Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в необходимости поиска путей выхода экономики Алтайского края из состояния депрессии. Для большинства регионов депрессия - это проблема, которая предполагает поиск собственного пути выхода региона из социально-экономического застоя, при регулирующей функции государства.
В официальных правительственных документах и в научной литературе не выработано единого критерия для определения депрессивного региона. Нет ни четкого определения данного понятия, ни четкой классификации проблемных регионов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…………....3
Гл. 1. Основные понятия теории депрессивного региона
1.1. Депрессивный регион, как объект государственного регулирования….............7
1. 2. Факторы, влияющие на снижение экономического состояния региона……....12
1. 3. Государственное регулирование – стратегический фактор экономического развития……………………………………………………………………………...….15
Гл. 2. Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного ркгиона
2. 1. Экономическое состояние Алтайского края в современный период(2004-2009 гг.)………………………………………………………………………………………..23
2. 2. Динамика социально –экономических показателей Алтайского края за 2004- 2008 года………………………………………………………………………………..30
2. 3. Сравнительная характеристика развития Алтайского края с другими регионами СФО в современный период (2009 г.)……………………………….….36
Гл. 3. Организационные формы и механизмы управления экономическим развитием депрессивного региона
3. 1. Прорывные технологии социально – экономического развития региона…………………………………………………………………………………46
3. 2. Организационные формы « оздоровления» экономики Алтайского края нашего времени………………………………………………………………………………...52
3. 3. Финансово – инвестиционная база развития экономики Алтайского края….58
Заключение……………………………………………………………………………62
Список использованной литературы……………………………………………..….64

Файлы: 1 файл

курсовиха.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 3. Сравнительная  характеристика развития Алтайского  края с другими регионами  СФО

Экономика Алтайского края, как и страны в целом, переживает сложный период, связанный с мировым финансово-экономическим кризисом. Сегодня ситуация в отдельных секторах экономики сохраняется напряженной. Влияние кризиса дифференцированно отразилось на социально-экономическом положении регионов. Но качественные изменения, произошедшие в годы экономического подъема в отдельных секторах экономики края (модернизация пищевой промышленности и сельского хозяйства, диверсификация экономики), в текущих условиях позволяют смягчать неблагоприятное воздействие кризиса. Оценить это позволяет сравнительный анализ социально-экономических показателей Алтайского края и средних показателей по России и Сибирскому федеральному округу.

В январе-марте 2009 года темпы производства промышленной продукции в крае опережают среднероссийские (на 4,1 процентного пункта), но не превышают средние по Сибирскому федеральному округу( далее СФО) [18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индекс промышленного производства в обрабатывающих производствах

Рис. 1.

По индексу промышленного производства край занимает в рейтинге российских регионов 30место, регионов СФО -7 место.

Индекс промышленного производства в обрабатывающих производствах сложился на уровне 87,7%, что соответствует 25 позиции в РФ и 6 - в СФО (Рис. 1).

В крае активизирована деятельность по продвижению продукции, произведенной на предприятиях Алтайского края, на рынки других регионов. На сегодняшний день результаты предпринятых мер очевидны. Высокими темпами прирастает в текущем году производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака – 125,9% к уровню января-марта 2008 года. В рейтинге регионов СФО по темпам роста данного производства край занимает лидирующую позицию. По итогам 1 квартала 2009 года край удерживает по объему производства скота и птицы на убой 1 место в СФО и 12 место в Российской Федерации (за счет увеличения производства мяса птицы, обеспеченного вводом в эксплуатацию ООО «Алтайский бройлер»); по валовому производству молока - 1 место в СФО и 4 место в России; по производству яйца - 2 место в СФО (1 место – Новосибирская область) и 14 место в Российской Федерации.

Алтайский край производит 23,1% сельскохозяйственной продукции в общем объеме сельхозпроизводства в СФО и занимает 1 место (Рис. 2). Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения в крае в 1,8 раза превышает средний уровень по СФО (3847 рублей против 2126 рублей.) [1,c. 34].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производство сельскохозяйственной продукции РФ

Рис .2.

Объём работ, выполненных по виду деятельности «строительство», в январе-марте 2009 года составил 2044,2 млн. рублей. За 1 квартал в крае введено 159,9 тыс. кв. м общей площади жилых домов (16 место в РФ, 2 место в СФО), что на 12,6% больше, чем в соответствующем периоде 2008 года.

По количеству введенных в действие зданий жилого и нежилого назначения, а также их общему строительному объему край занимает среди регионов округа 2 место после Кемеровской области с показателем 674 ед. и 1037,9 тыс. куб. метров соответственно.

Индекс потребительских цен за первый квартал 2009 года составил 106,0%. В крае наибольший прирост цен за I квартал т.г. зарегистрирован на платные услуги – 9,2% (в среднем по России рост цен - 8,5%, в регионах СФО: от 2,7% в Кемеровской области до 20,2% в Республике Алтай).

Цены на продовольственные товары за I квартал т.г. увеличились на 6% (в среднем по России - 5%, по регионам СФО: от 4,2% в Новосибирской до 5,6% в Омской областях). Максимальный прирост цен приходится на сахар – 32,2%, плодоовощную продукцию – 17,1%, чай и кофе – 14,1%, рыбопродукты – 9,8%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в марте того года сложилась на уровне 2048,3 рубля, что на 175,8 рубля ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу и на 155,8 рубля ниже, чем по Российской Федерации.

Стоимость непродовольственных товаров в I квартале т.г. увеличилась на 4,5% (в среднем по России на 3,8%, по регионам СФО от 3,1% в Кемеровской до 5,5% в Новосибирской областях).

В марте 2009 года на минимальном уровне по сравнению с регионами СФО в крае сложились цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, в части платы за жилье в домах государственного и муниципального жилищных фондов, содержания и ремонта жилья для граждан собственников жилья; стоимость дизельного топлива.

В рейтинге регионов СФО по итогам 1 квартала край занимает 3 место по следующим показателям - темп роста оборота розничной торговли (102,1%), объема платных услуг населению (102,9%).

По темпу роста заработной платы (113,5% к уровню аналогичного периода 2008 года) край занимает 5 место в СФО, 37 место в России. При этом средний размер заработной платы за январь-февраль 2009 года составил 9915 руб.- 12 место в СФО, 74 место в России.

В январе-феврале 2009 года в крае родилось 4729 детей, что соответствует в рейтинговой оценке регионов СФО 5 месту, Российской Федерации.

В январе-июне 2009 года индекс промышленного производства составил 89,3%. Снижение промышленного производства в крае на 4,1 п.п. меньше, чем в среднем по России. В рейтинге регионов Российской Федерации и СФО по индексу промышленного производства край занимает 31 и 6 место соответственно. По сравнению с январем текущего года положение региона улучшилось:  в СФО на две  позиции, в РФ – на одну.

В январе-июне того года в крае отмечается стабилизация ситуации в добывающем секторе (за счет  значительного увеличения добычи бурого угля на Мунайском угольном разрезе), тенденция замедления темпов спада в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. Как следствие -  по сравнению с январем текущего года край улучшил свои позиции среди регионов России: по индексу промышленного  производства в  добыче полезных ископаемых переместился с 49 на 17 место (среди регионов СФО с 12 на 3); в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – с 54 на 48 (в СФО - с 9 на 7).

Индекс промышленного производства в обрабатывающих производствах в январе-июне того года сложился на уровне 86,7% (на 8 п.п. выше, чем в среднем по России) – 29 место в  России и 7 в СФО.

В целом в регионах Российской Федерации сокращение потребительского спроса обусловило сокращение объемов выпуска в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака – 97,1% к уровню 1 полугодия 2008 года.  В среднем по регионам СФО индекс производства пищевых продуктов составил 104,6%, почти в половине регионов округа зарегистрирован спад производства продовольствия. В Алтайском крае активно осуществляемое в последние годы техническое перевооружение и расширение производственных мощностей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в значительной мере оказало влияние на высокую динамику в этом секторе производства, за 6 месяцев текущего года темп роста составил 114,6% . В рейтинге регионов СФО – это один из лучших результатов[1,c. 34].   

Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака», нарастающим итогом с начала 2009 года в % к соответствующему периоду 2008 года

В I полугодии 2009 года объем продукции всех категорий сельхозтоваропроизводителей края составил 22,2 млрд. рублей, темп роста к соответствующему периоду 2008 года в сопоставимой оценке - 107,9% (по Российской Федерации  - 100,9%). Алтайский край лидирует в СФО по объему выпуска сельскохозяйственной продукции как в абсолютном значении, так и по темпам прироста (См. рис.3.) [1,c. 34].

Выпуск продукции сельского хозяйства в регионах СФО в январе-июне 2009 года

По итогам 1 полугодия 2009 года край занимает по валовому производству молока 1 место в СФО и 4 место в России; по объему производства скота и птицы на убой,  производству яйца - 2  место в СФО и 14 место в Российской Федерации (рис.3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темп роста к соответствующему периоду 2008 года

Выпуск продукции сельского хозяйства в регионах СФО в январе-июне 2009 года

 (Рис.3.)

Несмотря на ее общее снижение объема строительных работ, показатели ввода жилья выросли - за январь-июнь 2009 года в крае введено 290,2 тыс. кв. м общей площади жилых домов (19 место в РФ и 3 место в СФО), что на 4,8% выше соответствующего периода 2008 года (35 и 4 место соответственно). В сельской местности введено 85,0 тыс. кв. м  жилья – это наилучший результат в СФО.

Индекс потребительских цен в июне 2009 года в крае на все товары и услуги составил 108,2% (по Российской Федерации – 107,4%, по СФО – 107,1%) (рис.4).

 

 

 

.                 Индекс потребительских цен в регионах СФО, июнь 2009г. в % к декабрю 2008г

 

Рис. 4

Индекс физического объема оборота розничной торговли в I полугодии т.г. составил 93,4% (по Российской Федерации – 97,0%, по СФО – 91,8%), в денежном выражении - 70,2 млрд. рублей. Объем платных услуг в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года составил 101% (по Российской Федерации и СФО – 96,6%), в денежном выражении – 22,5 млрд. рублей. В рейтинге регионов по итогам января-июня 2009 года по темпу роста платных услуг населению край занимает 24 место в России  и 2 место в СФО.

Средний размер заработной платы в крае за январь-май 2009 года увеличился на 11,6% (по Российской Федерации – на 10,8%, по СФО – на 9,6%) и  составил 10094 рубля. По темпу роста заработной платы край в СФО занимает 5 место, в России  - 32 место.

Социально-экономическая ситуация в Алтайском крае имеет положительную динамику, что влечет за собой изменение роли региона в развитии Сибирского федерального округа (далее – СФО) и России в целом[18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гл. 3. Организационные формы и механизмы управления экономическим развитием депрессивного региона

3. 1. Прорывные  технологии социально – экономического  развития региона

Прорывные технологии  для социально – экономического развития региона  применяются, как правило для выхода данной единицы территориального деления из сложного экономического положения или для глобального увеличения своего бюджета при стабильном состоянии экономики.

В качестве прорывных технологий социально – экономического развития применяют реализацию стратегических планов, направленных на приращение инвестиций в экономике.

Стратегические направления и приоритеты можно классифицировать, разделив на две группы.

  В первую войдут те направления и приоритеты, которые предполагают максимально эффективное использование природного и накопленного экономического потенциала края.

 Ко второй группе будут отнесены новые, ранее недостаточно используемые направления и приоритеты – то, что называется потенциалом для будущего развития.

Т. к. в крае есть уникальный природный, экологический и ресурсный потенциал, наличие большого числа природных объектов и памятников, привлекательных для туристов, то регион имеет перспективы стать лидером в развитии технологий оздоровления, медицины и отдыха в масштабе Сибири в целом. По  наличию лечебной базы и технологической платформы Алтайский край – лидер в Западной Сибири[17].

Основная предпосылка развития на территории Алтайского края международного туристско-рекреационного комплекса состоит не только в наличии отдельных возможностей туризма, отдыха, оздоровления и лечения, но и в их комплексности и взаимосвязи, создающих мультипликативные эффекты., а самое главное это всё станет привлечением большого количества инвестиций в бюджет Алтайского края, что послужит не только экономическому, но и социальному  развитию данного субъекта СФО.

Объемы зерна и продуктов его переработки, которые при выполнении определенных условий возможно экспортировать из края, по сути, будут ограничиваться только фактическими объемами  его производства, а также  наличием поставленной системы сбыта, то есть не внешними, а внутренними факторами.

Аналогичная ситуация прогнозируется на рынке мясных и молочных продуктов. Рост их потребления в мировых центрах, политика импортозамещения на внутренних рынках дает возможность существенного увеличения объемов сбыта этих продуктов. Основным условием реализации этого потенциала является обеспечение конкурентоспособности продукции по ценовым и качественным характеристикам, формирование эффективной  системы сбыта

Наблюдается рост конкуренции среди сельскохозяйственных товаропроизводителей как на внутренних, так и на внешних рынках. Ужесточение требований со стороны потребителей к ценовым и качественным параметрам продукции. 

Конкурентоспособность аграрного производства все более будет определяться наличием современной технологической платформы, включающей как техническое оснащение, так и использование высокопродуктивных сортов и пород, интенсивных методов и приемов хозяйствования. Не менее важной составляющей конкурентоспособности будут эффективные методы организации бизнеса, прежде всего системы продвижения продукции на рынки сбыта и синергетической составляющей  интеграционных производственных цепочек, обеспечивающих необходимый ассортимент и качество выпускаемой продукции.    

Стратегическими целями развития аграрного комплекса Алтайского края являются:        

Информация о работе Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного региона