Анализ практики применения власти и стилей руководства на примере ЗАО «Лысковский хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое и практическое изучение существующих форм власти и стилей руководства организацией.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы форм и баланса власти.
2. Исследовать теоретические понятия стилей, их структуры, классификации, оценки.
3. Проанализировать на практическом примере применение властных форм, стилей руководства и их оценку с целью выявления недостатков и выработки предложений по их улучшению.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы власти и стилей руководства……………………………..4
1.1. Понятие власти и влияния. Баланс власти…………………………………….....4
1.2. Стили руководства и их характеристики ……………………………………….11
2. Анализ практики применения власти и стилей руководства на
примере ЗАО «Лысковский хлебозавод»…………………………………………….21
2.1. Организационно-правовая и социальная и характеристика
объекта исследования ………………………………………………………………….21
2.2. Оценка власти и стиля руководства……………………………………………. .26
Заключение…………………………………………………………………………32
Список использованных литературных источников……………………………35

Файлы: 1 файл

Власть и стили руководства.docx

— 141.21 Кб (Скачать файл)

      Третий  тип предполагает изучение  стилей руководства  в зависимости  от конкретной ситуации (концепции  ситуационного лидерства  Фидлера,  Митчелла и Хауса, Херси, Бланшара, Врума, Иеттона).

      Четвертый тип представляет ряд  новых подходов, вновь изучающих  стили руководства, в связи  с конкретной ситуацией (теория  лидерства Т. Коно, причинно-следственный  подход или «атрибутивная» тория). В указанных подходах делается  попытка определить набор качеств  и образцов поведения, необходимых  руководителю в специфическом  организационном контексте. Книга  Коно Т. «Стратегия и структура  японских предприятий» по японскому  менеджменту охватывает широкий  диапазон вопросов управления. В  ней большое внимание уделяется  эффективному управлению на японских  предприятиях. В своей книге Коно  дает современный подход к  классификации стилей управления, опираясь на идеи ряда американских  специалистов в области менеджмента.      Проблема  соотношения стилей руководства с эффективностью управленческой деятельности в современной литературе разработана не достаточно.

      Важной задачей в теории стилей  руководства является проблема  их классификации. Обилие классификаций  стиля руководства в теории  свидетельствует о сложности  этого социального явления. Классификация  предназначена для постоянного  использования в какой-либо науке  или области практической деятельности, обычно в качестве оснований  деления в классификации выбирают  признаки, существенные для данных  предметов.

      Стили могут классифицироваться  по разным критериям.

      А. Критерий участия исполнителей в  управлении.

      Наиболее  четко здесь различают  три  стиля:

    • авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает - сотрудники исполняют);
    • сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений);
    • автономный (менеджер играет сдерживающую роль - сотрудники решают сами, обычно большинством) (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Различие стилей управления (по участию в  них исполнителей)

   

Авторитарный  стиль управления имеет разновидности:

    • диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют под угрозой санкций);
    • автократический (менеджер имеет в своем распоряжении обширный аппарат власти);
    • бюрократический (авторитет менеджера покоится на формальных иерархических положениях системы);
    • патриархальный (менеджер имеет авторитет «главы семьи», сотрудники неограниченно ему доверяют);
    • благосклонный (менеджер использует свои неповторимые личные качества и пользуется высоким авторитетом, сотрудники, поэтому следят за его решениями).

 Сопричастный  стиль тоже имеет варианты:

    • коммуникационный стиль (менеджер затрудняется в принятии решения и информирует сотрудников, последние задают вопросы, высказывают свое мнение, однако в конце концов, должны следовать указаниям менеджера);
    • консультативный стиль управления (то же самое, но решения принимаются совместно совещательно);
    • совместное решение (менеджер выдвигает проблему, указывает ограничения, сотрудники сами принимают решение, менеджер сохраняет право вето).

      Б. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:

    • управление через инновацию (разработка инновации - как руководящее задание);
    • управление с помощью задания цели (на каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем);

      Преимущества: свобода реализации, осуществление  личных целей,  ответственность за результат.

      Недостатки: жесткая система планирования, интенсивный  контроль, отсутствие  сопричастности сотрудников, издержки  на контроль.

      - Управление через согласование  цели (Это смешанная форма управления  через задание цели и через  сопричастность сотрудников. Сотрудники  принимают участие в установлении  целей).

      Преимущества: согласование целей  - лучшее условие  их достижения, свобода в реализации, ориентировка  на цель, а не на способ, осуществление  личных целей в работе, общий  контроль, ответственность, сопричастность.

      Недостатки: жесткая система планирования, затраты  времени на согласования, противоречия с иерархической  системой, интенсификация контроля.

      - Управление через правила решения;

    • управление через мотивацию;
    • управление через координацию;
    • управление только в исключительных случаях (менеджер оставляет за сотрудниками решения, связанные с выполнением задач. Вмешательство происходит в исключительных случаях - особо критических ситуациях, игнорирование возможности решения, отклонения от заданных целей).

      В.     Критерий ориентации на сотрудников  или на выполнение задач.

      Пять  типичных стилей отражены  на рис. 2.


     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Стили  управления по критерию преимущественной ориентации

       

        Стиль 1.1 (слабое управление) - нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала.

        Стиль 9.1 (управление по задачам) - с сотрудниками обращаются, как с исполнительными  механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения.

     Стиль 1.9 (клубное управление) - господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач.

     Стиль 5.5 (управление по среднему пути) - достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда.

       Стиль 9.9 (сильное управление) - идеальный стиль.

      Успех стиля управления можно  оценивать  по воздействию  на прибыль и издержки. При  оценке надо также использовать  критерии, относящиеся к задачам:

    • по разработке продукции,
    • организации,
    • управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).

      Наконец, применение стилей управления  имеет  определенные ограничения  (правовые, этические, ценности предпринимательства).

      Эффективность стилей управления  нельзя оценивать  вне конкретных  ситуаций. При этом следует учитывать:

  • личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования);
  • зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков);
  • организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля);
  • условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).

      Предпочтительность  стиля управления  в зависимости  от крайних  (идеализированных) ситуаций показана  в табл. 1.

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Характеристики  авторитарного и сопричастного  стилей управления

Характеристики 

ситуаций

Стили  управления

Авторитарный

Сопричастный

Личные качества

 Пессимистическое  мировоззрение, большая крутизна, стремление к надежности, мало собственной инициативы.

Исполнение долга.

  Оптимистическое мировоззрение, малая крутизна, готовность к риску, высокая собственная инициатива.

 

Творчество/инновации

Условия постановки задач

Четко определенные, большой опыт, плановые задания, индивидуализированные  задания, давление сроков.

Слабо определенные, малый опыт, импровизированные  задания, нет давления сроков.

Организационные условия

Строгая организация,

формальные структуры,

централизованное  распределение,

единичная инстанция,

вертикальная  информация

«Рыхлая» организация, неформальные структуры, децентрализованное распределение, множественные инстанции, свободная  информация.

Условия окружающей среды

Кризисная ситуация, авторитарное доминирование  ценностей.

Процветание

Освобожденные ценности.


 

 

     Если  такие идеализированные ситуации присутствуют, то возникает воздействие на эффективность  управления в соответствии с табл. 2.

     

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

Оценки  эффективности различных стилей управления

Критерии 

эффективности

Стили управления

Авторитарный

Сопричастный

Эффективность достижения цели

Обеспечение выживания  в случае кризиса 

Снижение издержек в условиях дефицита времени.

Большие затраты  на квалифицированного менеджера

Незаинтересованность  сотрудников  в экономии средств.

Частое отсутствие менеджера.

Использование рыночных шансов через  заинтересованных сотрудников.

Снижение убытков  в  отсутствие менеджера.

Большие затраты на координацию.

Эффективность выполнения заданий 

Быстрые решения.

Решения, приближенные к  оптимальным.

Использование творческого  потенциала только менеджера.

Четкое распределение  ролей.

Зависимость от менеджера.

Удовлетворенность авторитарно  распределенных сотрудников.

Медленное решение.

Решение с пониманием дела

Использование творческого  потенциала менеджера  и сотрудников.

Нечеткое распределение  ролей.

Независимость от менеджера

Удовлетворенность свободно распределенных сотрудников.

Гуманистические факторы

Организационные требования к резерву.

Недовольство  эмансипированных сотрудников.

Стихийность, потеря инициативы сотрудников

Более высокие  требования к резерву  менеджеров.

Путаница, недовольство среди  верящих авторитетам.

Заинтересованность, обязательность, инициативность сотрудников.


 

 

      В результате исследования стилей  руководству можно сделать следующие  выводы:

      Проблема  эффективного управления  социальной организацией связана  с комплексом устойчивого сочетания  форм и методов действий формального  руководителя, проявляющихся в виде  конкретного стиля управления.

      Процесс поиска эффективного  стиля управления в крупных  масштабах и на систематической  основе начал осуществляться  в начале XX в. и продолжается  в наши дни, формируя несколько  направлений научных исследований: личностный, поведенческий, ситуационный  и современный комплексный подходы.

      Анализ  результатов исследований  по каждому  из научных подходов  к стилю управления показывает, что эффективность управленческого  стиля руководителя имеет ситуационный  характер и его результативность  зависит от умения руководителя  правильно оценить ситуацию и  выбрать оптимальный характер  управленческих воздействий.

      Поиск новых методов выхода  из глубокого  экономического  кризиса вызывает необходимость  анализа и применения форм  управления, основанных на использовании  потенциала работников организации,  подтвердивших свою эффективность  в практике отечественного и  зарубежного менеджмента.

      Использование соучастного стиля  управления обусловлено его положительным  влиянием на эффективность деятельности  организации за счет: улучшения  качества трудовой жизни; идентификации  работников с предприятием; укрепления  эмоционального здоровья; удовлетворения  и развития потребности в самореализации; роста производительности труда;  снижения текучести кадров; повышения  удовлетворенности трудом; изменения  трудовой мотивации работников  на основе роста значимости  для них процесса труда и  возможности оказывать влияние  на его результаты.

      Стиль управления руководителя  является «мягкой» переменной, и  его эффективность оценивается  системой показателей, включающей  экономические показатели конечной  деятельности производственной  системы, показатели функционирования  внутренних процессов в организации  и показатели, характеризующие социальные  процессы в производственном  коллективе [5, 106].

 

 

2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ  ПРИМЕНЕНИЯ ВЛАСТИ  И СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА  НА  ПРИМЕРЕ ЗАО «ЛЫСКОВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»

Информация о работе Анализ практики применения власти и стилей руководства на примере ЗАО «Лысковский хлебозавод»