Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 16:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение целей управления коммерческой организацией.
Основными задачами являются:
1. выявление теоретических основ разработки и реализации целей в системе управления предприятием;
2. анализ сложившейся системы целей в исследуемом предприятии;
3. разработка путей совершенствования системы управления коммерческой организацией на основе целевого управления.
Введение....................................................................................................................................3
1. Теоретические основы разработки и реализации целей в системе управления пред-приятием....................................................................................................................................4
1.1 Сущность целеполагания и основные цели коммерческих организаций.....................4
1.2 Целевое управление организацией в рыночной экономике.........................................10
2. Анализ системы управления и стратегических целей развития предприятия..............16
2.1 Краткая характеристика ООО «Торговый дом Миллени-ум».......................................16
2.2 Анализ сложившейся системы целей в ООО «Торговый дом Миллени-ум»...............19
2.3 Совершенствование управления предприятием на основе целевого подхода............24
Заключение..............................................................................................................................30
Список использованной литературы.....................................................................................
Классификация во временной области. Деятельность по управлению в коммерческой организации должна быть четко ориентирована во времени, т.е. необходимо выделить первоочередные цели, постоянно отслеживать, как реализуются среднесрочные и долгосрочные цели.
Важность определения целей связана с тем, что они являются фундаментом для процесса менеджмента в целом; лежат в основе принятия любого управленческого решения; являются исходной точкой планирования; лежат в основе построения организационных отношений; определяют систему мотивации, используемую в организации; цели позволяют контролировать и оценивать результаты труда отдельных работников, подразделений и организации в целом; определяют способы повышения эффективности организации [8, c.65].
Обязательная процедура целевого управления составляет построение дерева целей и задач.
Задачи управления, сформулированные в результате структуризации целей управления, подразделяются на три типа:
- работа с людьми;
- работа с предметами;
- работа с информацией.
Организационные системы представляют собой системы, обеспечивающие функционирование коллектива людей для достижения определенных целей. В самом определении организационной системы заложен целенаправленный характер её функционирования.
Развитие методологии анализа целей направлено на исследование ряда взаимосвязанных проблем. Так, ведется изучение закономерностей целеобразования в организационных системах, его свойств, характеристик и т.д. Разрабатываются методы и процедуры описания и анализа целей. Ряд методов направлен на выявление и обработку субъективной экспертной информации о целях организационных систем. В последние годы методы формирования и анализа целей были расширены за счет привлечения возможностей и средств машинной имитации.
В процессе анализа целей организационных систем был предложен целый ряд принципов и условий их классификации. Так, можно разделять их на общие и частные, внутренние и внешние, количественные и качественные и т.д.
Цели различаются по уровням иерархии. Цели низлежащего уровня выступают в качестве средств достижения целей следующего, более высокого уровня. Следовательно, при формировании комплекса целей организационной системы может осуществляться их декомпозиция.
В организационных системах существуют состязательность и взаимодополняемость целей [9, c.44].
Важен временной аспект целей, при этом используется «траекторная» и «точечная» их формулировка. При описании стратегических долгосрочных целей высшего уровня используется «траекторная» формулировка, поскольку эти цели задают лишь спектр возможных траекторий, продвижение по которым понимается как реализация данной цели. Они задаются в качественном виде, определяющем общее направление развития. Их конкретизация по времени и количественным характеристикам может осуществляться с помощью «точечной» формулировки на основе использования целевых нормативов.
Формирование целей организационной системы должно основываться на использовании всей накопленной объективной и субъективной информации. Объективная информация об организации существует в виде директивных документов, определяющих её цели и критерии (в содержательном или даже количественном виде, в виде целевых нормативов, планов, управляющих параметров, норм и т.д.) и задающих способы, которые обеспечивают реализацию этих целей. Субъективная информация определяется индивидуальным и коллективным знанием, опытом и интуицией руководства организации, приобретенным в результате наблюдения и участия в процессе функционирования системы. Она проявляется в виде различных систем предпочтения отдельных людей, служб и организаций. Эти предпочтения часто систематизированы не полностью, разрозненно. Установит их априори часто не представляется возможным. Кроме того, предпочтения неизбежно изменяются во времени и в процессе получения информации и демонстрирует определенную устойчивость лишь в среднем.
Формирование целей организации – своеобразный итерационный адаптивный механизм. В результате повторения процесса их формирования, наблюдения за результатами функционирования системы снимается целый ряд неопределенностей устанавливается более ясное, согласованное понимание.
Необходимость адаптивной подстройки процесса формирования целей и критериев системы управления обусловлено ещё и тем, что в процессе функционирования организации могут меняться внешние условия, в существенной мере оказывающие влияние на их формирование.
Современная методология выделения, описания и анализа целей основывается на использовании методов декомпозиции (расчленения), включающих элементы эвристики, использующих дедуктивные и индуктивные способы человеческого мышления и реализуемых с участие экспертов [10, c.87].
Методика системного анализа, процесс формирования целей укрупнено представляется тремя этапами:
Задача сценария состоит в анализе всевозможных ситуаций, выборе наиболее вероятного состояния и путей его достижения.
Использование метода дерево целей производится в соединении с экспертными процедурами. Место ряда экспертных вероятностей и оценок могут занять разнообразные математические модели и оценки, полученные на основе формализованных методов анализа.
Методы анализа и моделирования целей опираются на процедуры декомпозиции, синтеза и оценки. Сначала общие цели сводятся к частным, упорядочиваются в виде дерева целей. Расщепление проводится до целей, поддающихся количественной или качественной оценке. В результате формируется система частных оценочных критериев. В свою очередь, частные критерии сворачиваются в агрегаты для получения оценок более общих целей и упорядочиваются в виде дерева показателей. В итоге дерево вербально заданных целей проецируется в некоторое дерево оценочных показателей.
Построение дерева идет «сверху вниз», от общих целей к частным, путем их дезагрегирования, декомпозиции и редукции (рис.1). Так, достижение главной цели обеспечивается за счет реализации целей первого уровня.
В свою очередь, каждая из этих целей может быть декомпозирована на цели следующего, более низкого уровня. В основе декомпозиции могут лежать различные основания, например, по областям деятельности, а внутри областей – по подобластям, по элементам организованной структуры, по региональной структуре системы и т.д.
Один из основных принципов построения дерева целей – полнота редукции: каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы их совокупность полностью определяла понятие исходной цели. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты или меняет сомопончтие исходной цели.
Представление главной цели в виде дерева целей может оказаться неполным, так как могут быть потеряны присущие её свойства. Проблема полноты в этом случае решается за счет квалификации эксперта, формирующего полное описание, и использования более сложных структур, например, путем превращения дерева целей в граф более общего вида [12, c.134].
Оценка важности целей может быть выражена в их ранжировании. В этом случае каждой цели приписывается порядковый номер, показывающий её относительную важность для достижения соответствующей цели более высокого уровня. Другим способом является нормирование по значимости.
Рис. 1. Иллюстративны пример дерева целей
Многие цели по своей природе не поддаются формализации, и, следовательно, их не удается точно измерить. Другие же цели измеримы, но их величины несопоставимы одна с другой. Поэтому, чтобы осуществить общее ранжирование всего дерева целей, используются условные показатели и оценки.
Ранжирование и нормирование целей часто осуществляется на основе метода экспертных оценок. При этом на основе индивидуальных оценок выводят общую усредненную оценку.
2. Анализ системы управления и стратегических целей развития предприятия
Режим работы ООО «Торговый дом Миллениум»: с понедельника до субботы - с 9:00 до 21:00 (в зимнее время) и с 9:00 до 22:00 (в летнее время), воскресенье - с 10:00 до 20:00. Обслуживание покупателей осуществляется по следующим формам:
- самообслуживание - это форма продажи, при которой покупатель самостоятельно производит осмотр, доставку отобранных товаров к узлу расчёта;
- продажа товаров по
форме индивидуального
ООО «Торговый дом Миллениум» находится в Заволжском районе г. Ярославля по адресу пр. Машиностроителей 48а.
Основными конкурентами являются торговый дом «Визит» и торговый дом «Заволжский».
Таблица 1
Сравнительный анализ конкурентов
№п/п |
Показатели |
торговый дом «Заволжский». |
торговый дом «Визит» |
ООО «Торговый дом Миллениум» |
1 |
Ассортиментный перечень услуг, балл |
17 |
20 |
18 |
2 |
Стоимость услуг, балл |
15 |
15 |
15 |
3 |
Наличие постоянных клиентов, балл |
20 |
20 |
20 |
4 |
Профессионализм сотрудников, балл |
10 |
15 |
15 |
5 |
Надежность и компетентность, балл |
12 |
18 |
16 |
6 |
Известность на рынке, балл |
10 |
18 |
15 |
Всего |
84 |
106 |
99 |
К сильным сторонам можно отнести большой опыт работы, наличие квалифицированных кадров и отлаженные связи с клиентами.
В отчётном периоде на развитие материально-технической базы розничной торговли было затрачено 281,6 млн. рублей, которые были использованы для реконструкции 16 отделов и секций предприятия с целью увеличения экспозиционных площадей, улучшения показа товара, для обеспечения большей доступности при выборе товара покупателями и повышения удобства работы с ним. Благодаря этому, экспозиционные площади универмага увеличились на 187, 35 м. кв.
Информация о работе Анализ системы управления и стратегических целей развития предприятия