Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в необходимости поиска путей выхода экономики Алтайского края из состояния депрессии. Для большинства регионов депрессия - это проблема, которая предполагает поиск собственного пути выхода региона из социально-экономического застоя, при регулирующей функции государства.
В официальных правительственных документах и в научной литературе не выработано единого критерия для определения депрессивного региона. Нет ни четкого определения данного понятия, ни четкой классификации проблемных регионов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…………....3
Гл. 1. Основные понятия теории депрессивного региона
1.1. Депрессивный регион, как объект государственного регулирования….............7
1. 2. Факторы, влияющие на снижение экономического состояния региона……....12
1. 3. Государственное регулирование – стратегический фактор экономического развития……………………………………………………………………………...….15
Гл. 2. Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного ркгиона
2. 1. Экономическое состояние Алтайского края в современный период(2004-2009 гг.)………………………………………………………………………………………..23
2. 2. Динамика социально –экономических показателей Алтайского края за 2004- 2008 года………………………………………………………………………………..30
2. 3. Сравнительная характеристика развития Алтайского края с другими регионами СФО в современный период (2009 г.)……………………………….….36
Гл. 3. Организационные формы и механизмы управления экономическим развитием депрессивного региона
3. 1. Прорывные технологии социально – экономического развития региона…………………………………………………………………………………46
3. 2. Организационные формы « оздоровления» экономики Алтайского края нашего времени………………………………………………………………………………...52
3. 3. Финансово – инвестиционная база развития экономики Алтайского края….58
Заключение……………………………………………………………………………62
Список использованной литературы……………………………………………..….64

Файлы: 1 файл

курсовиха.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

- рост конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе роста производительности труда, увеличения эффективности сельскохозяйственного производства  и  ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

- обустройство в соответствии с современными требованиями сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения как ключевого фактора ресурсного обеспечения стратегии развития;

- сохранение и воспроизводство используемых в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов.

Разрешение таких стратегических планов также влияет на подъём экономики в крае, вплоть до увеличения его инвестиций.

Для достижения краем устойчивой и долговременной конкурентоспособности, обеспечения перехода экономики края на инновационный путь развития необходимо создать и обеспечить эффективное функционирование механизмов и инструментов международного и межрегионального сотрудничества.

В целом реализация предлагаемого комплекса мер по развитию инновационной сферы и формированию инновационной экономики края внесет заметный вклад в структурную диверсификацию экономики региона на основе развития инновационной деятельности, а в масштабах России – в решение стратегической задачи перевода экономики страны на инновационный путь развития[20].

В настоящее время  развертывается новая стратегия участия Российской Федерации в международном сотрудничестве. Эта стратегия  направлена  на регионализацию  и формирование ответственной, безопасной и способствующей стабильному развитию многополярной системы международных политических и экономических отношений. Международную повестку дня России стала определять новая идеология – прагматика развития.

Существенное место в реализации нового курса занимает развертывание международного сотрудничества в центрально-азиатском направлении, при этом особое значение придается формированию системы безопасности и сотрудничества в Большой Средней Азии. Для Алтайского края открываются большие перспективы использования этой стратегии в решении  социально-экономических задач своего развития, так как в  результате реализации нового внешнеполитического и внешнеэкономического курса были упорядочены «правила» участия в международном сотрудничестве сформированных  хозяйственных комплексов и социально-экономических структур в целом и  приграничных субъектов Российской Федерации в частности[18].

Политический и экономический анализ международного сотрудничества  в регионе позволяет сделать вывод о том, что сегодня разворачивается энергичный процесс структурирования и наполнения конкретными действиями политических, экономических, военных и гуманитарных связей в Регионе в рамках многосторонних контактов  с Шанхайской организацией сотрудничества(ШОС).

Идея трансграничного международного регионального сотрудничества с участием Стран заложена в Шанхайской декларации. Администрация Алтайского края может стать инициатором идеи последовательного углубления сотрудничества в рамках ШОС на региональном уровне. Мировой опыт формирования интегрированных пространств свидетельствует о том, что только взаимное дополнение в рамках единой стратегии межгосударственного и регионального формата позволяет успешно решать вопросы экономической и социальной интеграции.  В организационном плане представляется целесообразным предложить реализовать следующие мероприятия:

- создать Совет регионов (административно-территориальных единиц) государств-участников ШОС, который будет сформирован  из представителей государств-участников;

- дополнить структуру действующего делового Совета ШОС секцией регионального сотрудничества;

- создать Фонд регионов ШОС и в качестве его исполнительного органа -Международный банк регионального развития ШОС, учрежденный государствами-участниками ШОС;

- принять решение о проведении на регулярной основе экономических форумов регионов ШОС и предложить провести первый форум в г. Барнауле (в дальнейшем закрепить за форумом название «Алтайский экономический форум»).    

Имеется значительный потенциал для развития приграничного сотрудничества, который может реализовываться при решении существенных инфраструктурных вопросов (увеличение пропускной способности   пограничных переходов, совершенствование дорог и д.), а также усиление экономической мотивации (расширение особых таможенных льгот для участников приграничной торговли, облегченный пограничный порядок перехода границы в пунктах пропуска и т.п.). Однако сама практика приграничного сотрудничества имеет муниципальный масштаб и  вписывается  лишь в систему муниципально - краевых отношений.

В Регионе имеются три типа экономик, которые задают «коридоры развития»:

- экономика сельского  хозяйства, которая при технологизации производства и переработки  может стать важным направлением экономической активности;

- сырьевая экономика, центры  управления которой вынесены  за пределы Региона, а располагающиеся  в нем производственные комплексы чаще всего являются «хвостами» технологических цепочек, развернутых за границами Региона;

- производство товаров  массового потребления на иностранной  технологической базе. Дешевая рабочая сила, близость рынков с невысокой покупательной способностью, на которые работают эти производства, позволяют добиваться неплохих экономических показателей[2,c. 45].

В управленческом плане задачей содействия экономическому развитию является такая настройка таможенных и пограничных инструментов управления инвестиционными, товарными и человеческими потоками, которая способствовала бы развертыванию механизмов развития Края. Преференциальный режим является инструментом бюджета Центра и Субъекта для дотации отраслевого или территориального развития. Соответственно решение о предоставлении преференций носит политический и экономический характер и принимается в рамках федерального и регионального понимания международных политических и экономических приоритетов, региональной политики Центра и стратегии развития Субъектов, отраслевых проектов[20].

В частности, реализация экономической политики России через механизм таможенного регулирования  позволит в рамках действующего законодательства органично увязать интересы Центра, Администрации Алтайского края, других Субъектов по ускорению экономического и социального развития с задачами обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Преодоление негативных тенденций в экономической ситуации Алтайского края, при исполнении стратегических планов, создает множество вакансий, позволяющих задействовать большое количество квалифицированной рабочей силы (людей), страдавших ранее безработицей. С помощью этого будет достигнут экономический рост. Здесь кроется один из существенных рисков реализации стратегии – если негативные тенденции не будут преодолены за счёт прорывных технологий социально–экономического развития, то не будет основы, на которую должно опираться развитие края[13 c. 35].

  1. 2. Организационные формы « оздоровления» экономики Алтайского края 2009 года

Совет администрации Алтайского края принял корректировку комплексной программы социально-экономического развития региона. Пересмотреть ранее намеченные планы заставил мировой финансово-экономический кризис.

Комплексная программа социально-экономического развития Алтайского края действует полтора года. Уже в феврале 2009 года, во время обсуждения на Экономическом совете предварительных итогов работы, стало понятно, что финансовый кризис заставит внести существенные коррективы – как в стратегические планы, так и в тактические решения. Ведь программа базировалась на докризисном прогнозе развития. Когда в конце 2008 года мировой кризис заявил о себе в полную силу, в администрации края не все были единодушны, некоторые считали более правильным принять корректировку еще в начале 2009 года, чтобы как можно раньше получить обновленные параметры социально-экономического развития региона[17].

 На совете администрации  края решили, что будет более правильно провести корректировку сейчас, когда можно более конкретно определить степень влияния кризисных явлений на экономику региона, а следовательно, сделать корректировку более обоснованную и более полезную для дальнейшей работы. При этом сновные ее приоритеты стратегии остаются прежними. В них внесли только корректировки, которые имеют тактический характер. С другой стороны, они должны быть максимально взвешенными и адекватными современным условиям с точки зрения временных параметров реализации заявленных в комплексной программе целей и задач. 

 Администрация края взяла курс не просто на сохранение ключевых производств, но на ускорение перехода экономики на путь инновационного развития.

Стратегическая задача для Алтайского края  – воссоздание экономики на новых инновационных началах, и тем самым создание базы для дальнейшего качественного роста.  

 Краю действительно  удалось минимизировать последствия  кризиса в социальной сфере. Это  нашло отражение, например, в том, что уровень преступности не  стал выше, чем в докризисное  время. Сохраняется тенденция роста заработной платы в регионе. В номинальном выражении она точно увеличилась. Если говорить о реальных доходах, то здесь есть снижение, но оно минимальное и по итогам первого полугодия не превышает 2,5 %.

 В сфере пищевой перерабатывающей промышленности сегодня реализуется 39 инвестиционных проектов. 

 Первый год реализации  комплексной программы совпал  с началом финансового кризиса. Именно антикризисная политика  администрации Алтайского края  в сочетания с долгосрочными  и среднесрочными аспектами нашей политики положены в основу корректировки программы в 2009 году. Цель среднесрочного развития края до 2012 года – это создание предпосылок для кардинального повышения качества жизни населения, создания условий для перехода экономики на инновационный путь развития.  

 Прогнозируется, что ближайшие  три года станут переломными  в плане преодоления наиболее  острых региональных проблем, будет  создана платформа для посткризисного  развития Алтайского края.  

Приоритетными  целями переходного периода являются: эффективный рынок труда и занятости, высокий уровень жизни населении, надежная инфраструктура, устойчивый экономический рост, развитие международного сотрудничества, туризма, эффективное управление. Именно эти направления и являются предметом корректировки.  

 Изначально в программе  были заложены вполне реальные  темпы развития, основанные на  данных 2006 и 2007 годов. В результате  кризиса из 82 индикаторов программы  не выполнены планы по 35 из  них.

Комплексная программа включает 128 мероприятий – 45 социальной направленности и 79, касающихся экономического развития и развития инфраструктуры. В 2008 году все намеченные мероприятия успешно завершены, за исключением всего нескольких - по объективным причинам. Общий объем финансирования должен был составить 54,6 млрд. рублей, из них 14 % - это средства краевого бюджета и 64 % - внебюджетные средства. Реальное финансирование составило 57,3 млрд. рублей, что на 4,9 % выше запланированного. Начальник Главэкономики подчеркнул, что перевыполнение произошло за счет выделения дополнительных средств из краевого бюджета. Основной рост финансирования отмечен по социальным программам – в 1,7 раза и инфраструктурным – в 2,6 раза[20].  

 В настоящее время предлагается внести в программу пакет из 70 новых мероприятий, 26 из которых – это инвестиционные проекты, 22 – некоммерческие и еще 22 - целевые программы. В связи с этим будут серьезно скорректированы объемы и источники финансирования. Если первоначально на 2009 год планировалось 58, 5 млрд. рублей, то с учетом новых проектов финансирование может возрасти почти в 3 раза – до 172,4 млрд. рублей.  

 Меняются не только  объемы, но и структура финансирования.  Ключевую роль будет играть бюджетная политика правительства и администрации края. Уже ясно, что доля бюджетных средств в общем финансировании возрастет на 10 %.

Реализация первой приоритетной цели программы – повышения качества трудовых ресурсов и развития эффективного рынка труда и занятости в 2009 году – будет осуществляться в рамках целевых программ и в контексте мер антикризисной программы. На содействие занятости населения финансирование возрастет в 2,4 раза, или на 1,2 млрд. рублей[20].  

Вторая приоритетная цель – повышение уровня жизни населения. Расходы на социальную поддержку в условиях кризиса не урезаны, а наоборот, возросли - в 2,6 раза. В общей сложности на развитие образования, сохранение культурного наследия, соцзащиту, здравоохранение, спорт – денег будет направляться значительно больше.

Более чем в 4,4 раза увеличивается финансирование программных мероприятий по развитию автодорог. Сохранятся на уровне 2008 года объемы федеральных субсидий на дороги общего пользования, дополнительно будут выделяться средства на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники.  

Обеспечение жителей края жильем, создание для людей комфортных условий проживания является одной из важнейших задач комплексной программы. План на 2009 год составляет 650 тыс. кв. метров, на 2010 уже 700 тысяч, на 2011 – 830 тысяч. В 2012 году мы должны выйти на строительство 1 млн. кв. метров жилья в год. Достижение этих показателей, считаю, – реальная задача даже в условиях кризиса. Прогнозы, что жилищное строительство прекратится, не оправдались и вряд ли уже оправдаются. 

Информация о работе Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного региона