Анализ внутренней и внешней среды в ОАО "Газпром"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ внутренней и внешней среды на примере ОАО «Газпром» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы анализа внутренней и внешней среды.
2. Провести анализ состояния внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром».
3. Разработать пути совершенствования работы по анализу внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром».

Содержание работы

Введение
1.Теоретические основы анализа внутренней и внешней среды
1.1 Анализ внешней среды
1.2 Определение компонентов внутренней среды
2. Анализ состояния внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Миссия и основные цели организации
2.3 Анализ факторов внутренней и внешней среды
3. Пути совершенствования работы по анализу внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром»
3.1 Перспективы развития нефтегазового комплекса России
3.2 Рекомендации по совершенствованию внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент курсовая.docx

— 51.90 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………

1.Теоретические основы  анализа внутренней и внешней  среды……….

1.1 Анализ внешней среды………………………………………………...

1.2 Определение компонентов  внутренней среды……………………….

2. Анализ состояния внутренней  и внешней среды в ОАО «Газпром»…

2.1 Краткая характеристика  организации…………………………………

2.2 Миссия и основные  цели организации………………………………...

2.3 Анализ факторов внутренней  и внешней среды………………………

3. Пути совершенствования  работы по анализу внутренней  и внешней среды в ОАО «Газпром»…………………………………………………………

3.1 Перспективы развития  нефтегазового комплекса России…………….

3.2 Рекомендации по совершенствованию внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром»………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность темы определяется динамичностью формирования факторов, влияющих на эффективное развитие организации  и качественную разработку, и принятие управленческих решений.

Внутренняя среда организации  является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации  функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде.

Газпром – один из важнейших  участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение  глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития. В мировом  рейтинге нефтегазовых компаний Газпром  занимает первое место по добыче природного газа. По объемам добычи и переработки  нефти Газпром входит в число  пяти крупнейших российских нефтяных компаний и в число двадцати мировых  лидеров нефтяного бизнеса.

Образ внешней среды в  сознании руководителя определяется его  прошлым опытом, образованием, функциональными  обязанностями и местом в структуре  организации, которое он занимает. Прошлый  опыт заставляет руководителей отмечать те изменения в среде, которые  в его личной практике, приводили  к значительным последствиям – успехам  или провалам. Функциональные обязанности  руководителя или сфера его деятельности требуют от него более пристального внимания к одной определенной группе факторов в ущерб другим. Анализ внешнего воздействия с применением  современных научно – практических методов позволяет нивелировать большинство негативных факторов внешней среды организации: производительности труда, текучести кадров и других определяющих показателей. Руководители должны разрабатывать планы, ориентированные на длительный временной промежуток, а также краткосрочные планы с тем, чтобы организации могли двигаться к достижению своих целей.

Теоретической и методологической основой данного исследования являются труды Бедяева В.И., (в пособии анализируются теоретические и практические проблемы управления. Уделено внимание основным подходам в современной теории управления); Кабушкина Н.И., (в трудах рассматриваются ключевые категории и понятия науки управления, характеризуется сущность социального управления, его основные цели, функции и методы; дается анализ системы управления и субъектов управленческого воздействия).

Объектом исследования является анализ состояния внутренней и внешней  среды на примере ОАО «Газпром».

Предметом исследования в  данной курсовой работе является внутренняя и внешняя среда организации.

Целью исследования является анализ внутренней и внешней среды  на примере ОАО «Газпром» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические  основы анализа внутренней и  внешней среды.

2. Провести анализ состояния  внутренней и внешней среды  в ОАО «Газпром».

3. Разработать пути совершенствования  работы по анализу внутренней  и внешней среды в ОАО «Газпром».

В работе использованы такие  методы, как анализ, синтез, индукция, статистический.

Методология данного исследования состоит в следующих подходах:

1. Системный – изучает взаимодействие  элементов в рамках различных  видов некоммерческих организаций;

2. Функциональный – изучает  функции отдельных элементов  системы.

Информационная база представлена отчетами, взятые с официального сайта  ОАО «Газпром», а также результаты практических исследований.

Практическая значимость состоит в том, что полученные знания из исследования может использовать и реализовывать современное  поколение, и практиковать их на своих  предприятиях.

В настоящее время Газпром  – крупнейшая газовая компания в  мире, на основе эффективности ее управления во многом зависит социально –  экономическое развитие России. Важно  вовремя внести определенные коррективы и рекомендации по поводу управления организацией. Методы управления, существующие в организации, способствуют эффективному достижению целей Газпрома, обеспечивают возможность четкого и оперативного принятия управленческих решений и  соответствуют принятым в международной  практике подходам.

 

 

 

1. Теоретические основы анализа внутренней и внешней среды

 

1.1 Анализ внешней среды

 

Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как  совокупность двух относительно самостоятельных  подсистем: макроокружения и непосредственного  окружения.

Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п.

Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов.

Политическая составляющая макроокружения должна изучаться для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых форм, регулирующих экономические процессы.

Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, как существующие в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей.

Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов.

Наиболее распространенными способами  наблюдения являются:

– анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях;

– участие в профессиональных конференциях;

– анализ опыта деятельности организации;

– изучение мнения сотрудников организации;

– проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.

Система анализа макроокружения дает необходимый эффект, если она поддерживается внутренним руководством и дает ему необходимую информацию, если она тесно связана с системой планирования в организации и, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации.

Анализ покупателей, как компоненты непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составления профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем, и многое другое.

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами, от которых зависят эффективность работы организации. Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой силой, могут поставить организацию в очень сильную зависимость от себя.

Изучение конкурентов занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.

Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.

 

1.2 Определение  компонентов внутренней среды

 

Внутренняя среда организации это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации.

Внутренняя среда как  бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды.

Представление об организационной  культуре можно получить из различных  публикаций, в которых организация  представляет себя. Для организации  с сильной организационной культурой  характерно подчеркивание важности людей, работающих в ней. Такие организации  в публикациях о себе уделяют большое внимание разъяснению своей фирменной философии, пропаганде своих ценностей.

Представление об организационной  культуре дает наблюдение того, как  сотрудники трудятся на своих рабочих  местах, как они коммуницируют друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах. Также понимание организационной культуры может быт улучшено, если ознакомиться с тем, как построена система карьеры в организации.

Пониманию организационной  культуры способствует изучение того, существуют ли в организации устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания, герои  и т.п., насколько об этом осведомлены  все сотрудники организации и  насколько серьезно они относятся  ко всему этому. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьезно и с уважением относятся  к правилам, ритуалам.

Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды в ОАО "Газпром"