Анализ практики применения власти и стилей руководства на примере ЗАО «Лысковский хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое и практическое изучение существующих форм власти и стилей руководства организацией.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы форм и баланса власти.
2. Исследовать теоретические понятия стилей, их структуры, классификации, оценки.
3. Проанализировать на практическом примере применение властных форм, стилей руководства и их оценку с целью выявления недостатков и выработки предложений по их улучшению.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы власти и стилей руководства……………………………..4
1.1. Понятие власти и влияния. Баланс власти…………………………………….....4
1.2. Стили руководства и их характеристики ……………………………………….11
2. Анализ практики применения власти и стилей руководства на
примере ЗАО «Лысковский хлебозавод»…………………………………………….21
2.1. Организационно-правовая и социальная и характеристика
объекта исследования ………………………………………………………………….21
2.2. Оценка власти и стиля руководства……………………………………………. .26
Заключение…………………………………………………………………………32
Список использованных литературных источников……………………………35

Файлы: 1 файл

Власть и стили руководства.docx

— 141.21 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в теории менеджмента рассматривают  такие формы власти, как влияние  через убеждение и влияние  посредством участия, которые анализируют  современные специалисты по управлению Д. Бодди, Р. Пэйтон, В. Веснин, М. Мескон, М. Альберт, М. Хедоури [11, 154].

Влияние через  убеждение осуществляется на основе эффективной передачи точки зрения влияющего непосредственно исполнителю. Убеждение влияет тем, что потенциальный  исполнитель сознательно делает то, что предлагает руководитель, соглашаясь с его аргументами, одновременно удовлетворяя собственную потребность.

Если  руководитель службы маркетинга хочет  реорганизовать отдел сбыта, было бы разумно, если бы он признавал, что сотрудники этого  отдела способны противостоять изменениям так, что это существенно повлияет на выпуск продукции. При этом, несмотря на то, что руководитель может обладать полномочиями для внедрения новой  организационной структуры без  совещания с подчиненными, правильней и практичней было бы устроить собрание, выслушать все мнения и объяснить, почему перемены желательны. Добиваясь  согласия и понимания подчиненных, руководитель не только убеждает их в  правильности своих предложений, но и оказывает сильное воздействие  на потребность исполнителей в уважении. Если исполнитель в свою очередь  испытывает потребность в знаниях  и авторитете, сила влияния руководителя, использующего власть убеждения, значительно  возрастает. Это происходит потому, что руководитель признал компетентность сотрудника, а последний ощущает, что к нему переходит доля власти руководителя.

При использовании  власти убеждения  руководитель должен иметь авторитет  и высокую  степень доверия со стороны исполнителей. Недостатком этой формы власти является медленное воздействие и неопределенность. Кроме того, убеждение - это одноразовый  процесс, который постоянно приходится начинать сначала с каждой новой  задачей.

Влияние посредством  участия работников в решении  проблем основывается на свободном  обмене информацией между руководителем  и исполнителем. При этом отсутствует  процесс убеждения сотрудников  руководителем, так как подчиненные  готовы работать и принимать участие  в процессе принятия решений. В основе такого рода власти лежит потребность  людей в самовыражении, успехе, достижении цели, компетентности. Поэтому этот подход эффективен в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами.

Как показывает описание различных типов власти, во властных отношениях имеют значение такие переменные, как объект власти, ситуационные условия, характеристика носителя власти.

Таким образом, анализ различных  форм власти и  влияния позволяет разделить  все источники власти в организации  на две большие группы. К первой группе следует отнести источники  власти, имеющие личностную основу. Ко второй - организационную основу, которую называют структурно-ситуационной.

Многочисленные  исследования подтверждают тот факт, что между различными источниками  власти существует взаимосвязь, которая  определяется тем, что степень проявления одной формы власти влияет на степень  проявления другой. Например, использование  менеджером власти, основанной на принуждении, может снизить его референтную  власть. Взаимодополняемость между  формами власти проявляется в  том, что один и тот же человек  может обладать различными типами власти. При этом оптимальной является ситуация, когда у руководителя должностная  власть подкрепляется личной властью.

Многие авторы представляют организацию как образ  политической системы. К примеру, В. Норд формулирует четыре постулата  власти в организации, которые характерны политическим реалиям.

Организации состоят из объединений, конкурирующих

             1.  Друг с другом за ресурсы, энергию, влияние.

             2.  Различные коалиции будут стараться защитить свои интересы и влияние.

             3.       Неравное распределение власти оказывает дегуманизирующее воздействие.

                 4.   Использование власти в организациях - один из критических аспектов применения власти в более крупных социальных системах.

Основные  источники рассмотренных форм власти и влияния - закон, принуждение, вознаграждение, традиция, референтность, убеждение, участие - являются инструментами, которые использует руководитель для влияния на подчиненного. С целью повышения эффективности  использования этих инструментов необходимо выполнение следующих условий:

                   1.     значимость для подчиненного той потребности, к которой апеллирует определенная форма власти;

                   2.      влияние должно обеспечивать подчиненному удовлетворение какой-либо потребности;

                    3.      подчиненный должен иметь уверенность в том, что его усилия оправдают ожидания руководителя.

В каждой организации, как и национальном правительстве, существует определенная система создания и поддержания  порядка, который  основывается на определенных политических принципах, среди которых наиболее распространены:

    • Автократия. Система управления, в которой всей полнотой власти обладает индивидуум или небольшая группа руководителей, контролирующих важнейшие ресурсы, имущество или права собственности на основе традиций, харизмы и привилегий.
    • Бюрократия. Система, в которой руководство осуществляется на основе «бумажного права», обеспечивающего основу для рационально-легитимных полномочий, или «правило закона».
    • Технократия. Превалирует управление на основе власти знаний и опыта, используемых для решения соответствующих проблем.
    • Совместные решения. Система, в которой противостоящие «партии» объединяются для совместного управления общими интересами. В коалиционном правительстве или совете директоров корпорации каждая сторона опирается на определенную базу власти.
    • Представительная демократия. Правила «игры» устанавливаются избранными представителями, которые уполномочены действовать от имени электората. Избранники занимают должности в течение определенного периода времени или до тех пор, пока они пользуются поддержкой со стороны избирателей. Примерами являются парламентское правительство и различные формы контроля со стороны рабочих или акционеров над деятельностью менеджеров.
    • Прямая демократия. В этой системе все имеют равные права

управления  и все участвуют в процессе принятия решений. Основным режимом  в них является самоорганизация. В большинстве организаций используется несколько видов управления, в  каких-то преобладает автократия, в  других - бюрократия или прямая демократия.

Таким образом  подвести итог исследованию теоретических  положений можно  следующими выводами:

Для того чтобы  иметь возможность  влиять на подчиненных, руководителю необходимо обладать властью.

Основные  формы власти - это закон, компетенция, принуждение, вознаграждение, референтность, информация и ресурсы. Кроме того, руководитель может оказывать влияние  через убеждение и вовлечение сотрудников в процесс принятия решения.

Руководителю  целесообразно поддерживать баланс власти в организации с целью  повышения эффективности ее функционирования.

Каждый  тип  власти имеет свои преимущества и  недостатки. Исходя из этого, эффективность  той или иной формы власти зависит  от умения руководителя правильно оценить  доминирующую потребность подчиненного и ситуацию, через которые он будет  оказывать влияние на трудовые усилия работников.

Анализ  различных  форм власти и влияния  позволяет  разделить все источники власти в организации на две группы: личностные и организационные.

Между различными формами власти существует взаимозависимость  и взаимодополняемость. При этом оптимальной является ситуация, когда  у руководителя должностная власть подкрепляется личной.

По  мере увеличения интеллектуального  уровня работников организации происходит уменьшение разрыва между способностями  руководителей и подчиненных, поэтому  современным менеджерам целесообразно  развивать навыки влияния через  убеждение и вовлечение сотрудников  в управление.

 

 

1.2. Стили руководства и их характеристики

     

Одно  из глубоких исследований стиля в современной  психологии управления провел А.А. Журавлев. Он дал следующее определение: «Стиль - это индивидуально-типические особенности  устойчивой системы воздействия  руководителя на коллектив».

      В толковом словаре по управлению  сказано «Стиль управления - совокупность  наиболее характерных и устойчивых  методов решения задач и проблем,  используемых руководителями организаций  и предприятий в своей практической  деятельности».

      По  Мескону, стиль руководства  - это  привычная манера поведения  руководителя по отношению к  подчиненным, чтобы оказать на  них влияние и побудить к  достижению стилей организации. 

      В современной литературе встречаются   множество определений стиля   управления. Общим в определениях  стиля управления является трактовка   его как способа воздействия  руководителя на подчиненных.  Два последних определения более  полно отражают понятие стиля  управления и охватывают содержание  предыдущих определений.

      Стиль руководства является принадлежностью   всякого аппарата управления. Поэтому  различают индивидуальный и общий  стиль руководства. Понятие стиля  уместно применить, прежде всего,  в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный стиль  предстает как особая форма  сочетания производственной функции  руководителя с его функцией  регулирования личностных взаимоотношений  между членами подчиненного ему  коллектива. Однако нельзя сводить  целиком к личности руководителя  и оценивать как своеобразную  форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что особенности  личности руководителя при всей  их значимости далеко не исчерпывают  компоненты, формирующие присущий  ему стиль руководства. Компоненты  эти составляют субъективное  начало и субъективный элемент  стиля, а между тем стиль  всегда имеет и общую объективную  основу.

      К субъективным факторам, определяющим  стиль в управлении можно 

отнести:

      1.    Принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью.

      2.    Специфика психического склада руководителя (темперамент, характер).

      3.    Выбор форм и методов воздействия на подчиненных в каждой конкретной ситуации.

      4.    Неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк».

      5.    Индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя.

      6.    Уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.

      Как видно, субъективные факторы  зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются  под влиянием окружающей среды.  Объективно стиль руководителя  диктуется, прежде всего, сознательной  целью, которая как закон определяет  способ и характер его действий  и которой он должен подчинять  свою волю.

      В общем, объективные слагаемые  стиля  могут быть сведены  к следующим:

    • Специфика системы, ее цели и задачи, управленческой структуры.
    • Закономерности управления.
    • Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности.
    • Окружающая производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами).
    • Особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей).
    • Уровень практики управления.
    • Способы и приемы управления, используемые вышестоящим руководством.

      Указанные слагаемые стиля предопределяют  особенности сочетания в деятельности  руководителя производственной  функции  и функции регулирования  взаимоотношений в коллективе, природу  сложившихся в ней традиций  и приемы общения, а тем самым  и стиль работы.

      Итак, мы определили, что стиль  работы - это способ воздействия  руководителя на подчиненных  с целью эффективного выполнения  управленческих функций. 

      На  стиль оказывают влияние  личность руководителя, способы  и приемы, с помощью которых  он осуществляет управленческую  функцию, т.е. субъективные факторы,  а с другой стороны окружающая  производственная среда, специфика  сферы деятельности, особенности  руководимого коллектива и др. объективные факторы и, наконец,  стиль выражает отношения, складывающиеся  между руководителем и подчиненным. 

      Сложность и разнообразие этих  отношений предопределяют высокую  вариантность конкретных стилей  руководства, которые могут классифицироваться  по различным признакам.

      За  годы существования теории  управления проведено более десяти  тысяч  различного рода исследований  стилей лидерства. Используя две  переменные или два измерения:  динамику поведения  и уровень  ситуационности, - ученые смогли  выделить основные стили руководства.

      Поведенческий подход, в отличие  от предыдущего, основан на  выводах, сделанных из наблюдаемых  исследователями образцов поведения  руководителя, т.е. его  действий, а не наследованных личных  качеств.

      Второе  измерение связано с  принятием ситуационности в качестве  основы анализа в рамках того  или иного подхода к изучению  стилей руководства. На одном  полюсе находятся подходы, подводящие  к идее универсальности, на  другом решающей для эффективного  лидерства признается ситуационности.

      Комбинация  двух переменных привела,  в конечном счете, к выделению  четырех типов подходов к изучению  стиля управления в организации.

      Первый  тип включает подходы,  основанные на анализе лидерских  качеств (теории лидерских качеств,  теория «X» и теория «У» Дугласа  Макгрегора) необходимых эффективному  руководителю в любом организационном  контексте.

      Второй  тип рассматривает стиль  руководства  как набор образцов  поведения, присущий руководителю  так же в любом организационном   окружении (исследования Мичиганского  университета и университета  штата Огайо, управленческая сетка  Блейка и Мутона).

Информация о работе Анализ практики применения власти и стилей руководства на примере ЗАО «Лысковский хлебозавод»