Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:38, курсовая работа
С развитием рыночной экономики, большую значимость приобретает трудовая адаптация персонала. Она выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и практической деятельностью. Успешная адаптация персонала, наряду с отлаженным процессом его найма и отбора, является необходимым этапом для обеспечения низкой текучести кадров в торговой сети и быстрого наращивание численности персонала.
На сегодняшний день малые предприятия предпринимают серьезные усилия по отбору персонала, адаптации, повышению квалификации и его практической подготовке к принятию большей ответственности. Тем не менее в организации вполне возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Во всех случаях считается необходимым замещение любых должностей руководителей и специалистов на конкурсной основе, то есть с рассмотрением нескольких кандидатур на место, с участием внешних и внутренних кандидатов.
Введение….………...…………………………………….....………………....…3
1. Сущность и виды трудовой адаптации персонала
1.1 Понятие адаптации……………………………………………………………5
1.2 Организация эффективного управления адаптацией…………………..….13
2. Анализ процесса трудовой адаптации на примере ООО «Илеада»
2.1 Краткая характеристика ООО «Илеада»……..24
2.2 Проблема трудовой адаптации в ООО «Илеада»……………………...….27
2.3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности процесса трудовой адаптации в ООО «Илеада»………………………………..….......34
Заключение……………………………………………………………..……...…42
Список используемых источников………………………………………
Первый день - несомненно, самый тяжелый, несмотря на то, что в профессиональном плане назвать его полноценным нельзя. Обычно в ООО «Илеада», как и в других организациях, этот день посвящен знакомству с другими сотрудниками, инфраструктурой фирмы, внутренним распорядком. Новичку показывают офисную технику, внутренние средства коммуникации (интернет, внутреннюю IT-сеть, телефонную сеть и т. п.), рассказывают о специфике работы подразделений. Когда сотрудник приходит в подразделение, к нему прикрепляют специалиста.
Мы заметили, что в период адаптации новичку многое прощается. Это время отдано сотруднику на самореализацию в новой компании и новой команде, на приобретение необходимых навыков и завоевание уважения и признания. На определенные незнания, неумения, профессиональные промахи и не слишком высокие результаты работы, по мнению руководителя, можно в первое время закрыть глаза. «Бывает, что в первые 2-3 месяца человек находится в своеобразном анабиозе, - говорит руководитель, - а потом вдруг неожиданно «просыпается» и показывает совершенно потрясающие результаты». Эффективность работы в период работы зависит во многом от личных качеств человека, и, по словам специалистов по работе с персоналом, здесь трудно выявить какие бы то ни было закономерности.
Занятия по адаптации в фирме
проходят в активном режиме. На перерывах
всегда можно выпить чашку чая, кофе,
перекусить и послушать музыку, познакомиться
с альбомом фотографий корпоративных
мероприятий. Такая гостеприимная
атмосфера раскрепощает и закладывает
основы корпоративного духа. В первый
день практики меня представили с
коллегами, показали рабочее место,
выдали все необходимые и ознакомили
с правилами поведения в
Адаптация - это процесс, включающий в себя целый комплекс изменений, происходящих с человеком в течение определенного периода времени. В первую очередь, это знакомство с профессиональной деятельностью и компанией, в которой новичок намерен трудиться. Во-вторых, это перемены во взглядах и поведении, связанные с желанием соответствовать внешним условиям, под которыми в данном случае следует понимать правила и традиции организации.
Климат в коллективе мне очень понравился, теплая, дружеская обстановка способствует легкой адаптации и исключает стрессовые ситуации в процессе выполнения должностных обязанностей. Я закрепила свои знания полученные в процессе обучения, применение их в профессиональной деятельности. Служба управления персоналом занимается построением карьеры новичка и его развитием, начиная с назначения наставника и заканчивая выбором курсов или тренингов по повышению квалификации, стрессоустойчивости, формированию управленческих навыков и т. д.
На предприятии создана такая атмосфера, в которой учиться и работать очень интересно. Будущему сотруднику важно показать новые возможности, перспективы:
-возможность получения нового профессионального опыта,
-возможность проявить себя по-новому,
-возможность расти вместе с компанией.
Работая с разными клиентами, в организаций сталкиваются со многими трудностями. Правильно простроенные программы обучения и поддержки, а также необходимое вложение средств, в профессиональную подготовку, дают возможность сокращения адаптационного периода и способны принести весомую финансовую выгоду.
Ответственность за отбор сотрудников целиком ложится на плечи начальника отдела. Процесс отбора кадров столь же сложен и точен, как и любая другая управленческая функция. На этом этапе особенно важно полно и правильно определить и разъяснить претенденту суть будущей работы. Иначе можно потратить много времени на прием и беседы с претендентами, не имеющими нужной квалификации. Руководитель четко представляет, кого нужно продвигать по службе, перемещать или увольнять, кого принять по новому набору и т.д.
Разрабатывают тесты на предмет оценки способностей и склада ума, необходимых для эффективного выполнения заданий на предлагаемом месте
Существуют различные тесты для оценки таких характеристик, как:
-профессиональная подготовка - знания и навыки;
-интеллектуальный уровень - общий интеллектуальный потенциал и умение решать проблемы;
-наклонности - специальные качества, такие как умение выражать свои мысли, математические способности, пространственное воображение, сноровка, навыки канцелярской работы;
-интересы - определяется сфера интересов человека в качестве его пригодности к определенным видан работ:
-личностные качества - аспект очень спорный, но призванный определять темперамент, характер человека, и т д.;
-физические характеристики.
За счет того, что в ООО «Илеада» сложился хороший, слаженный коллектив процесс адаптации для новых сотрудников проходит не так болезненно как он может проходить на других предприятиях, где нет отлаженного механизма адаптации и коллектив не очень сплоченный. Каждый новый сотрудник, приступая к новой работе, хочет быстрее ее освоить и показать, что он может справляться с ней хорошо. Однако независимо от того первая это его работа или нет. Новый член коллектива приходит в первый рабочий день с множеством естественных опасений. Для предотвращения таких ситуаций необходим продуманный процесс адаптации.
Условно процесс адаптации в ООО «Илеада», как и в некоторых других организациях, можно разделить на четыре этапа.
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения, т. д.
Этап 2. Введение в должность - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и начальник кадров.
Процесс введения в должность непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с организацией, с отделом или цехом, где предстоит работать новичку и подписывают трудовой и коллективный договор.
Мы определили процесс введения в должность как процесс, причем процесс важный не только для начинающих работников, но и для давно работающих сотрудников, которые переводятся на другое место работы и вынуждены вследствие этого переучиваться. Иногда же имеется тенденции обращать большее внимание на содержание мероприятий, связанных с введением в должность, а не на сам процесс. То есть. если не продумать эффективные средства подачи информации, то она окажется бесполезной для новичка. С другой стороны важно помнить, что руководитель не может ограничиться одной только выдачей задания, он обязан убедиться, что задании понятно сотруднику и правильно выполняется.
Этап 3. Действенная адаптация.
Этот этап состоит в собственно приспособлении
новичка к своему статусу и
значительной степени обусловливается
его включением в межличностные
отношения с коллегами. В рамках
данного этапа необходимо дать новичку
возможность активно
Этап 4. Функционирование. Этим
этапом завершается процесс адаптации,
он характеризуется постепенным
преодолением производственных и межличностных
проблем и переходом к
Проблемой на этапе адаптации в ООО «Илеада» является стремление давно работающих в коллективе сотрудников придать новичку более низкий статус, чем ему отведен по должности. Новый сотрудник может столкнуться с тем, что многое из положенного ему уже освоено другими работниками за время, пока занимаемое им место было вакантным (это относится не только к имуществу, но и к поведенческим элементам: проявление власти, субординация, зона исключительной компетенции и прочее). Захваченное отдают далеко не всегда, поэтому новичку часто приходится начинать вхождение в коллектив с жестких требований вернуть то, что ему положено по должности и содержанию предстоящей работы. Статус нового менеджера оказывается заниженным и в том случае, когда начальник принимает руководство его подчиненными на себя. Это может быть следствием временного отсутствия штатного менеджера, когда начальник отдавал приказы подчиненным в обход их непосредственного руководителя. . В этом случае руководитель напоминает персоналу о должностных обязанностях и начинает жестко отслеживать, как подчиненные выполняют свои функции.
Еще одной проблемой является отсутствие наставника. Наставник на личном примере показывает сотруднику, как нужно выполнять работу, сотрудник наблюдает и имеет возможность напрямую общаться с наставником, получать всю необходимую ему информацию, восполнять пробелы в понимании профессиональной деятельности. Из-за его отсутствия сотрудник недополучает важную информацию.
Также желательно присутствие психолога, т.к. он может помочь адаптироваться в психологическом плане.
Еще одним важным минусом является отсутствие слайдов, презентаций, Тренинги призваны развивать определенные управленческие навыки - управление исполнением, планирование делегирование, мотивирование, тайм-менеджмент, эффективные продажи, переговоры, презентацию. Благодаря тренингам, презентациям можно повысить личную эффективность сотрудников - развить ориентацию на результат, способность управления конфликтами, коммуникативные навыки, лидерство. Эффективность усвоения новой информации на тренингах гораздо выше, чем на лекциях и семинарах гораздо выше, чем на лекциях и семинарах, так как здесь не только приобретаются знания теоретического характера, но в различных ролевых играх и учебных ситуациях вырабатываются практические умения и навыки. Возможно из-за этих недостатков в ООО «Илеада» не столь эффективная программа адаптации.
К сожалению, результаты исследования (мировой опыт и опыт ООО «Илеада» в частности) позволяют сделать вывод о недостаточности мер по полновесной адаптации новых сотрудников в большей части организаций. До сих пор не существует четкого представления о том, какое именно подразделение организации (или менеджер) должно быть задействовано в процессе адаптации.
Принято считать, что успех процесса адаптации персонала зависит от:
-наличия хорошо продуманной
и организованной системы
-качественного уровня
проведения профессиональной
-объективности оценки новых сотрудников (как при отборе, так и процессе адаптации работников);
-престижа и привлекательности работы в данной должности, отделе, компании;
-гибкости системы обучения персонала, действующей внутри организации;
-особенностей социально-
В программе для ООО «Илеада» основными участниками программы являются: непосредственный руководитель, наставник, специалист службы персонала, желательно психолог. Вся процедура адаптации делится на четыре этапа, каждый из которых предполагает выполнение определенных заданий, которые, в свою очередь, закреплены за тем или иным участником процедуры. Необходимо создать программу, построенную, в зависимости от категории сотрудников, на которую программа ориентирована, т.к. ООО «Илеада» работают сотрудники разных категорий.
-для выпускников вузов.
Это наиболее значимая и
-для сотрудников, которые
приходят, имея опыт работы в
других компаниях. Они
-для иностранных сотрудников.
Основная цель третьего вида
программы адаптации - адаптация
в нашей стране, республике, поскольку
основную ориентацию они
1 этап. Подготовительный.
За несколько дней до выхода нового работника специалист службы персонала ООО «Илеада» обязан:
- позвонить сотруднику накануне его официального выхода на работу и убедиться, что все в порядке;
Информация о работе Анализ процесса трудовой адаптации на примере ООО «Илеада»