Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:22, контрольная работа
Тенденция развития мировых рынков, идущая из прошлого столетия, привела к перенасыщению товарами и существенному превышению предложения над спросом. Чтобы обеспечить продажу товаров производителям необходимо выиграть конкурентную борьбу. Потребитель всегда отдает предпочтение той продукции, которая на единицу своей стоимости (цены) удовлетворяет больше потребностей и на более высоком уровне, чем товары конкурентов.
Основным мотивом деятельности каждой фирмы является победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а закономерный итог постоянных усилий. Будет ли она достигнута или нет, зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм.
Теоретическая часть: Анализ конкурентоспособности товара. Место конкурентоспособности товара в управлении предприятием. Методы оценки конкурентоспособности товара. Параметры оценки конкурентоспособности товара 3
Практическая часть: Анализ конкурентоспособности товара (на примере черного байхового чая) 15
Список литературы 18
Ценовые войны применяются, как правило, на рынке монополистической конкуренции. При установке цены выше, чем у конкурентов, привлекается незначительное число покупателей. Если же цена ниже конкурентов, то конкуренты ответят тем же. Желание привлечь потребителей низкими ценами со временем приводит к низким прибылям.
Цена снятия сливок (или престижные цены) устанавливается на новые, модные, престижные товары. Расчет направлен на те сегменты рынка, где покупатели начнут их приобретать, невзирая на высокий уровень цен. По мере предложения конкурентами таких же товаров, данный сегмент будет насыщаться. Тогда предприятие сможет перейти на новый сегмент или новый уровень «снятия сливок». Задача состоит в опережение конкурентов и сохранения за собой лидерства на определенном участке рынка.
Стратегия «снятия сливок»
Цена проникновения
Цена по кривой освоения представляет
собой компромиссный вариант
между ценой снятия сливок и проникновения.
Данный подход предполагает быстрый
переход от высоких цен к более
низким для привлечения широких
слоев покупателей и
Оценка конкурентоспособной
продукции отражает соответствующие
функциональные задачи: изучение конъюнктуры
(спрос, предложение, цены, емкость рынка,
каналы сбыта), определение набора потребительских
и экономических показателей
конкурентоспособности (натуральные,
стоимостные, относительные), выбор
базы для сравнения конкурентов
(анализ показателей
Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемого товара с параметрами базы сравнения. Поскольку конкурентоспособность понятие во многом относительное, то за базу сравнения может быть принята потребность покупателей или образец. Образцом, как правило, является аналогичный товар, который имеет максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта. В случае, когда за базу сравнения принимают потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:
Где:
gi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Пi — величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Пin — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
n — количество анализируемых параметров.
В случае принятия за базу сравнения образца, в знаменателе дроби проставляется величина i-го параметра для товара, принятого за образец.
В случае, когда параметры товара не имеют физической меры, для оценки их характеристик применяют методы балльных оценок.
Описанный выше метод (дифференциальный) позволяет только констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров товара для повышения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.
На применении групповых, обобщенных и интегральных показателях основывается комплексный метод. При этом расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:
Где:
Imn — групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
gi — единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;
Li — весомость i-го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность;
n — число параметров, участвующих в оценке.
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:
Где З, З0 — полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.
Полные затраты потребителя включают единовременные затраты на приобретение товара (Зе) и средние суммарные затраты на эксплуатацию товара:
Где:
Т — срок службы;
i — год по порядку.
Смешанный метод позволяет
выразить способность товара конкурировать
в определенных условиях рынка через
комплексный количественный показатель
— коэффициент
Где:
i = 1…n — число параметров продукции, участвующих в оценке;
j = 1…n — виды продукции;
Li — коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;
Pij — конкурентоспособное значение i-го параметра для j-ой продукции;
Pin — желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя;
ẞi = +1, если увеличение значения параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и так далее);
ẞi = -1, если увеличение значения параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и другое).
Таким образом, при помощи цифр можно дать характеристику конкурентоспособности одного товара по отношению к другим. Сопоставление товаров ведется при помощи таблицы сравнения параметров. По результатам сравнения одним из трех описанных методов можно дать одно из следующих заключений:
Вывод о конкурентоспособности дополняется заключениями, о преимуществе и недостатке оцениваемого товара по сравнению с аналогичными, а также предложениями мер, необходимых для принятия с целью улучшения положения товара на рынке.
По результатам оценки конкурентоспособности товара можно принять следующие решения:
Основой оценка конкурентоспособности
является сравнение характеристик
анализируемых товаров с
Номенклатура параметров, которая используется при оценке конкурентоспособности товара, состоит из двух обобщающих групп:
К техническим параметрам относят параметры потребности, характеризующие содержание этой потребности и условия ее удовлетворения.
Краткая характеристика параметров:
1) Параметры назначения
характеризуют область
Параметры назначения в свою очередь делятся на:
2) Эргономические параметры
характеризуют товар с точки
зрения его соответствия
3) Эстетические параметры
характеризуют информационную
4) Нормативные параметры
характеризуют свойства товара,
регламентирующиеся
К группе экономических параметров относятся полные затраты потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также условия ее приобретения и использования на конкретном рынке. Полные затраты потребителя в общем случае состоят из единовременных и текущих затрат.
Окончательное решение по
выбору номенклатуры параметров, для
оценки конкурентоспособности, принимается
экспертной комиссией с учетом конкретных
условий использования этой продукции
и целей оценки. Схема изучения
конкурентоспособности
Практическая часть: Анализ конкурентоспособности товара (на примере черного байхового чая)
На первом этапе определяют единичные показатели конкурентоспособности. При использовании образца в качестве базы сравнения единичные показатели конкурентоспособности по i-му параметру (например, потребительным свойствам) находят по следующим формулам:
qi = (Pi / Pi0) * 100% ( 1)
qi = (Pi0 / Pi) * 100% ( 2)
где q i — единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру; Р i — величина i-го параметра для анализируемого товара; Р i0 — величина i-го параметра для образца, взятого за базу сравнения.
Из формул (1) и (2) используется
та, в которой рост показателя соответствует
улучшению параметра
Приведем пример такой оценки. Для черного байхового чая важным показателем является содержание мелочи (согласно ГОСТу 1938-90 оно не должно превышать 5%). Если в образце, взятом за базу сравнения, по результатам экспертной оценки оно составляет 3%, а в двух других (обозначим их C и D) — 2 и 4% соответственно, то для расчета единичных показателей по этому параметру следует взять формулу (2), так как повышение содержания мелочи ухудшает качество чая.
Тогда
q tC = (3 / 2) * 100% = 150%;
q tD = (3 / 4) * 100% = 150%;
Таким образом, качество чая C по содержанию мелочи превышает контрольный образец, а чай D уступает образцу.
По единичным показателям рассчитывают групповые показатели конкурентоспособности (или сводные индексы конкурентоспособности), которые характеризуют соответствие изделия потребности в нем. Для этого единичные показатели объединяют с учетом значимости каждого из них по формуле
Iпп = ∑ ni=1 ai * qi (3)
где Iпп — групповой показатель по потребительным (техническим) параметрам; n — число параметров, участвующих в оценке; а — вес i-го параметра в общем наборе (коэффициент весомости); q, — единичный показатель по i-му техническому параметру.
Сумма а, должна равняться 1.
В ряде случаев уровень
конкурентоспособности
Ka = Iпп1 / Iпп2 (4)
где Ka — показатель конкурентоспособности первого товара по отношению к аналогу — товару-конкуренту по потребительным параметрам; Iпп1 и Iпп2 — групповые показатели по потребительным (техническим) параметрам для первого товара и товара-конкурента.