Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 15:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является: показать значимость современных технологий и методик в эффективном управлении персоналом, оценка эффективности управления персоналом в ОО и ОТ ОАО «ММК-МЕТИЗ».
Объектом исследования является ОО и ОТ ОАО «ММК-МЕТИЗ».
Предметом исследования является управление персоналом в ОО и ОТ ОАО «ММК-МЕТИЗ».
Введение…………………………………………………………………….3
1. Характеристика стилей управления организацией……………………6
1.1 Понятие стиля управления организацией…………………………….6
1.2 Стили управления организацией…………………………...………..10
1.3 Факторы формирования стиля управления…………………………23
2. Анализ стилей управления на примере ОО и ОТ ОАО «ММК- МЕТИЗ» ………………………………………………………………………….27
2.1 Общая характеристика отдела………………………………………..27
2.2 Анализ стиля управления в ОО и ОТ ОАО «ММК-МЕТИЗ» ……..28
2.3 Рекомендации по улучшению эффективности управления………..31
Заключение………………………………………………………………..33
Глоссарий………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………
При
более мягкой «благожелательной» разновидности
авторитарного стиля
Появление
руководителя-автократа
Демократический
стиль руководства
Демократический
стиль формируется у людей, которые
не любят брать ответственность
на себя, ответственность не концентрируется,
а распределяется в соответствии
с переданными полномочиями. Руководство
характеризуется высокой
На практике выделяют две
В условиях «консультативной» руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремиться использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху. Подчиненные стараются оказать своему начальнику помощь и поддержать морально в необходимых случаях.
«Партисипативная» разновидность демократического стиля руководства основана на том, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все их предложения, организуют обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением. [12, с. 305]
Обычно
демократический стиль
Либеральный
стиль руководства
Формируется
у людей, которые не любят брать
ответственность на себя. Руководитель
ставит перед исполнителями проблему,
создает необходимые
При
этом поощрение и наказание
Применение
этого стиля имеет все большее
распространение из-за растущих масштабов
научно-технической
Но такой стиль может превратиться в бюрократический, когда руководитель совсем устраняется от дел. Он передает все управление в руки независимых руководителей, которые от его имени управляют коллективом, применяя жесткие авторитарные методы руководства. Сам же он делает вид, что власть находиться в его руках, а на самом деле все больше становится зависимым от своих помощников.
Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По характеру такие руководители люди нерешительные, добродушные, боящиеся ссор и конфликтов, не любящие брать ответственность на себя, рассеяны, безалаберны, толком не могут ставить цели, слишком мягкие по характеру. Они недооценивают значимости деятельности коллектива и то, что коллектив нуждается в них. Но может оказаться, что это высоко творческая личность, захваченная какой-то сферой своих интересов, но лишенная организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя оказываются для данного руководителя непосильными. [12, с. 300]
Авторитарный, демократический и либеральный стили управления не имеют между собой барьера, и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную цепочку.
Все
вышеописанные стили
Таблица 1 Стили руководства
Авторитарный | Демократический | Либеральный | |
Природа стиля |
Сосредоточение
всей власти и ответственности в
руках лидера Личное установление
целей и выбор средств их достижения Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху |
Делегирование
полномочий с удержанием ключевых позиций
у лидера Принятие решений
разделено по уровням на основе участия Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях |
Снятие лидером
с себя ответственности и отречение
в пользу группы или организации
Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникации строятся в основном по горизонтали |
Сильные стороны | Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата | Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении | Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера |
Слабые стороны | Сдерживается индивидуальная инициатива | Требует много времени на принятие решений | Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера |
Способ принятия решений | Единоличный с подчиненными | На основе консультаций сверху или мнения группы | На основе указаний |
Способ доведения решений до исполнителя | Приказ, распоряжение, команда | Предложение | Просьба, упрашивание |
Распределение ответственности | Полностью в руках руководителя | В соответствии с полномочиями | Полностью в руках исполнителя |
Отношение к инициативе подчиненных | Допускается | Поощряется и используется | Полностью передается подчиненным |
Принципы подбора кадров | Избавление от сильных конкурентов | Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере | |
Отношение к знаниям |
Считает, что все сам знает |
Постоянно учится и требует того же от подчиненных |
Безразличное |
Отношение к общению | Отрицательное, соблюдает дистанцию | Положительное, активно идет на контакты | Инициативы не проявляет |
Отношение к подчиненным | По настроению, неровное | Ровное, доброжелательное, требовательной | Мягкое, нетребовательное |
Отношение к дисциплине | Жесткое, формальное | Разумное | Мягкое, формальное |
Отношение к стимулированию | Наказание с редким поощрением | Поощрение с редким наказанием | Нет четкой ориентации |
В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако при авторитарном управлении присутствует низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления и другие отрицательные факторы. При либеральном стиле руководства объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры.
Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что авторитарное руководство обеспечивает более высокую продуктивность, но меньшую удовлетворенность, чем демократичное. Исследования Левина дали основу для изучения данного вопроса другими учеными.
Таким образом, исследования Левина основывались, прежде всего, на изучении влияния личностных качеств руководителя на выбор стиля руководства. В каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению других. [12, с. 308]
Модель Лайкерта
Лайкерт выделяет два типа руководителя: руководитель, сосредоточенный на работе и руководитель, сосредоточенный на человеке.
Руководитель, сосредоточенный на работе (или руководитель, ориентированный на задачу) заботится о проектировании задачи и разработки системы вознаграждений для повышения производительности труда.
В противоположность первому типу руководителя Лайкерт ставит руководителя, сосредоточенного на человеке, главной заботой которого являются люди. Он сосредотачивает внимание на повышении производительности труда, используя совершенствование человеческих отношений. Данный тип руководителя позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности труда. А так же помогает подчиненным решать проблемы, и поощряют их профессиональный рост. [12, с. 302]
Таким образом, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Стиль руководства, сосредоточенный на человеке способствует повышению производительности труда. Но этот стиль управления не всегда является оптимальным поведением руководителя. Как продолжение своих исследований Лайкерт предложил четыре базовых стиля руководства.
Многие
ученые и известные исследователи
в области менеджмента
Таблица 2 Современные модели классификации стилей руководства
|
Модель Р. Танненбаума и У. Шмидта
Роберт Танненбаум и Уоррен Шмидт в результате исследований пришли к выводу, что менеджеры с трудом решают проблемы в рамках различных стилей управления. Прежде чем решить какими должны быть действия – демократичными или автократичными – в разных ситуациях, руководителю необходимо рассмотреть три серии вопросов.
1. Вопросы личного характера.
Руководитель должен оценивать свои собственные взгляды, наклонности, уровень доверия к себе со стороны подчиненных, степень своей решительности.
2.
Вопросы, касающиеся
Руководитель должен оценить
склонность членов своего
3.
Вопросы, касающиеся
Наиболее важной особенностью, которую необходимо учитывать при выборе стиля поведения, является причина возникшей проблемы. Необходимо обратить внимание на компетенцию группы по данному вопросу, временные рамки, отведенные на принятие решения, тип и историю развития организации. [12, с. 300]
Информация о работе Анализ стилей управления на примере ОО и ОТ ОАО «ММК- МЕТИЗ»