Анализ существующей кадровой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 07:13, дипломная работа

Описание работы

Цели дипломной работы: анализ существующей кадровой политики ОАО «Амурский банк» и разработка мероприятий ее совершенствования. Задачи дипломной работы:
Изучить специальную литературу по данной проблеме;
Определить сущность основных понятий: кадры, кадровая политика, т. п.;
Провести анализ кадровой политики, проводимой руководством ОАО «Амурский банк»;
Разработать практические рекомендации по усовершенствованию кадровой политики предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты разработки кадровой политики предприятия
1.1 Управление трудовыми ресурсами
1.2 Составные элементы кадрового менеджмента
1.3 Кадровая политика организации
1.4 Особенности формирования кадрового состава российских банков
2. Анализ кадровой политики, проводимой в АК СБ ОАО «АМУРСКИЙ БАНК»
2.1 Общая характеристика сферы деятельности и основные экономические показатели АК СБ РФ ОАО «Амурский банк»
2.2 Организационная структура АК СБ РФ ОАО «Амурский банк», состав и структура кадров
2.3 Анализ кадровой политики банка
2.4 Количественная и качественная оценка персонала банка
3. Совершенствование кадровой политики ОАО «АМУРСКИЙ БАНК»
3.1 Развитие управления карьерой руководителей ОАО «Амурский банк»

Файлы: 1 файл

0238326_957BA_analiz_sushestvuyushey_kadrovoy_politiki.doc

— 822.50 Кб (Скачать файл)

Оценку персонала АК СБ РФ ОАО «Амурский банк» необходимо начать с определения среднесписочной численности сотрудников, исходя из данных о числе лиц, состоящих в списке банка за каждый день анализируемого периода. Суммируя эти данные за все календарные дни, получают сумму среднесписочных чисел, которую и делят на число календарных дней анализируемого периода. В итоге получаем среднесписочную численность сотрудников банка.

Следует учитывать тот  факт, что среднесписочная численность  персонала не бывает постоянной. Поэтому  далее необходимо по данным о наличии  и движении кадров в целом и по категориям и по группам персонала выстроить баланс движения кадров (баланс ресурсов рабочей силы) по следующей схеме (табл. 2.6).

Таблица 2.6

Баланс движения кадров

 

Категории и группы персонала

Наличие на начало периода

Поступило за период

Выбыло за период

Наличие на начало периода

В том числе работавших весь период

всего

       

всего

       

 

 

На основе этих данных ОАО «Амурский банк» должен определить показатели, характеризующие интенсивность  оборота по приему кадров и детализирующих особенности по этому обороту. Предлагаем следующие показатели:

1. Коэффициент интенсивности  оборота по приему (2.1):

 

Кп = Чп : Чс    (2.1)

 

где Кп – коэффициент  оборота по приему;

Чп – число принятых за период работников;

Чс – среднесписочное  число работников.

 

2. Коэффициент оборота по выбытию (2.2):

 

Кв = Чв : Чс    (2.2)

 

где Кв – коэффициент  выбытия;

Чв – число выбывших за период работников;

Чс - среднесписочное  число работников.

 

3. Коэффициент текучести  (2.3):

 

Кт = Чвт : Чс    (2.3)

 

где Кт – коэффициент  текучести;

Чвт – число выбывших за период работников по причинам, относящимся  к текучести кадров;

Чс - среднесписочное  число работников.

 

4. Коэффициент замещения  (2.4):

 

Кз = (Чп – Чв) : Чс     (2.4)

 

где Кз - коэффициент замещения;

Чп – число принятых за период работников;

Чв - число выбывших за период работников;

Чс – среднесписочное  число работников.

 

5. Коэффициент постоянства  кадров (2.5):

 

Кпк = Чвп : Чкп     (2.5)

 

где Кп - коэффициент постоянства  кадров;

Чвп – число работников, проработавших весь отчетный период;

Чкп – число работников на конец этого периода.

 

Данные для анализа  движения кадров ОАО «Амурский банк»  за 1999 г. представлены в таблице 2.7.

Таблица 2.7

Данные для анализа  движения кадров ОАО «Амурский банк»  за 1999 г.

 

Наличие на 01.01.99

Поступило за 1999 г.

Выбыло за 1999 г.

Наличие на 01.01.00

В том числе работавших весь период

всего

в том числе

всего

в том числе

     

Собственное желание

Выход на пенсию

Несоответствие занимаемой должности

120

19

-

-

-

13

8

-

5

126

101


 

1. Коэффициент интенсивности оборота по приему:

Кп = 19 / ((120+126)/2) = 0,15.

2. Коэффициент оборота  по выбытию:

Кв = 13 / ((120+126)/2 = 0,11.

3. Коэффициент текучести:

Кт = 8 / ((120+126)/2 = 0,07.

4. Коэффициент замещения:

Кз = (19-13) / ((120+126)/2) = 0,05.

5. Коэффициент постоянства кадров:

Кпк = 101 / 126 = 0,8.

В итоге, так как Кп больше Кв (0,15 больше0,11),число поступивших  сотрудников выше, чем число убывших, что означает увеличение числа персонала  в связи с расширением деятельности.

Коэффициент текучести сравнительно низкий (0,07), что свидетельствует о заинтересованности персонала в своей работе.

Положительный результат  в числителе коэффициента замещения  говорит о том, что число принятых на работу выше числа выбывших и  значит часть принятых на работу возмещает убыль ресурсов рабочей силы в связи с увольнением, а часть принятых используется на вновь созданных местах.

Коэффициент постоянства  кадров высокий, следовательно, наибольшее число принятых работников необходимо доучивать, что снижает затраты  на обучение в общем числе затрат банка.

Анализ профессионально-квалификационного  состава персонала заключается  в определении соответствия численности  кадров по профессиям и квалификационным требованиям банка. Для этого  определяется средний тарифный разряд выполняемых работ и средний тарифный разряд рабочих по формуле (2.6):

 

Рср.т. =     (2.6)

 

где Рср.т. – средний  тарифный разряд работ (рабочих);

М – количество разрядов по профессии;

n – количество рабочих,  необходимых для выполнения работ (или фактическое количество) определенного разряда.

 

Проведем анализа профессионально-квалификационного  состава банка на примере специалистов отдела кассовых операций, данные для  анализа представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Данные для анализа

 

Отдел кассовых операций

1998

1999

по штату

фактически

по штату

фактически

Всего, в том числе:

8

8

9

9

Ведущие специалисты

4

5

5

5

Специалисты 1 категории

2

1

2

2

Специалисты 2 категории

2

2

2

2


 

Средний разряд работ 1998 г. – 1,75; средний разряд работ 1999 г. – 1,67; средний разряд работников 1998 г. – 0,63; средний разряд работников 1999 г. – 0,67.

В итоге средний разряд работ в 1999 г. увеличился на 0,08, что  говорит о повышении требований к квалификационному уровню затрат. Если в 1998 г. средний разряд работников был выше, чем требовалось, то в 1999 г. это соответствие было приведено в норму. Это избавило банк от дополнительных затрат на оплату труда высококвалифицированным сотрудникам вследствие повышения квалификации персонала требуемого квалификационного уровня работ.

Материалом затрат рабочего времени являются общепринятые единицы  времени вообще: минуты, часы, сутки, месяцы и годы. Основными единицами  учета рабочего времени являются показатели: человеко-час и человеко-день.

Показателями использования  рабочего времени являются:

1. Средняя продолжительность  рабочего периода (2.7):

 

Тср.п. = tср. : Чср    (2.7)

 

где Тср.п. – число  дней, отработанных одним работником за период;

tср. – общее число  человеко-дней, отработанных работниками  за период

Чср – среднесписочное число работников за период.

 

2. Фактическая продолжительность  рабочего дня (2.8):

 

Тф.д. = tср.ч. : Чф    (2.8)

 

где Тф.д. – фактическая  продолжительность рабочего дня;

tср.ч. – общее количество  отработанных работниками человеко-часов  за период

Чф – фактическая  численность  работников за период.

 

3. Среднее число часов  работы одного списочного работника  за период (2.9):

 

Тср  = Тф.д. * Тп.    (2.9)

 

где Тср – среднее  число часов работы;

Тф.д. – фактическая  продолжительность рабочего дня;

Тп – средняя продолжительность рабочего периода.

 

Показатели использования  рабочего времени ОАО «Амурский  банк» в 1999 г.:

1. Тср.п. = 28625 / ((120+126)/2 = 232,7 (человеко-дней отработано одним  сотрудником за 1999 г.).

2. Тф.д. = 232700 / 29455,7 = 7,9 час  (средняя продолжительность рабочего дня, при норме в 8,0 час, следовательно, каждый сотрудник недорабатывал в среднем 0,1 часа в день).

3. Тср. = 7,9 * 232,7 = 1883,3 час  в среднем отрабатывал работник  в 1999 г.

Под производительностью  живого труда понимают его способность производить в единицу времени определенное количество продукции. Производительность труда можно охарактеризовать либо прямым показателем – выработка продукции в единицах затраченного рабочего времени, либо обратным показателем – трудоемкостью.

Для разных подразделений  следует использовать различные  измерители результата:

1. Натуральный (2.10):

 

    (2.10)

 

где q – объем услуг  в натуральном выражении;

Т – затраты труда, времени;

0, 1 – обозначение двух  сравнительных периодов;

I - объем услуг в  натуральном выражении на единицу  времени.

 

2. Трудовой (2.11, 2.12):

а. индекс производительности труда по трудовому методу:

 

   (2.11)

 

б. индекс производительности труда по нормативной трудоемкости:

 

   (2.11)

 

где I – индекс производительности;

q – объем услуг;

Т – затраты труда (времени);

0, 1 – обозначение двух  периодов;

n – нормативный показатель;

ф – фактический показатель.

 

в. экономия фактических  затрат труда (2.13):

 

Эт = Σq1t0 - Σq1t1 = Σq1 * (t0 - t1)   (2.13)

 

3. Стоимостной. Объем  произведенного результата оценивается  в денежном выражении через  цену или добавленную стоимость  (2.14, 2.15).

 

    (2.14)

 

где I – индекс производительности труда;

q – объем услуг;

р – денежные оценки соизмерителей  объема услуг, стабильные для обоих  периодов;

0, 1 – обозначение двух  периодов.

 

    (2.15)

 

где Iw – сводный индекс производительности труда;

iw – индивидуальные  индексы производительности труда по каждому подразделению;

Т1 – фактические затраты  труда в подразделениях в отчетном периоде.

 

Расчет средней выработки  и трудоемкости проведем на примере  ОАО «Амурский банк», данные для  анализа представлены в таблице 2.9.

Таблица 2.9

Данные для анализа

 

Показатели

Обозна-чение

1998

1999

Коэффициент динамики

Абсолютное изменение

Стоимость услуг в  сопоставимых ценах, тыс. руб.

Q

25000

22000

88,0

-3000

Отработано человеко-дней, тыс.

T

10,0

10,5

105,0

0,5

Средняя дневная выработка (стр. 1 / стр. 2), руб./чел.-день

W

2500

2095,24

83,8

-404,76

Средняя трудоемкость услуг (стр. 2 / стр. 1), чел.-дней/руб.

t

0,0004

0,000477

119,25

0,00007


 

W = 1 / t;  Q = W*Т;  Т = t * Q.

Изменение объема услуг  в 1999 г. по сравнению с 1998 г. объясняется  увеличением затрат рабочего времени при снижении производительности труда.

(-404,76)*10,5 = -4250; 2500 * 0,5 = 1250. В результате совокупное влияние этих двух факторов объем услуг снизился на 3000 тыс. руб.

Изменение общих затрат труда в 1999 г. по сравнению с 1998 г. произошло из-за уменьшения объема услуг и роста трудоемкости ее единицы.

0,000077 * 22000 = 1,7; 0,00040 * (-3000) = -1,2. В результате возросли общие затраты труда на 0,5 тыс. чел.-дней. Индекс объема услуг равен произведению индексов выработки и затрат труда, а индекс общих затрат труда – произведению индексов объема услуг и трудоемкости ее единицы (1,05 * 0,838) = 0,8800 и 0,88 * 1,1925 = 1,05).

Оценка экономической  эффективности применения и потребления  ресурсов живого труда строится на основе следующей взаимосвязи показателей (2.16).

 

У = Х1 * Х2 * Х3 * Х4     (2.16)

 

где У – зависимая  переменная – общая сумма затрат, включенная в издержки деятельности и обращения организации и  относящиеся непосредственно к  использованию ресурсов живого труда  в отличие от других элементов затрат, связанных с использованием средств труда, оплатой услуг сторонних организаций;

Х1 – коэффициент увеличения затрат на оплату труда в связи  с включением в издержки, кроме  фонда потребления начислений, базой  которых является фонд потребления или фонд оплаты труда, так как некоторая часть фонда потребления может иметь своим источником чистую прибыль учреждения и, следовательно, не включаться в общие издержки;

Х2 – средние размеры  фонда оплаты труда (фонда потребления), приходящиеся на единицу затрат живого труда, в человеко-часах, человеко-дня или средним списочным числом работников;

Х3 – трудоемкость производства единицы продукции, выраженная в  соответствующих единицах измерения  затрат живого труда;

Х4 – суммарный объем  произведенной продукции (товаров или услуг) на соответствующий период времени.

Возможности практического  применения рекомендуемой модели оценки экономической эффективности применения и потребления ресурсов труда  рассмотрим на примере анализа отдела кредитования АК СБ РФ ОАО «Амурский банк», данные для анализа представлены в таблице 2.10.

Таблица 2.10

Данные для анализа  затрат на рабочую силу

 

Показатель

Уровень показателя

базисный год, 1998

отчетный год, 1999

Объем оказанных услуг, млн. руб.

25,0

28,0

Средняя списочная численность персонала отдела, чел.

5

7

Средняя трудоемкость единицы  услуги, чел/млн. руб. (стр. 2 / стр. 1)

0,2

0,25

Фонд оплаты труда, подлежащий включению в издержки и начисленный  всем сотрудникам отдела, млн. руб.

0,28

0,45

Среднегодовая оплата труда  одного списочного сотрудника отдела, млн. руб. (стр. 4 / стр. 2)

0,056

0,06

Начисления по фонду  оплаты труда, включаемые в издержки, %

38,5

38,7


 

В итоге, издержки, связанные  с потреблением живого труда равны:

-затраты базисного  года: 138,5 * 0,056 * 0,2 * 25 = 0,388 млн. руб.

-затраты отчетного  года: 138,7 * 0,06 * 0,25 * 28 = 0,583 млн. ру.

Следовательно:

Под влиянием изменений  всех включенных в исходную модель факторов, общая величина издержек, связанных с потреблением живого труда и подлежащих включению в общие издержки производства, увеличились в отчетном году: 0,583 – 0,388 = 0,195 млн. руб.

Информация о работе Анализ существующей кадровой политики