Анализ внутренней и внешней среды в ОАО "Газпром"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ внутренней и внешней среды на примере ОАО «Газпром» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы анализа внутренней и внешней среды.
2. Провести анализ состояния внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром».
3. Разработать пути совершенствования работы по анализу внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром».

Содержание работы

Введение
1.Теоретические основы анализа внутренней и внешней среды
1.1 Анализ внешней среды
1.2 Определение компонентов внутренней среды
2. Анализ состояния внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Миссия и основные цели организации
2.3 Анализ факторов внутренней и внешней среды
3. Пути совершенствования работы по анализу внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром»
3.1 Перспективы развития нефтегазового комплекса России
3.2 Рекомендации по совершенствованию внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент курсовая.docx

— 51.90 Кб (Скачать файл)

«Газпром» – не только один из важнейших участников мировых  энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, но и организация, чья  деятельность имеет большое социальное значение для огромного количества людей.

 

 

2.3 Анализ факторов  внутренней и внешней среды

 

К факторам внутренней среды  относят: цели, задачи, технологию, структуру  и персонал. Обследование внутренней среды рассматривается на следующих  функциональных областях: маркетинг, финансы, производство (операции), персонал, организационная  структура.

Анализ функций маркетинга

Основной целью маркетинга Группы Газпром является повышение  реализации продукции не только на внутреннем рынке, но и на международных  рынках Дальнего зарубежья, СНГ и  Балтии.

Маркетинговая стратегия  ОАО «Газпром» на внешних рынках предусматривает развитие по следующим ключевым направлениям:

– сохранение достигнутых позиций на европейском газовом рынке;

диверсификация маршрутов  и повышение надежности поставок газа в Европу;

– повышение эффективности сбыта газа путем выхода на конечного потребителя и участия в сегменте производства электроэнергии;

географическая диверсификация (выход на рынки Северной Америки  и стран АТР);

– выход в новые сегменты энергетического бизнеса, включая СПГ, разрешения на выброс СО2 и электроэнергетику.

«Газпром» стремится к  осуществлению постепенного перехода на экономически обоснованные ценовые  уровни со странами региона и увеличению доступа к конечным потребителям путем участия в приватизации энергетических объектов.

Анализ производства (операций)

Газпром не имеет возможности  продавать свою продукцию по более  сниженным ценам, так как основной уровень цен на внутреннем рынке (прежде всего на газ) определяет Правительство  РФ. Снижение цен будет означать резкое снижение прибыльности, которая на данный момент имеет не самые лучшие показатели.

Газ, который использует компания для осуществления своей  деятельности, поставляется как с  месторождений природного газа на территории РФ (доказанный объем запасов составляет 44,7 трлн. м3), так и из других стран. Крупными странами-поставщиками газа являются Узбекистан, Туркменистан и Казахстан, с которыми недавно было заключено долгосрочное соглашение о поставке природного газа. Каждая из этих стран обладает большими запасами природного горючего и, к тому же, на территории России с каждым годом растет число месторождений, поэтому компания Газпром не имеет зависимости от единственного поставщика, тем самым, сохраняя за собой право выбора.

Персонал организации

Членами правления, высшего  руководства, Газпрома являются ведущие  специалисты в области нефти, газопереработки, а также люди с высшим экономическим образованием.

Большую долю персонала (более 60%) составляют рабочие, которым уделяется  значительное внимание с целью создания максимально комфортных условий  для труда, обеспечения их комплексом социальных гарантий, льгот и компенсаций.

Газпром в своей деятельности соблюдает все требования Конвенций  Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией. Руководствуясь этими требованиями, Газпром соблюдает международные  стандарты по вопросам свободы ассоциаций, заключения коллективных договоров, заработной платы, продолжительности рабочего дня и условий труда, вознаграждения трудящихся за труд, социального страхования, предоставления оплачиваемого отпуска, охраны труда, запрета детского и  принудительного труда и др.

Корпоративная культура и  имидж организации

На предприятии существует кодекс корпоративного поведения, утвержденный годовым Общим собранием акционеров ОАО «Газпром» от 28 июня 2002 года. Она предполагает следующие основные принципы:

1. Общество принимает  на себя обязательство развивать  корпоративные отношения в соответствии  с принципами, обеспечивающими: реальную  возможность акционеров осуществлять  свои права; осуществление Советом  директоров стратегического управления  деятельностью Общества; своевременное  раскрытие информации об Обществе, в том числе о его финансовом  положении, экономических показателях,  структуре собственности и управления; эффективный контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью Общества.

2. Общество осознает важность  совершенствования корпоративного  управления своих дочерних и  зависимых хозяйственных обществ  и будет стремиться к обеспечению  открытости и прозрачности деятельности  указанных организаций, а также  практического внедрения в них  основных принципов настоящего  Кодекса

Анализ факторов внешней  среды

Экономическая ситуация на мировом энергетическом рынке в  настоящее время:

– нефть выступает энергоносителем общемирового значения, газ – в основном регионального, уголь – локального;

– резкий рост потребления углеводородов, который в обозримом будущем не будет заменен альтернативными источниками энергии;

– резкий рост потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах с учетом продолжающегося экономического роста, быстрого увеличения численности населения и чрезвычайно высокой энергоемкости национальных экономик;

– увеличение разрыва между объемами потребления (растет) и объемами производства (снижается) углеводородов в развитых странах;

– ограниченные возможности дополнительного роста производства увеличивают риски, связанные с возможной дестабилизацией рынка;

снижается уровень обеспеченности мировой экономики запасами нефти  и газа;

– недостаток (временный) нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей и ограниченность дополнительных мощностей по добыче нефти;

– обозначается интерес промышленно развитых потребителей к проблемам развития альтернативной энергетики;

– возрастает значимость проектов по производству и поставкам сжиженного природного газа (СПГ);

– в ряде стран наблюдается возобновление интереса к атомной энергетике;

– активов для слияний и поглощений становится все меньше, поэтому в последние годы основные слияния происходят исключительно в рамках одной страны или же общего геополитического пространства;

– рост политических рисков в регионах, наиболее богатых углеводородами.

Открытое акционерное  общество «Газпром» – один из важнейших  участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение  глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития.

Осуществляет следующие  основные виды хозяйственной деятельности: разведка и добыча газа, транспортировка  газа, продажа газа, добыча нефти  и газового конденсата, переработка  нефти, газового конденсата и прочих углеводородов и продажа продуктов  переработки.

К факторам внутренней среды  относят: цели, задачи, технологию, структуру  и персонал. Обследование внутренней среды рассматривается на следующих  функциональных областях: маркетинг, финансы, производство (операции), персонал, организационная  структура.

«Газпром» – не только один из важнейших участников мировых  энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, но и организация, чья  деятельность имеет большое социальное значение для огромного количества людей.

 

 

3. Пути совершенствования  работы по анализу внутренней  и внешней среды в ОАО «Газпром»

 

3.1 Перспективы развития нефтегазового комплекса России

 

Россия обладает крупным  потенциалом на мировом энергетическом рынке. К настоящему моменту в  России открыто и разведано более 3 тыс. месторождений углеводородного  сырья. Более половины российской нефтедобычи  и более 90% добычи газа сосредоточены  в районе Урала и Западной Сибири. Большинство месторождений этого  региона отличаются высокой степенью выработки, поэтому при сохранении его в качестве основной углеводородной базы необходимо развивать и альтернативные регионы добычи.

Поставщики

Крупными странами-поставщиками газа являются Узбекистан, Туркменистан и Казахстан, с которыми недавно  было заключено долгосрочное соглашение о поставке природного газа.

Долгосрочные соглашения с поставщиками гарантируют организации  высочайшее качество поставляемой продукции, а также ее своевременную поставку. Договоры с Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном заключаются на год, а цены этих поставщиков значительно  отличаются от рыночных, потому что  среднеазиатские страны, находящиеся  в центре материка, не имеют альтернативных маршрутов экспорта своего газа, например, в Европейский регион. С 2009 года среднеазиатские  поставщики планируют увеличение цен  на продаваемый России газ до европейского уровня, что соответственно отразится  на закупочных ценах для потребителей продукции на внешнем рынке.

Конкуренты

На внутреннем рынке, помимо Газпрома, существует ряд таких компаний, как «Лукойл», «Роснефть» и «Новатэк». В настоящее время они достаточно быстро развиваются (13% в общем объеме российской добычи газа), однако обладая монополией на инфраструктуру, Газпром фактически контролирует всех конкурентов внутри России и стремится избежать либерализации газовой отрасли в нашей стране.

Газпром обладает эксклюзивными  правами на экспорт газа, ему принадлежит  огромная газотранспортная инфраструктура России, на его долю приходится 87% общей  добычи газа в стране. Срок обеспеченности добычи Газпрома доказанными запасами составляет примерно 30 лет, он длиннее, чем у большинства конкурентов. Газпром сохранит контроль над российским рынком газа и над конкурентами, так как в этом заинтересовано правительство, и компания владеет  сетью основных магистральных газопроводов.

Газпром получает хорошие  возможности для конкуренции  с другими поставщиками газа на европейском  рынке. Россия сохранит статус регионального  энергетического лидера. ЕС останется  крупнейшим рынком сбыта российских энергоресурсов в ближайшем будущем. Несмотря на лидирующие позиции Газпрома среди европейских газовых компаний, организация имеет серьезных  конкурентов в лице других стран. Это связано с увеличением  доли в энергетическом балансе нефти  и газа Северной Африки (Алжира, Ливии, Египта), а также государств Каспийского  региона, Центральной и Средней  Азии и Ближнего Востока.

Существует ряд проблем, связанных с выходом Газпрома на внешний рынок. Среди них такие, как: проблема модернизации действующей  системы магистральных газопроводов, нехватка инвестиций в добывающие проекты, отставание по уровню использования  наиболее перспективных технологий, ограниченные возможности нефтепроводных поставок в Европу, сохранение транзитных рисков, неурегулированность многих вопросов в рамках ЕС и фактическое отсутствие единой точки зрения на пути обеспечения энергобезопасности.

В этой связи в качестве первоочередных мер по изменению  сложившейся ситуации можно выделить: рост внимания, как на государственном  уровне, так и со стороны крупнейших нефтегазовых компаний к внутреннему  сектору газо- и нефтедобычи; стимулирование инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы и освоение месторождений; инвестирование в национальные добывающие проекты  в Восточной Сибири и на Дальнем  Востоке, Сахалине, северном шельфе и  т.п.; сохранение и расширение присутствия  российских компаний в ТЭКе Ирака, Ирана, других государств региона; особое внимание необходимо уделить проектам по производству СПГ как наиболее перспективным  с точки зрения будущего мирового ТЭКа; повышение технологической  безопасности и эффективности работы энерготранспортных сетей; расширение поставок углеводородов на рынки в Европе за счет строительства дополнительных энерготранспортных магистралей и закрепление на азиатско-тихоокеанском рынке; для российских нефтегазовых компаний необходимо использовать благоприятную внешнюю конъюнктуру для реконструкции производственных мощностей с применением современных технологий, и для развития сети сбыта, что позволит снизить себестоимость производства и предложить на внешние рынки более конкурентоспособный продукт.

Газпром с каждым годом  улучшает положение на мировом энергетическом рынке, делает упор на серьезное усиление своих конкурентных позиций на европейском  и мировом рынках углеводородного  сырья, что позволяет уверенно говорить о нашей стране, как об одном  из лидеров мировой энергетики.

Акционеры

Уставный капитал ОАО «Газпром» составляет 118 367 564 500 руб. и разделен на 23 673 512 900 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 5 руб. каждая.

В 2007 г. акции ОАО «Газпром» сохранили положительную динамику котировок. По итогам года обыкновенные акции компании на Московской межбанковской валютной бирже подорожали на 13%, АДР (американская депозитарная расписка, выпущенная на акции ОАО «Газпром», эквивалентная четырем обыкновенным акциям ОАО «Газпром») увеличились в цене на 23%.

Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды в ОАО "Газпром"