Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 17:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ системы дополнительного вознаграждения в организации.
Задачами данной курсовой работы являются:
- исследовать теоретические аспекты дополнительного вознаграждения в организации;
- проанализировать систему дополнительного вознаграждения в организации.
Введение 3
1 Теоретические аспекты дополнительного вознаграждения в организации 4
1.1. Сущность понятия «вознаграждение» 4
1.2 Понятие основного вознаграждения 8
1.3 Понятие дополнительного вознаграждения 13
2 Анализ системы дополнительного вознаграждения в организации 19
2.1 Общая характеристика организации 19
2.2 Система дополнительного вознаграждения в ОАО «МТС» 20
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы дополнительного вознаграждения в ОАО «МТС» 26
Заключение 29
Список литературы 31
Вознаграждение персонала предстает одной из самых актуальных проблем социально-экономических отношений любой организации, от решения которой зависит не только трудовая активность людей, но и стратегическая устойчивость и развитие организации (а значит, в определенной мере и всего общества) [22]. В современных условиях развития России, в связи с необходимостью установления и закрепления отношений реального социального партнерства, решение проблем дополнительного вознаграждения персонала приобретает особую актуальность.
Целью данной курсовой работы является анализ системы дополнительного вознаграждения в организации.
Задачами данной курсовой работы являются:
Объектом данной курсовой
работы является ОАО «МТС», предметом
– система дополнительного
Теоретическую базу данного исследования составляют работы таких авторов, как Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремина, В.А. Спивак, Е.А. Добролюбов. Также при написании работы была использована учебная литература, словари и некоторые интернет-ресурсы. При проведении исследования использовались отчетные материалы ОАО «МТС».
В работе применялись методы выборочных статистических исследований, изучения и анализа научной литературы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию системы дополнительного вознаграждения в ОАО «МТС».
Большинство научных представлений, определяя понятие «вознаграждение персонала» как тождественное понятиям «оплата труда», «плата за труд», «компенсация», не совсем отвечают концепции управления человеческими ресурсами. Вознаграждение персонала должно включать в себя не только оплату рабочей силы и человеческого капитала, но и признавать трудовой потенциал и потенциал человека. Исходя из этого, можно сказать, что вознаграждение персонала – это справедливое и достойное признание работников, их действительного и возможного социально-экономического вклада в организацию, общество и в самих себя [5].
Системный подход позволяет рассмотреть вознаграждение как неотъемлемый элемент социально-экономических (социально-трудовых) отношений и как основу управления производительным поведением персонала. Исследователями доказано, что системообразующим свойством в системе вознаграждения персонала организации, обеспечивающим ее целостность, является качество персонала, позволяющее увязать и согласовать интересы работников и организации, при несоответствии качества могут возникать риски, связанные с персоналом, ведущие к прямым и косвенным потерям в организации [3].
В общем виде вознаграждение персонала рассматривается как совокупность материальных и иных благ, получаемых и адекватно воспринимаемых работником вследствие его участия в процессе труда. Как элемент системы мотивации и стимулирования труда вознаграждение персонала включает все то, что индивид получает в результате отношений с работодателем и представляет для работника ценность. При этом выделяется ряд существенных признаков вознаграждения персонала [10, С. 215-216]:
Именно такой взгляд на вознаграждение персонала позволяет рассматривать его как предмет управления, а значит, и проектировать систему вознаграждения персонала в контексте стратегического управления организацией как часть политики управления персоналом и как составляющую финансовой политики, поскольку финансовое и частично нефинансовое вознаграждение требуют администрирования, а значит, дополнительных расходов.
На систему вознаграждений влияют определенные факторы, к которым относятся стимулы трудового поведения, контроль над затратами рабочих ресурсов, эффективные и простые решения, соблюдение норм законодательства. Все перечисленные критерии иногда могут не совпадать друг с другом, поэтому, необходимо найти и подготовить самое рациональное соотношение этих факторов для организации правильного и качественного управления предприятия [14, С. 59].
Если проанализировать все вознаграждение по принципу возникновения источника, то можно выделить два основных вида: внутреннее и внешнее вознаграждение.
Внешним вознаграждением называется способ, при помощи которого предприятие может оказывать определенное воздействие на индивида и его поведение на рабочем месте [2, С. 367].
Эти способы разделяются:
Внутренним вознаграждением называется состояние психологического удовлетворения от выполненного задания и осознание значительности своего трудового вклада. К таким вознаграждениям могут относиться: вовлечение работников в принятие важных решений, расширение полномочий, увеличение ответственности, возможность продвижения по служебной лестнице и т.д. [19].
В ходе раскрытия понятия вознаграждения нельзя не остановиться на таком важном компоненте этой системы как мотивация.
Мотивация (от греч. motif от лат. moveo - двигаю) - это внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения [16, С. 277].
С позиции системного подхода мотивация складывается из трех взаимодействующих и взаимозависимых элементов [4]:
1. Потребности возникают всякий раз, когда нарушается физиологическое или психическое равновесие. Например, биография человека с сильной потребностью достичь успеха может отражать непрерывную цепь достижений.
2. Побуждения или мотивы возникают, чтобы хоть частично удовлетворить потребности. Физиологический мотив можно определить просто как ощущение недостатка в чем-либо. Физиологические и психологические побуждения ориентированы на действе и обеспечивают энергию движения к достижению вознаграждения.
3. В конце цикла мотивации находится вознаграждение, определяемое как нечто, что приглушит потребность и снизит побуждение. Таким образом, достижение вознаграждения приведет к восстановлению физиологического и психологического баланса и уменьшит или совсем устранит побуждение.
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.
Главный фактор материально-денежного стимулирования – заработная плата работника.
Заработная плата – это
Постоянная часть заработка (тариф) отражает отработанное время и уровень квалификации работника, и она одинакова у рабочих данного квалификационного разряда, отработавших одинаковое количество рабочего времени. Переменная часть зависит от результатов выполнения производственного задания (не только в количественном, но и в качественном отношении) и поэтому она может быть различной у разных рабочих или даже у одного в разные периоды [1, С. 43].
Для работников предприятия оплата труда является их личным доходом, который должен соответствовать личному вкладу в результаты деятельности предприятия. Различают номинальную и реальную заработную плату.
Номинальная заработная плата – это сумма денег, которую получает работник за свой труд за определенный период времени.
Реальная заработная плата показывает, какое количество предметов потребления и услуг можно купить за номинальную заработную плату при данном уровне цен и тарифов [15, С. 76].
Источником средств, предназначенных для выплат заработной платы, служит фонд оплаты труда.
Сам факт вступления человека в трудовые отношения говорит о том, что он обязуется за оговоренное вознаграждение выполнять определенный круг обязанностей. Здесь еще нет места для стимулирования. Последнее обеспечивается способами выплаты вознаграждения, которые объединены в две модели – тарифную и бестарифную [13].
Тарифная модель (система) – это совокупность нормативов, обеспечивающих дифференцированную оплату труда работников в зависимости от сложности выполняемой работы, условий труда, интенсивности труда, ответственности и значимости выполняемой работы, природно-климатических условий выполнения работы [23].
Тарифная модель предусматривает две формы заработной платы – повременную и сдельную. Их выбор зависит от сферы деятельности работников, специфики технологического процесса, возможностей нормирования и учета, требований, предъявляемых к качеству продукции, и проч.
При повременной форме организации заработной платы – работнику устанавливается определенная ставка (тариф) в час, день или месяц. Расчет оплаты труда производится исходя из фактически отработанного времени. Начисление заработной платы производится по представленному в бухгалтерию утвержденному табелю рабочего времени [8, С. 302].
Повременная система оплаты труда делится на простую и повременно-премиальную.
При простой повременной оплате труда организация оплачивает работнику фактически отработанное время. Если работнику установлена часовая ставка, то его ежемесячная заработная плата начисляется за то количество часов, которое он фактически отработал в конкретном месяце. Если работнику установлена дневная ставка, то заработная плата начисляется за то количество дней, которое он фактически отработал в конкретном месяце.
Работнику может быть установлен месячный оклад. При условии, что все дни в месяце работником отработаны полностью, размер его заработной платы не зависит от количества рабочих часов или дней в конкретном месяце. Если работник отработал неполный месяц, то его заработная плата начисляется только за те дни, которые он фактически отработал.
Информация о работе Анализ системы дополнительного вознаграждения в организации