Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:37, курсовая работа
Целью данной работы является разработка подходов к формированию системы стратегического управления и обоснование ее эффективности для развития ОАО «Роснефть».
В качестве основных задач можно обозначить следующие:
1) Изучение теоретических основ стратегического планирования,
2) SWOT- анализ предприятия,
3) Анализ портфеля предприятия
Введение 3
1.Теоретические аспекты стратегического планирования 5
2.Анализ производственно-экономической деятельности ОАО «Роснефть» 13
2.1 Стратегические ресурсы ОАО «Роснефть» 13
2.2 SWOT-анализ предприятия 18
2.3 Портфельный анализ. Матрица БКГ 23
3. Стратегический подход к управлению в ОАО «НК Роснефть» 27
Заключение 31
Список литературы 33
Под портфельным анализом понимается инструмент, с помощью которого руководство предприятия оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления и сокращения или прекращение инвестиций в неэффективные проекты.
Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.
Одной из таких матриц является матрица Бостонской Консультативной Группы (БКГ). Матрица БКГ базируется на применении показателей: сравнительная доля рынка и темпы роста рынка. Основу матрицы представляют следующие гипотезы:
1. Существенная доля рынка
означает наличие конкурентных
преимуществ предприятий,
2. Присутствие хозяйствующих
субъектов на растущих рынках
означает повышенную
При выполнении указанных
гипотез выделяются четыре типа рынков
с разными стратегическими
Таблица 1- Матрица БКГ
Темп роста рынка |
Относительная доля рынка |
|||
Большая |
Малая |
|||
Высокий |
«Звезды» |
«Проблемы» |
||
Низкий |
«Дойные коровы» |
«Собаки» |
||
Выбор эффективных стратегий при использовании матрицы БКГ зависит от того, насколько реализуются указанные выше гипотезы.
«Дойные коровы» (медленный рост/высокая доля): товары, способные дать больше денег, чем требуется для поддержания их доли рынка. Главная роль «коров»: они является источником финансовых средств для развития диверсификации или исследований, для поддержки остальных категорий товаров. Приоритетная стратегическая цель - «сбор урожая».
«Собаки» (медленный рост/малая доля): самая неприятная позиция на рынке. Обычно находятся в невыгодном положении по издержкам и поэтому имеют мало надежды на увеличение доли рынка, тем более что рыночная борьба в основном завершена. Иногда такие товары сохраняются из жалости и упрямства, в бесплодной надежде на чудесное обратное превращение в «почку», иногда для заполнения ниши. Приоритетная стратегия - это деинвестирование и в любом случае скромное существование.
«Проблемы» (быстрый рост/малая
доля): товары этой группы требуют значительных
средств на поддержание роста. Это
самая «хлопотная» часть
«Звезды» (быстрый рост/высокая
доля): товары-лидеры на быстро растущем
рынке. Также требуют значительных
средств для поддержания роста.
Однако благодаря своей
2. Анализ производственно-экономической деятельности ОАО «Роснефть»
2.1Стратегические ресурсы ОАО «Роснефть»
Оценка стратегических ресурсов компании проводится с использованием балльной системы, в которой:
5 - наивысшая позиция,
очень высокая вероятность
4 - высокие возможности;
3 - средние возможности
или затруднение реализации
2 - слабые или низкие возможности;
1 - самая слабая позиция,
характеризующая отсутствие
Таблица 2- Оценка стратегических ресурсов компании
Возможности, составляющие стратегический потенциал предприятия |
Ресурсы | ||||||
Финансовые |
Кадровые |
Инфор-мацион-ные |
Технические |
Техно-логи-ческие |
Управ-лен-ческие |
Орга-низа-цион-ные | |
Возможности проведения макроэкономического анализа в стране и за рубежом |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 | ||
Умение выявлять нужды, запросы потенциальных потребителей |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 | ||
Способности реагирования на конъюнктуру рынка и принятия управленческих решений |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Учет интересов |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 | |
Гибкость производства |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
Обновление продукции |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
Гибкость управления |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 | ||
Конкурентоспособность фирмы |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Доля рынка |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 | |
Инвестиционные возможности |
5 |
4 |
4 |
4 |
По результатам составления
карты стратегических ресурсов можно
сделать вывод о том, что в
целом компания обеспечена достаточными
ресурсами для осуществления
оперативной деятельности, для достижения
поставленных целей, а также для
эффективного функционирования в условиях
изменений. Наиболее сильные позиции
занимают финансовые, технические и
технологические ресурсы. Именно эти
ресурсы присутствуют в компании
в том количестве и качестве, которое
необходимо для осуществления
Матрица Ансоффа
Рынки |
||||
Старый рынок (рынок бензина, мазута, автомобильных масел) |
Новый рынок (рынок бункерного топлива, рынок авиатоплива) |
|||
Товары |
Старый товар (масла, бензин, мазут, дизельное топливо) |
Модернизация и повышение эффективности НПЗ, расширение фасовочных линий (для масел), реализация программы расширения и модернизации терминалов, развитие розничной сети «олимпийского» формата (на трассах, ведущих к Сочи, и в самом городе). |
Географическое расширение рынка, увеличение предложения выпускаемой продукции на новых рынках. |
|
Новый товар (бункерное топливо, авиатопливо, топливо «ФОРА») |
Совершенствование товара с целью увеличения продаж, улучшение эксплуатационных свойств топлива. |
Расширение ассортимента, укрепление позиций на новых рынках, увеличение объемов реализации. |
||
Матрица Д. Абеля
Абель предложил определять область бизнеса в трех измерениях: обслуживаемые группы покупателей; потребности покупателей; технология, используемая при разработке и производстве продукта.
В общем виде матрица Абеля выглядит следующим образом:
Для удобства изобразим матрицу Абеля для ОАО «Роснефть» в виде
таблицы:
Таблица 4 – Матрица Абеля
Характеристика потребностей |
Сегменты рынка (потребители) |
Технологии |
|
Качественное автомобильное топливо и масла |
Автовладельцы мира, автозаправочные станции |
В 2009 г. разработана программа развития производства масел на предприятиях Компании, установка гидроочистки компонентов базовых масел, оптимизация смешения масел, расширение фасовочных линий; установки для производства высококачественных компонентов бензинов и дизельного топлива, установка гидроочистки керосина и дизельного топлива |
|
Снабжение бункерным топливом |
Морские и воздушные суда |
Поточное смешивание (блендирование) - это полностью контролируемый процесс смешивания двух компонентов с целью получения высококачественного судового топлива |
|
Качественный мазут |
Промышленные предприятия, предприятия теплоснабжения, флот, жилищно-коммунальное хозяйство |
Нефтеперегонные установки,
депрессорная присадка ВЭС-408 А для
понижения температуры |
|
Авиационное топливное обеспечение |
Авиакомпании и аэропорты страны |
Установки для производства высококачественных компонентов авиационного топлива |
|
Поскольку авиатопливо и бункерное топливо компания производит сравнительно недавно, то имеет смысл больше усилий направить именно на эту продукцию, так как остальные виды продукций и технологии их производства уже хорошо отлажены.
Проанализируем основные
технико-экономические
Таблица 5 – Анализ экономических показателей ОАО «Роснефть»
Показатели |
2009 г |
|
2010 |
г. |
Изменение,% |
||||
Выручка, млн долл. |
46 826 |
63047 |
|
+34,6% | |||||
EBITDA 1млн долл. |
13 565 |
19203 |
+41,6% | ||||||
EBITDA на баррель добычи |
17,00 |
22,66 |
+33,3% | ||||||
Чистая прибыль, млн долл. |
6 514 |
10400 |
+59,7% | ||||||
Скорректированная чистая прибыль2,млн долл. |
6 472 |
10442 |
+61,3% | ||||||
Свободный денежный поток, млн долл. |
3 443 |
5 839 |
+69,6% | ||||||
Чистый долг, млн долл. |
18 489 |
13662 |
-26,1% | ||||||
Коэффициент ликвидности |
1,13 |
1,97 |
|||||||
Капитальные расходы, млн долл. |
7 252 |
8 931 |
+23,2% | ||||||
Капитальные расходы в секторе разведки и добычи на баррель добычи углеводородов, долл. |
7,35 |
7,48 |
+1,8% | ||||||
Удельные операционные затраты на добычу углеводородов, долл./барр. н. э. |
2,34 |
2,61 |
+11,5% | ||||||
Цена акции на конец года, долл. |
8,42 |
7,19 |
-14,6% | ||||||
Дивиденды на акцию, руб. |
2,30 |
2,76 |
+20,0% |
Основываясь на данных, представленных в таблице 5, можно сделать выводы: в 2010 году чистая прибыль выросла на 3886 млн. долларов, сократилась цена на акции на 14, 6% , выручка за 2010 год составила 63 047 млн. долларов.
Таблица 6 - Технико-экономические показатели ОАО «Роснефть»
Технико-экономические |
За 4 месяца 2009 года |
|
Переработка нефтяного сырья |
5075,04 |
|
Производство основных видов изделий: |
||
Компонент бензина |
1220,3 |
|
Дизельное топливо |
1835,8 |
|
В том числе дизельное топливо летнее |
1188,2 |
|
дизельное топливо зимнее |
647,1 |
|
Авиационный керосин |
242,6 |
|
Мазут |
986,5 |
999,4 |
Кокс нефтяной |
93,3 |
|
Нефтебитумы |
38,9 |
|
Среднесписочная численность работающих (чел.) |
1967 |
|
Среднемесячная заработная плата (руб.) |
23560 |
|
Основываясь на данных, представленных
в таблице 6, можно сделать выводы: За 4 месяца 2010 года по сравнению
с 2009 увеличилось производство дизельного
летнего топлива, мазута и нефтебитума.
Сократились объемы производства по переработке
нефтяного сырья, компонентов бензина,
дизельного зимнего топлива, авиационного
керосина, кокса нефтяного. Снижение производства
отдельных товаров связано со снижением
спроса на них.
Так же видно, что
снизилась численность сотрудников с
1967 до 1890 человек, при этом среднемесячная
заработная плата увеличилась с 23560 до
25301 руб.
Таблица 7 – Основные показатели предприятия
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Объем переработки нефти НК «Роснефть» |
6,29 |
|
|
Глубина переработки, % |
78,1 |
|
|
Суммарный выпуск нефтепродуктов |
8,58 |
|
|
Выпуск нефтепродуктов из нефти НК «Роснефть» |
5,70 |
|
|
В том числе: |
|||
Бензин |
1,07 |
|
|
Дизельное топливо |
1,90 |
|
|
Керосин |
0,34 |
|
|
Мазут |
1,32 |
|
|
Прочая продукция |
1,07 |
|
|
Информация о работе Анализ производственно-экономической деятельности ОАО «Роснефть»