Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:11, курсовая работа
Целью исследования является теоретическое и практическое изучение существующих форм власти и стилей руководства организацией.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы форм и баланса власти.
2. Исследовать теоретические понятия стилей, их структуры, классификации, оценки.
3. Проанализировать на практическом примере применение властных форм, стилей руководства и их оценку с целью выявления недостатков и выработки предложений по их улучшению.
Введение……………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы власти и стилей руководства……………………………..4
1.1. Понятие власти и влияния. Баланс власти…………………………………….....4
1.2. Стили руководства и их характеристики ……………………………………….11
2. Анализ практики применения власти и стилей руководства на
примере ЗАО «Лысковский хлебозавод»…………………………………………….21
2.1. Организационно-правовая и социальная и характеристика
объекта исследования ………………………………………………………………….21
2.2. Оценка власти и стиля руководства……………………………………………. .26
Заключение…………………………………………………………………………32
Список использованных литературных источников……………………………35
Третий тип предполагает изучение
стилей руководства в
Четвертый тип представляет
Важной задачей в теории
Стили могут
А. Критерий участия исполнителей в управлении.
Наиболее четко здесь различают три стиля:
Рис. 1 Различие стилей управления (по участию в них исполнителей)
Авторитарный стиль управления имеет разновидности:
Сопричастный стиль тоже имеет варианты:
Б. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:
Преимущества: свобода реализации, осуществление личных целей, ответственность за результат.
Недостатки: жесткая система планирования,
интенсивный контроль, отсутствие
сопричастности сотрудников,
- Управление через согласование
цели (Это смешанная форма
Преимущества: согласование целей
- лучшее условие их достижения,
свобода в реализации, ориентировка
на цель, а не на способ, осуществление
личных целей в работе, общий
контроль, ответственность,
Недостатки: жесткая система планирования,
затраты времени на
- Управление через правила
В. Критерий ориентации на сотрудников или на выполнение задач.
Пять типичных стилей отражены на рис. 2.
Рис. 2 Стили управления по критерию преимущественной ориентации
Стиль 1.1 (слабое управление) - нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала.
Стиль 9.1 (управление по задачам) - с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения.
Стиль 1.9 (клубное управление) - господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач.
Стиль 5.5 (управление по среднему пути) - достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда.
Стиль 9.9 (сильное управление) - идеальный стиль.
Успех стиля управления можно
оценивать по воздействию
на прибыль и издержки. При
оценке надо также
Наконец, применение стилей
Эффективность стилей
Предпочтительность стиля управления в зависимости от крайних (идеализированных) ситуаций показана в табл. 1.
Таблица 1
Характеристики авторитарного и сопричастного стилей управления
Характеристики ситуаций |
Стили управления | |
Авторитарный |
Сопричастный | |
Личные качества |
Пессимистическое мировоззрение, большая крутизна, стремление к надежности, мало собственной инициативы. Исполнение долга. |
Оптимистическое мировоззрение, малая крутизна, готовность к риску, высокая собственная инициатива.
Творчество/инновации |
Условия постановки задач |
Четко определенные, большой опыт, плановые задания, индивидуализированные задания, давление сроков. |
Слабо определенные, малый опыт, импровизированные задания, нет давления сроков. |
Организационные условия |
Строгая организация, формальные структуры, централизованное распределение, единичная инстанция, вертикальная информация |
«Рыхлая» организация, неформальные структуры, децентрализованное распределение, множественные инстанции, свободная информация. |
Условия окружающей среды |
Кризисная ситуация, авторитарное доминирование ценностей. |
Процветание Освобожденные ценности. |
Если такие идеализированные ситуации присутствуют, то возникает воздействие на эффективность управления в соответствии с табл. 2.
Таблица 2
Оценки эффективности различных стилей управления
Критерии эффективности |
Стили управления | |
Авторитарный |
Сопричастный | |
Эффективность достижения цели |
Обеспечение выживания в случае кризиса Снижение издержек в условиях дефицита времени. Большие затраты на квалифицированного менеджера Незаинтересованность сотрудников в экономии средств. Частое отсутствие менеджера. |
Использование рыночных шансов через заинтересованных сотрудников. Снижение убытков в отсутствие менеджера. Большие затраты на координацию. |
Эффективность выполнения заданий |
Быстрые решения. Решения, приближенные к оптимальным. Использование творческого потенциала только менеджера. Четкое распределение ролей. Зависимость от менеджера. Удовлетворенность авторитарно распределенных сотрудников. |
Медленное решение. Решение с пониманием дела Использование творческого потенциала менеджера и сотрудников. Нечеткое распределение ролей. Независимость от менеджера Удовлетворенность свободно распределенных сотрудников. |
Гуманистические факторы |
Организационные требования к резерву. Недовольство эмансипированных сотрудников. Стихийность, потеря инициативы сотрудников |
Более высокие требования к резерву менеджеров. Путаница, недовольство среди верящих авторитетам. Заинтересованность, обязательность, инициативность сотрудников. |
В результате исследования
Проблема эффективного управления
социальной организацией
Процесс поиска эффективного
стиля управления в крупных
масштабах и на
Анализ результатов исследований
по каждому из научных
Поиск новых методов выхода
из глубокого экономического
кризиса вызывает
Использование соучастного
Стиль управления руководителя
является «мягкой» переменной, и
его эффективность оценивается
системой показателей,
2.
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ВЛАСТИ
И СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА НА
ПРИМЕРЕ ЗАО «ЛЫСКОВСКИЙ