Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа
Целью исследования является анализ внутренней и внешней среды на примере ОАО «Газпром» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы анализа внутренней и внешней среды.
2. Провести анализ состояния внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром».
3. Разработать пути совершенствования работы по анализу внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром».
Введение
1.Теоретические основы анализа внутренней и внешней среды
1.1 Анализ внешней среды
1.2 Определение компонентов внутренней среды
2. Анализ состояния внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Миссия и основные цели организации
2.3 Анализ факторов внутренней и внешней среды
3. Пути совершенствования работы по анализу внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром»
3.1 Перспективы развития нефтегазового комплекса России
3.2 Рекомендации по совершенствованию внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром»
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические основы анализа внутренней и внешней среды……….
1.1 Анализ внешней среды…………………………
1.2 Определение компонентов внутренней среды……………………….
2. Анализ состояния внутренней
и внешней среды в ОАО «
2.1 Краткая характеристика организации…………………………………
2.2 Миссия и основные
цели организации………………………………..
2.3 Анализ факторов внутренней и внешней среды………………………
3. Пути совершенствования
работы по анализу внутренней
и внешней среды в ОАО «
3.1 Перспективы развития
нефтегазового комплекса
3.2 Рекомендации по
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Актуальность темы определяется динамичностью формирования факторов, влияющих на эффективное развитие организации и качественную разработку, и принятие управленческих решений.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени.
Внешняя среда является источником,
питающим организацию ресурсами, необходимыми
для поддержания ее внутреннего
потенциала на должном уровне. Организация
находится в состоянии
Газпром – один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития. В мировом рейтинге нефтегазовых компаний Газпром занимает первое место по добыче природного газа. По объемам добычи и переработки нефти Газпром входит в число пяти крупнейших российских нефтяных компаний и в число двадцати мировых лидеров нефтяного бизнеса.
Образ внешней среды в сознании руководителя определяется его прошлым опытом, образованием, функциональными обязанностями и местом в структуре организации, которое он занимает. Прошлый опыт заставляет руководителей отмечать те изменения в среде, которые в его личной практике, приводили к значительным последствиям – успехам или провалам. Функциональные обязанности руководителя или сфера его деятельности требуют от него более пристального внимания к одной определенной группе факторов в ущерб другим. Анализ внешнего воздействия с применением современных научно – практических методов позволяет нивелировать большинство негативных факторов внешней среды организации: производительности труда, текучести кадров и других определяющих показателей. Руководители должны разрабатывать планы, ориентированные на длительный временной промежуток, а также краткосрочные планы с тем, чтобы организации могли двигаться к достижению своих целей.
Теоретической и методологической основой данного исследования являются труды Бедяева В.И., (в пособии анализируются теоретические и практические проблемы управления. Уделено внимание основным подходам в современной теории управления); Кабушкина Н.И., (в трудах рассматриваются ключевые категории и понятия науки управления, характеризуется сущность социального управления, его основные цели, функции и методы; дается анализ системы управления и субъектов управленческого воздействия).
Объектом исследования является анализ состояния внутренней и внешней среды на примере ОАО «Газпром».
Предметом исследования в данной курсовой работе является внутренняя и внешняя среда организации.
Целью исследования является анализ внутренней и внешней среды на примере ОАО «Газпром» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы анализа внутренней и внешней среды.
2. Провести анализ состояния внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром».
3. Разработать пути
В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, статистический.
Методология данного исследования состоит в следующих подходах:
1. Системный – изучает
2. Функциональный – изучает функции отдельных элементов системы.
Информационная база представлена отчетами, взятые с официального сайта ОАО «Газпром», а также результаты практических исследований.
Практическая значимость состоит в том, что полученные знания из исследования может использовать и реализовывать современное поколение, и практиковать их на своих предприятиях.
В настоящее время Газпром
– крупнейшая газовая компания в
мире, на основе эффективности ее управления
во многом зависит социально –
экономическое развитие России. Важно
вовремя внести определенные коррективы
и рекомендации по поводу управления
организацией. Методы управления, существующие
в организации, способствуют эффективному
достижению целей Газпрома, обеспечивают
возможность четкого и
1. Теоретические основы анализа внутренней и внешней среды
1.1 Анализ внешней среды
Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.
Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п.
Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов.
Политическая составляющая макроокружения должна изучаться для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых форм, регулирующих экономические процессы.
Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, как существующие в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей.
Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов.
Наиболее распространенными
– анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях;
– участие в профессиональных конференциях;
– анализ опыта деятельности организации;
– изучение мнения сотрудников организации;
– проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.
Система анализа макроокружения дает необходимый эффект, если она поддерживается внутренним руководством и дает ему необходимую информацию, если она тесно связана с системой планирования в организации и, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации.
Анализ покупателей, как компоненты непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составления профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем, и многое другое.
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами, от которых зависят эффективность работы организации. Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой силой, могут поставить организацию в очень сильную зависимость от себя.
Изучение конкурентов занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.
Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.
1.2 Определение компонентов внутренней среды
Внутренняя среда организации это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации.
Внутренняя среда как
бы полностью пронизывается
Представление об организационной
культуре можно получить из различных
публикаций, в которых организация
представляет себя. Для организации
с сильной организационной
Представление об организационной культуре дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они коммуницируют друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах. Также понимание организационной культуры может быт улучшено, если ознакомиться с тем, как построена система карьеры в организации.
Пониманию организационной культуры способствует изучение того, существуют ли в организации устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания, герои и т.п., насколько об этом осведомлены все сотрудники организации и насколько серьезно они относятся ко всему этому. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьезно и с уважением относятся к правилам, ритуалам.
Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды в ОАО "Газпром"