Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в необходимости поиска путей выхода экономики Алтайского края из состояния депрессии. Для большинства регионов депрессия - это проблема, которая предполагает поиск собственного пути выхода региона из социально-экономического застоя, при регулирующей функции государства.
В официальных правительственных документах и в научной литературе не выработано единого критерия для определения депрессивного региона. Нет ни четкого определения данного понятия, ни четкой классификации проблемных регионов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…………....3
Гл. 1. Основные понятия теории депрессивного региона
1.1. Депрессивный регион, как объект государственного регулирования….............7
1. 2. Факторы, влияющие на снижение экономического состояния региона……....12
1. 3. Государственное регулирование – стратегический фактор экономического развития……………………………………………………………………………...….15
Гл. 2. Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного ркгиона
2. 1. Экономическое состояние Алтайского края в современный период(2004-2009 гг.)………………………………………………………………………………………..23
2. 2. Динамика социально –экономических показателей Алтайского края за 2004- 2008 года………………………………………………………………………………..30
2. 3. Сравнительная характеристика развития Алтайского края с другими регионами СФО в современный период (2009 г.)……………………………….….36
Гл. 3. Организационные формы и механизмы управления экономическим развитием депрессивного региона
3. 1. Прорывные технологии социально – экономического развития региона…………………………………………………………………………………46
3. 2. Организационные формы « оздоровления» экономики Алтайского края нашего времени………………………………………………………………………………...52
3. 3. Финансово – инвестиционная база развития экономики Алтайского края….58
Заключение……………………………………………………………………………62
Список использованной литературы……………………………………………..….64

Файлы: 1 файл

курсовиха.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

- давать стимулы (в том  числе и ресурсные) развитию тех  территорий, которые по объективным  причинам не могут функционировать  в режиме саморазвития;

- создавать условия для возникновения и функционирования государственно - значимых потенциальных «точек роста» (свободных экономических зон. технопарков и т.п.):

- обеспечивать выполнение  отдельными территориями общегосударственных  функций (содержание на территории  объектов и отраслей федерального значения, финансирование закрытых административно- территориальных образований, содержание курортов и т.п.);

- формировать и поддерживать  специфические организационно-правовые  режимы на территориях особого  экономического и геополитического значения;

- оперативно реагировать  на образование зон бедствий  стихийного, техногенного и иного  характера;

При этом возникает сложная задача объективного отбора только тех наиболее нуждающихся в этой поддержке территорий, на которые можно оправдано потратить государственные ресурсы.

Проблемы государственного регулирования территориального развития дополнительно осложняется наложением друг на друга нечетких норм конституционного, административного и гражданского права, что является дополнительным аргументом к необходимости разработки и принятия федерального закона «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации».

Особенности хозяйственной системы Алтайского края, его экономический потенциал и требования, вытекающие из условий преобразования всех общественно - экономических отношений и системы управления, принадлежности к Сибирскому региону позволяют предложить и сформулировать основные принципы, которые, на мой взгляд, должны быть положены в основу формирования социально - экономической и экологической политики республики[9,c. 54].

Принцип взаимозависимости социально — экономических и экологических целей развития региона. Резкое отставание уровня жизни населения республики от средне российского на фоне общего падения среднероссийского уровня может быть преодолено только на основе роста экономики края и повышения его эффективности. Ощутимый прогресс в социальном развитии может быть достигнут только при условии преодоления кризиса в экономике самого края и нахождения своего места в общей хозяйственной системе России. Этому может активно помочь существующий, но не реализованный курортно-рекреационный потенциал края. Принцип целостности хозяйственного комплекса региона[10,c. 53].

 Развитие экономики края должно осуществляться с учетом необходимости формирования целостного хозяйственного комплекса, элементы которого создают возможности и стимулы развития внутри республиканских хозяйственных связей, обеспечивают рациональное использование ресурсного потенциала и множественный мультипликативный эффект за счет экономии на транспортных расходах, создания новых рабочих мест, повышения доходов населения, активизации деятельности потребительского рынка, роста бюджетных доходов и т.д.

Реализация этого принципа требует при принятии решений, связанных с развитием экономики края, дать оценку результатов этих решений по следующим направлениям:

• как это повлияет на развитие внутри хозяйственных связей края;

• послужат ли эти решения стимулом и предпосылкой для развития в крае других производств, отвечающих его интересам;

• как изменятся доходы населения;

• как это отразится на доходах бюджета и т.д.

Принцип повышения конкурентных позиций региона: в условиях рынка регионы становятся конкурентами в борьбе за приток капитала, за государственную поддержку и получение госзаказа, внешний и внутренний рынок. Одним из серьезных конкурентных источников развития края является активное промышленное использование крупной железнодорожной магистрали. Поэтому экономическая политика призвана укрепить ее конкурентные позиции, обеспечивая:

• усиление положения края в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции;

• укрепление внешнеэкономического потенциала;

• осуществление структурной перестройки и повышения эффективности экономики края;

• совершенствование производственной инфраструктуры;

• укрепление финансово - кредитной и бюджетной системы края.

Принцип повышения уровня управляемости регионом. Разработка и реализация социально - экономической политики республики требуют повышения уровня и качества системы управления. Основные направления совершенствования системы управления включают:

а) разработка научно обоснованной стратегии развития края с четким определением приоритетов экономического развития, социальных и экологических целей и этапов их достижения;

б) разработка финансовой политики, обеспечивающей реализацию принятой стратегии и включающую бюджетно-налоговые, кредитные, денежные аспекты.

Основные направления этой политики состоят в следующем:

• поддержка предпринимательской инновационной деятельности в крае с учетом приоритетов экономического развития;

• создание благоприятного инвестиционного климата и активное привлечение инвестиционных ресурсов.

Стратегия определяет стратегические цели и направления развития края. На практике это означает, что любое управленческое решение, касающееся развития края, должно проверяться на соответствие стратегическим целям и направлениям. Это должно быть решающим фактором при принятии решений по расходованию бюджетных средств, при выборе инвесторов, при формировании порядка реализации краевых целевых программ и т.п[12,c.87]..

Государственная поддержка и/или участие края в стратегических действиях, реализуемых в негосударственном секторе, основываются на принципах проектного управления. Проектный принцип государственной поддержки заключается в том, что использование бюджетных средств в этих целях необходимо рассматривать как инвестиционный проект, осуществляемый бюджетом с целью пополнения в дальнейшем его доходной части. Каждый проект должен окупаться или, по крайней мере, быть безубыточным (возвратность средств), что не исключает различия в условиях возврата средств, инвестированных Администрацией края  в проекты различного содержания и значимости[17].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гл. 2. Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного региона

2. 1. Экономическое  состояние Алтайского края в современный период(2009 г.)

Экономика Алтайского края – это сложившийся многоотраслевой комплекс. В структуре валового регионального продукта существенно преобладают доли обрабатывающих производств, сельского хозяйства, торговли. Данные виды деятельности формируют 58% общего объема ВРП.

Современная структура промышленного комплекса характеризуется высокой долей обрабатывающих производств (85% в объеме отгруженных товаров), ведущими из которых являются производство пищевых продуктов, производство машиностроительной продукции (вагонно-, котло-, дизелестроение, сельхозмашиностроение, электрооборудование), производство кокса, а также химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий.

Алтайский край входит в число крупнейших производителей продовольствия в России: он занимает 1-е место в стране по объемам производства муки, жирных сыров и крупы; 3-е место – по валовому производству молока, 4-е место – по поголовью крупного рогатого скота.

Трудовые ресурсы Алтайского края, подготовленные научными и научно-образовательными учреждениями различных профилей, характеризуются высоким профессиональным уровнем и способны удовлетворить потребность развивающейся экономики в научных исследованиях и высококвалифицированных кадрах для реализации инновационных проектов и размещения технологически новых производств.

Алтайский край находится на пересечении трансконтинентальных транзитных грузовых и пассажирских потоков, в непосредственной близости к крупным сырьевым и перерабатывающим регионам. Через Алтайский край проходят автомагистрали, соединяющие Россию с Монголией, Казахстаном, железная дорога, связывающая Среднюю Азию с Транссибирской магистралью, международные авиалинии. Выгодное географическое положение региона и его высокая транспортная доступность открывают широкие возможности для установления прочных экономических и торговых связей межрегионального и международного уровней.

Рекреационный потенциал в сочетании с благоприятным климатом юга Западной Сибири, богатое историко-культурное наследие предоставляют возможность для развития на территории Алтайского края разнообразных видов туризма и спортивно-развлекательного отдыха. 

Инвестиционная политика Алтайского края направлена на формирование максимально выгодных условий для привлечения инвестиций: совершенствование форм государственной поддержки бизнеса, развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической), укрепление экономических позиций края внутри России и за рубежом, обеспечение правопорядка.

В совещании у главы администрации  алтайского края по проблемам и путям выхода из кризиса всего края приняли участие директора ведущих предприятий края, таких как акционерные общества "Алтайэнерго", "Алтай-кокс" "Алтайвагон", "Мельник", "Ключевской элеватор".

На данном совещании обсуждалось экономическое состояние субъекта СФО  Алтайского  края, в современный период.

Александр Карлин в своем вступительном слове охарактеризовал состояние экономики края по основным показателям социально-экономического развития, как депрессивное. Как сообщили, в пресс-службе администрации края, среди причин были названы целый ряд факторов объективного характера, а также причины субъективного свойства. В том числе - непоследовательные управленческие решения в хозяйственной и финансовой сферах.

По его словам, по основным показателям социально-экономического развития край в последнее время потерял ряд серьезных позиций. Например, по индексу физического объема промышленного производства по итогам 2004 года край переместился с 7 на 12 место в Сибирском федеральном округе, по физическому объему инвестиций в основной капитал - с 4 на 10 место, по объему иностранных инвестиций - с 7 на 9 место.

Что касается показателей работы края в этом году, то, по словам Александра Карлина, негативные тенденции не преодолены, а в некоторых своих проявлениях получили большее развитие. По индексу промышленного производства за семь месяцев 2005 года показатель характеризуется 90,8%, то есть реальное снижение. А по обрабатывающим отраслям производства снижение еще больше - около 13 %: индекс составил 87,3 по сравнению с соответствующим периодом 2004 года.

Если говорить об объективных факторах, то они, наверное, проявляются в равной степени и в других регионах. Но в Кемеровской области индекс промышленного производства - 102%, в Новосибирской области - 107,3, по Омской области - 112,3%.

«Инвестиции в основной капитал за семь месяцев этого года составили 8,8 млрд. рублей, в Красноярском крае за этот же период - 26 млрд. рублей. При нынешнем состоянии производства без привлечения сторонних инвестиций, говорить о каком-то серьезном потенциале роста не приходится», - считает губернатор.

По его словам, такой источник финансирования, как иностранные инвестиции, в крае, можно сказать, вообще не используется. "За семь месяцев этого года - 751 тысяча долларов. Это совершенно несерьезная цифра. Это только прямые инвестиции. Это означает, что ценные бумаги наших предприятий практически не востребованы у иностранных инвесторов. По строительному комплексу индекс физического объема идет с плюсом - 131 %. Но нужно отметить, что в Кемерово он составил 164%, в Омской области -141 %. Эта отрасль имеет большое влияние на состояние промышленности, социальной инфраструктуры. По сельскому хозяйству мы идем на уровне прошлого года. По физическим объемам - 100,3%", - подчеркнул Александр Карлин.

По его словам, негативная тенденция наблюдается на рынке труда. Общая численность безработных - 138 тысяч, из них официально зарегистрированных - около 68 тысяч. В крае на одну вакансию приходится 4,2 официально зарегистрированных безработных, а в сельской местности - 20-22.

Доходы консолидированного бюджета составили в 2005 году немногим более 14, 2 миллиарда рублей. На одного жителя приходится 5567 рублей. Это самый низкий показатель в СФО. В среднем по округу доходы консолидированного бюджета на одного жителя - 8,2 тысячи рублей. По Красноярскому краю - свыше 10 тысяч рублей. Отсюда и второй "рекорд" - самый низкий показатель по расходам бюджета на одного жителя. В крае это 5097 рублей.

Очень значимый показатель, который самым непосредственным образом влияет на настроение людей и обстановку в обществе - задолженность по зарплате. В крае ее имеют 718 организаций в объеме 442 миллиона рублей.

Не все гладко в экономике предприятий. За 7 месяцев финансовый сальдированный результат по промышленности с небольшим плюсом - 326 млн. рублей. Вместе с тем, удельный вес убыточных предприятий составляет 43% (практически каждое второе предприятие из крупных и средних в крае работает в убыток).

Несмотря на общую тревожную ситуацию, в крае есть примеры успешного хозяйствования, ведения и организации производства, внедрения новых технологий. Ряд предприятий показывает хорошую экономику: 45 % налоговых отчислений в бюджет края дают промышленные предприятия.

  • В итоге, Александр Карлин отметил, что все эти обстоятельства должны стать отправной точкой и поводом для серьезнейших управленческих решений на уровне обеих ветвей власти края.  Как отметил Александр Карлин, состоявшаяся собрание призвано способствовать тому, чтобы положительный опыт отдельных предприятий, успешные наработки, правильные и продуманные экономические решения максимальным образом были использованы в экономике края в целом.

Информация о работе Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного региона