Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 16:22, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности клиники на рынке.
Задачи проекта:
- изучить теоретическую базу для проведения изучения внешней и внутренней сред компании;
- определить ключевые компоненты внешней среды;
представить методики для их изучения;
изучить внешнюю среду определённой организации;
собрать статистический материал для проведения конкретного анализа.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
.1 Анализ внешней среды
.2 Анализ конкурентной среды
.3 Взаимоотношения между общей и конкурентной средой
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕНИХ ФАКТОРОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ "АМАРИС"
.1 Общая характеристика исследования ООО "Стоматологической клиники "Амарис"
.2 Анализ внешних факторов предпринимательской среды
.3 Анализ внутренних факторов предпринимательской среды
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КЛИНИКИ НА РЫНКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
.1 Обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности стоматологической клиники
.2 Оценка эффективности внедрения предлагаемых мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
уход за больными, нетрудоспособными и инвалидами.
В статье 54 данного документа определено, что «…право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности…»
В настоящее время в российской практике принято определение ИСО 9000, которое трактует медицинскую помощь как «деятельность по ремонту биологических систем человеческого организма». [1]
Понятие медицинской услуги характеризует ту часть медицинского труда, которая предполагает наличие экономических отношений между производителем и потребителем. С одной стороны, медицинские услуги обладают важной особенностью - потребление услуги, как правило, требует определенных усилий со стороны пациента. Он должен выполнять предписания врача, как минимум. С другой стороны, врач выступает не только как медицинский работник, но и как экономический субъект, предлагающий свои услуги за плату. Также специфику имеет эффективность оказания данных услуг. К примеру, затраты на предоставление услуг неизлечимому больному с экономической позиции могут быть неэффективны, если пациент не сможет оплатить свое лечение. С медицинской точки зрения данные услуги также низкоэффективны, поскольку болезнь невозможно вылечить (по Гиппократу: зло превосходит средства медицины). Однако с точки зрения социальной эффективности такого рода «бесперспективные» затраты приобретают иное, особое значение и имеют вполне определенный результат в виде повышения нравственности и социальной ответственности общества [9].
Существует три признака медицинской услуги:
. Профессиональный характер
. Взаимное согласие продавца и покупателя услуги. При данном ограничении те ситуации, где медику приходится действовать, не дожидаясь согласия на оказание помощи, нельзя отнести к медицинской услуге. Причем покупатель услуги, согласие которого требуется, может не являться ее потребителем/ объектом (если речь идет о медицинской помощи детям или лицам с психическими расстройствами).
. Возмездность оказания услуги
В анализе предоставления медицинских услуг в настоящее время имеется немало трудностей. Если рассматривать стоматологические услуги, то отсутствие нормативно закрепленных, адекватных ситуации, методик расчета коэффициентов потребления стоматологических услуг населением, отсутствие официального учета стоматологической заболеваемости населения и данных о ней в официальных государственных изданиях, которые были бы закреплены в нормативных отраслевых документах, вызывают трудности в планировании объема этого вида медицинской помощи населению, иными словами затрудняя стратегическое планирование медицинских организаций.
Ограниченность информационной базы также не позволяет детально оценить потребителей этих услуг. В настоящее время Методическими рекомендациям по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденным Минздравом России от 28.08.2001 №2510/9257-01-34 и ФФОМС от 28.08.2001 №31-59/40-1, население делится на детское и взрослое. Как показывают исследования, стоматологическая заболеваемость в разных возрастных группах различна, что соответствующим образом сказывается на потреблении стоматологических услуг. Исходя из этого, при расчете объемов стоматологической помощи необходимо руководствоваться возрастной группировкой, позволяющей определить истинные уровни стоматологической заболеваемости и соответствующие им уровни потребления стоматологических услуг населением. Однако статистические данные по этим параметрам отсутствуют и медицинские организации, которые хотят определиться с эти показателем, вынуждены проводить самостоятельные приблизительные оценки по объемам оказанной стоматологической помощи [12].
Объемы стоматологической помощи содержатся в Программе государственных гарантий. Они включаются в общий норматив числа посещений на 1000 жителей в год при получении амбулаторно-поликлинической помощи (ныне - в расчете на 1 жителя). В данном случае использование показателя «число посещений» применительно к стоматологической помощи, не отражает действительной картины, так как на объемах работы врача- стоматолога сказываются не только число посещений, но и качественные характеристики его работы, обусловленные современным уровнем развития технологий в стоматологии (материалы, оборудование, методики лечения и проч.). Учет работы врача-стоматолога и фиксация объемов в отчетных документах в числе посещений приводит к тому, что недоучитываются истинные трудозатраты. В практической деятельности стоматологических учреждений регистрация стоматологической заболеваемости населения не осуществляется, учет труда врачей-стоматологов осуществляется по условным единицам трудоемкости (УЕТ) на основании приказа Минздрава СССР от 25.01.1988 №50 «О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема». В годовых отчетных документах, например ф. №30 "Отчет о деятельности лечебно-профилактических учреждений", стоматологические учреждения подают в органы управления здравоохранением сведения о числе посещений. При этом число посещений учитывается двумя способами:
путем учета фактического числа посещений прикрепленным к стоматологической поликлинике (отделению) населением;
путем перевода числа условных единиц трудоемкости в число посещений врача-стоматолога.
При переводе числа условных единиц трудоемкости в число посещений используется коэффициент 0,76 (1 УЕТ = 0,76 посещения). Как показывают расчеты, при использовании данного приема существует математическая и методическая неточность, примерно 8-10% в сторону снижения [29].
Таким образом, опереться в анализе ситуации при оценке объемов стоматологических услуг на статистические данные нельзя, так как, помимо их ограниченности, существующие сведения не только не отражают действительности, но и занижают полученные показатели, что не дает возможность адекватно оценить рынок данного вида медицинских услуг.
Таким образом, медицинские услуги представляют собой платные мероприятия (или комплекс платных мероприятий), не связанные с выполнением работ и осуществляемые в рамках медицинской деятельности медиками-профессионалами, направленные на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение для удовлетворения потребностей граждан в поддержании и восстановлении здоровья. В настоящее время существуют проблемы в определении и оценке объема и качества оказания стоматологических услуг населению.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ «АМАРИС»
.1 Общая характеристика базы исследования
ООО «Стоматологическая клиника «Амарис» расположена по адресу: г. Пермь, ул. Мира, 69 Литер А. Клиника открылась в 2010 году, существует в виде общества с ограниченной ответственностью, имеет Устав, лицензию на медицинскую деятельность. Предоставляемые услуги оказываются на платной основе населению.
Виды предоставляемых услуг:
лечение и протезирование в полном объеме;
диагностика;
эстетическая реставрация;
эндодонтия;
пародонтология;
отбеливание зубов;
профессиональная гигиена полости рта;
прием по полисам добровольного медицинского страхования.
По типу организационнуюструктуру управления клиники ООО «Стоматологическая клиника «Амарис» можно определить как линейно-функциональную. Наглядно организационную структуру можно представить в виде схемы, которая представлена на рисунке 2.
В своей деятельности клиника использует различное стоматологическое оборудование, инструменты и расходные материалы, а также медикаментозные средства. Поставщиками этих ресурсов являются 10 организаций, расположенных как в г. Перми, так и за его пределами. Это московские фирмы ООО «Мединвент», ООО «Фодент», Екатеринбургская фирма ООО «Дентал сервис», пермские организации ООО «Медресурсы», ООО «Медиком».
Рис. 2. Организационная структура управления ООО «Стоматологической клиники «Амарис»
Поставщики поставляют клинике:
- аппараты лазерные
аппараты ультразвуковые стоматологические;
бормашины стоматологические;
боры стоматологические;
имплантаты и материалы для имплантации стоматологические;
инструменты стоматологические
наконечники стоматологические
приборы диагностические стоматологические
расходные материалы для стоматологии и прочее.
Со всеми поставщиками клиника заключила договора на поставку, которые пролонгируются в конце года. Ритмичность, полнота поставок соблюдаются в соответствии с условиями, указанными в договоре.
Клиентами исследуемой клиники являются, в основном, жители Индустриального района г. Перми.
ООО «Стоматологическая клиника «Амарис» располагает помещениями, необходимыми для организации полноценного процесса оказания медицинских стоматологических услуг. Это:
- зона приема пациентов (холл) - 20 кв. метров;
четыре терапевтических кабинета по одному креслу - 14х4=56 кв. метров;
кабинет имплантологии - 15 кв. метров;
кабинет ортодонтии и ортопедии - 15 кв. метров;
кабинет хирургии - 15 кв. метров;
рентгеновский кабинет - 12 кв. метров;
зуботехническая лаборатория - 15 кв. метров.
Вспомогательные помещения (стерилизационная, склад, кабинет директора, комната отдыха персонала, туалеты, коридоры) - 42 кв. метров
Процесс регистрации пациентов и оказанного объема услуг автоматизирован (установлено программное обеспечение Учет пациентов 2.73 + Manual, программа учета стоматологических больных). Программа «Учет пациентов» предназначена для ведения базы данных пациентов, результатов обследований и заключений. Полученные в ходе обследования данные хранятся в таблицах базы данных в текстовом, числовом, графическом форматах, а также в DOC-файлах. Предусмотрено ведение журнала приема. Программа позволяет:
хранить в электронном виде полную картотеку пациентов, содержащую карточки больных и присоединенные к ним графические изображения (рентгенологических или цифровых снимков DICOM через eFilm) и документы MS Office;
- вести список обследований
по каждому пациенту с
вести справочники врачей, отделений, организаций-партнеров, заболеваний, а также любые другие пользовательские справочники;
автоматизировать работу регистратуры посредством ведения журнала приема, а также отслеживать оплату;
самостоятельно формировать шаблоны отчетов в MS Word для последующей печати, а также для проведения анализа.
Далее были проанализированы по существующим методикам основные экономические показатели деятельности предприятия [27].
Результаты анализа показателей клиники «Амарис» в 2010-2011 годах представлены в таблице 1
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности
Показатель |
Единица измерения |
Годы |
Отклонение (+,-) 2011 к 2010 | |
2010 |
2011 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка |
тыс. руб. |
5544,0 |
7860,0 |
+2316,0 |
Валовой доход |
тыс. руб. |
1563,4 |
2240,1 |
+676,7 |
Уровень валового дохода |
% |
28,1 |
28,5 |
+0,4 |
Издержки обращения |
тыс. руб. |
503 |
482,3 |
- 20,7 |
Уровень издержек обращения |
% |
9,07 |
6, 3 |
-2,77 |
Прибыль от реализации |
тыс. руб. |
1060,4 |
1757,8 |
+697,4 |
Рентабельность реализации |
% |
19,1 |
22,3 |
+3,2 |
Организационная структура управления - один из основных элементов управления организацией, это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчинённости и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. Графически организационную структуру ООО «Стоматологическая клиника «Амарис» (Рисунок 2).
В ООО «Стоматологическая клиника «Амарис» линейная организационная структура управления Сущность данной структуры в том, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточившийся на вертикальном разделении труда и приводящий к управлению по уровням. Структура позволяет быстро и оперативно принимать решения и обеспечивать их выполнение.