Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 17:36, курсовая работа
Цель работы – исследовать процесс принятия управленческих решений в маркетинговой деятельности предприятия и разработать направления их совершенствования.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы управленческих решений в маркетинге;
Провести анализ принятия управленческих решений в области маркетинга на примере ООО «Универснаб»;
Разработать предложения по совершенствованию действующей схемы принятия управленческих решений.
Введение 3
1 Теоретические аспекты управленческих решений в маркетинге. 5
1.1 Сущность, назначение и содержание управленческого решения. 5
1.2 Процесс управления маркетингом на предприятии. 8
1.3 Управленческие решения по маркетингу. 14
2 Анализ принятия управленческих решений в области маркетинга на примере ООО «Универснаб» 17
2.1 Краткая характеристика предприятия 17
2.2 Управление маркетинговой деятельностью предприятия 21
2.3 Предложения по совершенствованию действующей схемы принятия управленческих решений 29
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Отдел маркетинга и сбыта возглавляется начальником, который назначается и освобождается от должности руководителем предприятия ООО «Универснаб». Он осуществляет поиск и изучение потенциальных рынков прибыльного сбыта продукции:
Особый вопрос - организация взаимоотношений отдела маркетинга с другими подразделениями предприятия ООО «Универснаб». Многое здесь зависит от того, насколько структура предприятия в целом отвечает принципам маркетинга.
Понятно, что эффективность функционирования маркетинговой организационной структуры во многом зависит и от тех кадров, персонала, которые заняты маркетингом. Причем речь идет не только об их профессиональной квалификации, но и о мере ответственности, о знании и принятии действующей на предприятии концепции маркетинга, стимулировании инициативы специалистов по маркетингу. Руководители отдела маркетинга и каждого из его подразделений должны иметь закрепленные в соответствующих документах (функции, средства, обязанности и права, ответственность и власть, в том числе - во взаимоотношениях с другими подразделениями, отделениями и филиалами фирмы, ее представителями.
Центральной задачей деятельности отдела маркетинга на предприятии ООО «Универснаб», ориентированной на учет запросов покупателей, является обеспечение качества продукции как глубины удовлетворения потребностей клиентов на уровне, позволяющем поддерживать желательную конъюнктуру рынка.
Маркетинг является основополагающим для экономической, технической, производственной, коммерческой, организационной политики и деятельности предприятия ООО «Универснаб», так как практически от реализации выпускаемой продукции зависит финансовое и экономическое состояние всего предприятия.
Управление качеством продукции на основе концепции маркетинга включает следующие этапы (рис. 7).
Рисунок 7 – Этапы управления качеством продукции ООО «Универснаб» на основе концепции маркетинга
Задача специалистов по маркетингу ООО «Универснаб» состоит в том, чтобы разработать план и стратегию создания и реализации товара, следить за их выполнением, контролировать результаты и вносить необходимые уточнения в программу маркетинга.
Выполнение этой задачи предполагает следующие действия:
Основными задачами управления маркетинговой деятельностью на предприятии являются (рис. 8):
Рисунок 8 - Основные задачи управления маркетинговой деятельностью предприятия ООО «Универснаб»
Основными функциями службы маркетинга являются:
Маркетинг помогает производить ориентацию всех сотрудников ООО «Универснаб» на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции, регулирует взаимоотношения с покупателями (заказчиками) и прочими контрагентами по договорам, касающимся сбыта товаров предприятия, в процессе их исполнения, в том числе совместно с отделом сбыта ведения работы по урегулированию споров. Сотрудники отдела маркетинга помогают осуществить хранение и подготовку продукции к продаже, организовывают отгрузку товаров, ведут учет и контроль выполнения планов сбыта.
Отдел маркетинга организовывает участие представителей ООО «Универснаб» в республиканских и региональных отраслевых выставках, торгово-промышленных ярмарках, выставках-продажах, формулирует связи организации с общественностью и прессой и обеспечение создания благоприятного имиджа предприятия. Также помогает обеспечивать соблюдение нормативов запасов готовой продукции на складах, не допускает сверх нормативных расходов на сбыт продукции, выявляет резервы сокращения издержек на сбыт, не снижающих его результативность.
ООО «Универснаб» на высоком уровне проводит исследования покупательского поведения, т.е. изучение социальных, экономических и психологических воздействий на предприятие покупательских, решений, как на уровне потребителя, так и на уровне торгового распределения или в промышленной области. На предприятии отдел маркетинга в полную меру использует конкуренцию среди поставщиков, как основа для получения оптимальных условий закупки, максимально благоприятные возможности для закупки сырья).
Условно рекомендации можно разделить на два блока - стратегический и тактический.
Стратегический блок связан с изменением подхода к системе управления: с выполнением принципов маркетинга и их реализацией в процессе управления. Так, для руководства ООО «Универснаб» потребуется предпринять ряд шагов (рис.9).
Рисунок 9 – Шаги стратегического блока совершенствования принятия управленческих решений ООО «Универснаб»
Рассмотрим их содержание.
1. Пересмотр организационной
Целесообразно предусмотреть соответствующие мероприятия по координации деятельности служб предприятия, принимая во внимание принцип направленности на удовлетворение потребителя: совещание, обязательно совместное принятие решений, затрагивающих интересы различных служб, согласование процедур и действий. Очевидно, что время этапа принятия решений увеличится. Однако опыт доказывает, что на этапе исполнения это компенсируется не только временем, но и качеством исполнения.
Очень важно для решения некоторых проблем, например, разработка нового продукта, создавать команды, которые состояли бы из специалистов различных служб: инженеров, технологов, экономистов, менеджеров, маркетологов. Эффективность таких команд уже давно доказана. У нас же процесс разработки дробится между различными отделами. В данном случае теряется много времени и в конечном итоге, результат будет не совсем удовлетворительным.
Так, для повышения физико-механических показателей некоторых групп изделий необходимо отработать технологические режимы с использованием современных технологий для повышения качества данных изделий. Это позволит увеличить выпуск изделий высокого качества, повысит её физико-механические показатели, снизит возврат продукции по качественным характеристикам, будут экономно использоваться сырье и материалы.
Так же необходимо в рамках организационной структуры управления ООО «Универснаб» необходимо ввести должность заместителя директора по маркетингу, подчинив ему отдел материально-технического снабжения, внешней комплектации, маркетинга и сбыта. Это обусловлено схожестью задач (изучение рынков сбыта и поставщиков, заключение контрактов, организация транспортного и складского обслуживания и др.). В такой ситуации организация единого центра позволит рационально и эффективно выполнять функции в пределах той же численности, повысить профессиональный уровень работников и обеспечить руководство принципами маркетинга еще на этапе закупки сырья и комплектующих.
2. Изменение кадровой политики ООО «Универснаб».
Невозможно себе представить, что неквалифицированный
или незаинтересованный рабочий будет
делать свою работу качественно. Тогда
о каком качестве продукции можно говорить,
если проанализировать уровень образования
персонала и уровень его оплаты. В ситуации,
когда работники подбираются по критерию
согласования на данный уровень оплаты,
невозможно обеспечить выпуск конкурентоспособной
продукции. Это ставит под вопрос будущее
предприятия, так как оно не использует
наличие некоторых преимуществ перед
предприятиями для развития. Заработная
плата в себестоимости составляет 17,6%,
уровень образования и квалификации низок,
есть также резервы по снижению численности
административно-