton Salt Inc.
2.3 Анализ поставщиков
Анализ поставщиков направлен
на выявление тех аспектов
Основные поставщики ОАО «
1. ОАО «Копейский машиностроительный завод», место расположения – г. Копейск, Челябинская обл., Россия. Продукция, поставляемая на ОАО «Сильвинит» - комбайны проходческо-очистные «Урал» модификаций 10А, 20А, 20Р; бункер-перегружатели БП-15. Предприятие выпускает широкую номенклатуру продукции – проходческие комбайны, погрузочные машины, шахтные бурильные установки, комбайны для добычи калийной руды и каменной соли, машины для погрузки руды и соли на складах и в портах, обогатительное оборудование, оборудование для прокладки траншей и ремонта дорог, коммунальную технику, резцы для горных и дорожных машин, а также товары народного потребления. Потребителями продукции ОАО «Копейский машиностроительный завод» являются предприятия, разрабатывающие месторождения угля, калийной руды и каменной соли, а также предприятия дорожно-строительной отрасли. Несмотря на такую диверсифицированность, производство оборудования для добычи калийных удобрений является преобладающим. Поэтому ОАО «Копейский машиностроительный завод» заинтересован в сотрудничестве с ОАО «Сильвинит». Процесс совершенствования горно-добывающего оборудования ведется совместно с ОАО «Сильвинит». Потеря такого клиента заставит предприятие существенно снизить объем производства; конкурентная сила ОАО «Копейский машиностроительный завод» по отношению к ОАО «Сильвинит» отсутствует. При этом ОАО «Копейский машиностроительный завод» не является монополистом в своей отрасли. Наряду с ним проходческие комбайны выпускают ЗАО «Новокраматорский машиностроительный завод», ОАО «Ясиноватский машиностроительный завод», опытное производство Солигорского института проблем ресурсосбережения. Это также обуславливает невозможность предприятия-поставщика диктовать свои ценовые условия.
2. ЗАО «Управляющая горно-
3. ОАО «Территориальная
2.4 Анализ потребителей
ОАО «Сильвинит» поставляет свою продукцию более чем в 50 стран ближнего и дальнего зарубежья и во все регионы России. На внешний рынок уходит 78 % своей продукции. Рынки сбыта — Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Европы. Традиционно основными покупателями продукции «Сильвинита» являются Китай, Индия, Бразилия, страны Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Южная Корея и Япония. Основной вид транспортировки — железная дорога. По ней удобрения уходят в морские порты России и СНГ, а оттуда — к конечным потребителям.
С начала нового тысячелетия наблюдается устойчивый рост потребления хлористого калия в мире. Согласно оценке экспертов Международной Ассоциации производителей минеральных удобрений (IFA), в целом в период с 1999 по 2006 годы потребление хлористого калия в мире выросло на 20% и составило в 2006 году 26,2 млн. тонн К2О (рост 3,4 % по сравнению с 2005 годом). Следуя тенденции роста мирового спроса на калийную продукцию, руководство компании «Сильвинит» приняло программу стратегического развития, направленную на увеличение добычи и отгрузки хлористого калия. Амбициозная программа развития, получившая название «+1 миллион тонн», включала техническое перевооружение, ремонт оборудования, развитие транспортного парка. При столь резком увеличении объемов поставок эффективное управление сбытовыми процессами становится одной из основных задач предприятия, решение которой обеспечивает не только рост «пропускной способности сбытовой цепочки», но и поддерживает имидж компании перед своими покупателями. Спрос на калийную продукцию высок, поэтому особого влияния на организацию потребители не оказывают.
Информация о работе Анализ и совершенствование стратегии ОАО «Сильвинит»