Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:38, курсовая работа
С развитием рыночной экономики, большую значимость приобретает трудовая адаптация персонала. Она выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и практической деятельностью. Успешная адаптация персонала, наряду с отлаженным процессом его найма и отбора, является необходимым этапом для обеспечения низкой текучести кадров в торговой сети и быстрого наращивание численности персонала.
На сегодняшний день малые предприятия предпринимают серьезные усилия по отбору персонала, адаптации, повышению квалификации и его практической подготовке к принятию большей ответственности. Тем не менее в организации вполне возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Во всех случаях считается необходимым замещение любых должностей руководителей и специалистов на конкурсной основе, то есть с рассмотрением нескольких кандидатур на место, с участием внешних и внутренних кандидатов.
Введение….………...…………………………………….....………………....…3
1. Сущность и виды трудовой адаптации персонала
1.1 Понятие адаптации……………………………………………………………5
1.2 Организация эффективного управления адаптацией…………………..….13
2. Анализ процесса трудовой адаптации на примере ООО «Илеада»
2.1 Краткая характеристика ООО «Илеада»……..24
2.2 Проблема трудовой адаптации в ООО «Илеада»……………………...….27
2.3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности процесса трудовой адаптации в ООО «Илеада»………………………………..….......34
Заключение……………………………………………………………..……...…42
Список используемых источников………………………………………
Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии процесса адаптации, являются:
-организация семинаров,
-проведение индивидуальных
-интенсивные краткосрочные
-использование метода
-выполнение разовых
-подготовка замены при
-проведение в коллективе
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
Развитие наставничества, которое в последние годы на наших предприятиях незаслуженно забыто.
Если говорить о конкретных мерах или этапах адаптации, то следует четко разграничивать функции непосредственного руководителя и менеджера по персоналу.
Веснин в этом смысле является автором, широко раскрывающим его функции на всех этапах - от «введения в должность» до завершающих этапов адаптации.
По его мнению, при индивидуальном введении в должность (которое, опять же, предпочтительнее группового, так как более эффективно и требует меньших затрат), непосредственный руководитель «поздравляет нового сотрудника с началом работы, представляет его коллективу (рассказывает биографию, особо отмечая достоинства), знакомит с подразделением и обстановкой в нем, подробно излагает требования, в том числе и неписаные, сообщает о трудностях, которые могут встретиться, и наиболее распространенных ошибках в работе, о будущих коллегах, особенно тех, у кого трудный характер, и тех, на которых всегда можно положиться, просить совета…Руководитель осуществляет инструктаж, контроль за первыми шагами новичка, выявляет сильные и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в дополнительном обучении, оказывает всестороннюю помощь в адаптации».
В течение первой недели руководителю желательно ежедневно видеться с работником, узнавать об успехах и помогать устранить проблемы. Это позволит как можно раньше (идеально в течение месяца) полностью составить представление о его слабостях и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе, исполнительности, внешнем виде.
Со всеми этими выводами сложно не согласиться, так как в современных российских условиях, когда большая часть организаций не может себе позволить не то что организовать отдельное подразделение, выполняющее исключительно функции адаптации персонала, а даже нормально функционирующий кадровый отдел, который бы состоял из квалифицированных сотрудников, в этих условиях на плечи непосредственных руководителей ложиться гораздо больше функций.
Для достижения целей адаптации в организациях целесообразно иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом специалистов или самостоятельное подразделение по управлению профориентацией и адаптацией кадров. Штат такого подразделения должен состоять как минимум из двух человек: профконсультант (профессиональная ориентация) и менеджер по персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников).
Подразделение по управлению профориентацией и адаптацией должно выполнять следующие функции:
-изучение и прогнозирование
конъюнктуры рынка труда,
-наем и отбор персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, тестирования и интервьюирования работников с целью их лучшей профориентации;
-расстановка кадров по
-отбор лидеров из числа
-организация взаимодействия с
региональной системой
В обязанности профконсультанта входят:
В обязанности менеджера по персоналу входят:
Как и при наборе кадров, так
и при введении в должность
новичков важно понять основные мотивы,
обусловливающие для них
Программа адаптации представляет собой набор конкретных действий, которые нужно произвести сотруднику, ответственному за адаптацию. В различных учебных пособиях встречаются разные синонимы программ адаптации - их также называют программами ориентации или просто ориентацией. Суть этих явлений примерно одна и та же. Мы будем пользоваться термином «программа адаптации», так как считаем адаптацию базовым и всеохватывающим процессом, подчиняющим себе введение в должность и ориентацию.
Особые потребности в
Особо следует отметить адаптацию
женщин, выходящих на работу после
отпуска по уходу за ребенком. Чем
дольше она находится дома, тем
сложнее ей включиться в трудовой
ритм. Связано это с тем, что, во-первых,
после ее выхода на работу обычно обнаруживается
большой пробел в знаниях (за три
года может очень многое поменяться,
например, появиться новое программное
обеспечение или новые
Во-вторых, нарушается ритм жизни: во время отпуска женщина сама планировала свое время, выйдя же на работу, она вынуждена находится положенное количество времени на одном месте.
В-третьих, возникает психологический барьер, при котором женщина должна опять принять статус подчиненной.
Все это нельзя оставлять без внимания и необходимо учитывать при составлении программ по адаптации.
Общество с ограниченной ответственностью «Илеада», именуемое в дальнейшем Общество, создано в соответствии с решением учредителя от 15 октября 2003 года как общество с ограниченной ответственностью в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Общество является юридическим
лицом, имеет в собственности
обособленное имущество, может от своего
имени приобретать и
Общество вправе в установленном порядке открывать обособленные подразделения, открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также осуществлять все иные полномочия, предоставленные Законодательством Российской Федерации и международным правом.
Место нахождения Общества: Алтайский край, г. Бийск, ул. Ильи Мухачева, 119.
Общество добровольно
-организация предприятий
Организация небольшая и сотрудники работают сплоченно. По структуре организации видно, что каждый отдел имеет свои обязанности.
Бухгалтерия - это область финансовой (денежной) сферы. От его профессионализма во многом зависит благосостояние фирмы и сотрудников. Кроме того, он имеет доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, поэтому автоматически становится доверенным лицом руководителя.
Главный бухгалтер
- руководитель всего подразделения
несет ответственность за формирование
учетной политики, ведет бухучет
в полном объеме, занимается оптимизацией
налогообложения. В его обязанности
входит оформление налоговых документов,
составление баланса основного
отчетного документа
Юридический отдел занимается составлением и заключением договоров, представляют интересы организации в судах.
Отдел кадров - этот отдел осуществляет кадровую политику организации. К сожалению, малые предприятия зачастую не имеют возможности содержать собственную кадровую службу. Разработкой и реализацией кадровых решений обычно занимаются первые лица в организации или небольшие отделы. При этом положительный момент заключается в том, что лицо, определяющее стратегию развития организации, одновременно принимает стратегические решения, обеспечивающие реализацию развития организации. Но если собственник не обладает достаточными знаниями в области кадрового менеджмента, могут возникнуть серьезные проблемы в кадровой работе.
К сожалению, малые предприятия, такие как в Обществе с ограниченной ответственностью «Илеада», зачастую не имеют возможности содержать собственную кадровую службу. Разработкой и реализацией кадровых решений обычно занимаются первые лица в организации или небольшие отделы. При этом положительный момент заключается в том, что лицо, определяющее стратегию развития организации, одновременно принимает стратегические решения, обеспечивающие реализацию развития организации. Но если собственник не обладает достаточными знаниями в области кадрового менеджмента, могут возникнуть серьезные проблемы в кадровой работе.
Смена места работы психологами расценивается как стрессовая ситуация для человека, а адаптивный процесс непрост как для нового сотрудника, так и для коллектива, в который он попадает.
В иностранных компаниях этот процесс, как правило, документировано оформленный и строго контролируемый, пытаются даже смягчить неформальными методами. Например, в некоторых фирмах новичка встречают цветами. А в крупных японских концернах нового сотрудника в первый день могут повести обедать в ресторан, как бы сразу принимая его в большую семью, образ которой лежит в основе японской корпоративной культуры.
Для российской действительности
подобные элементы адаптации выглядели
бы, скорее, как излишние изыски, уместность
которых довольно-таки спорна. Однако
это не означает, что в наших
компаниях нового члена команды
предоставляют самому себе, обрекая
на самостоятельные военные
По сути, адаптация - это методика, основной задачей которой является эффективное вовлечение нового члена команды в процессы, происходящие в компании, и подготовка в срок лояльного сотрудника с акцентом на необходимых для успешной работы знаниях и навыках.
Информация о работе Анализ процесса трудовой адаптации на примере ООО «Илеада»