Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:21, курсовая работа
Целью данной работы является анализ жизненного цикла организации и разработка рекомендаций для дальнейшего развития. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты жизненного цикла организации;
провести анализ деятельности ОАО «Когалымский молочный завод»;
разработать рекомендации для дальнейшего развития предприятия;
Каждый день образуется
Одним из подходов к
Актуальность данной работы
Объектом исследования данной работы является открытое акционерное общество «Когалымский молочный завод»
Предмет исследования курсовой работы – жизненный цикл ОАО «Когалымский молочный завод»
Целью данной работы является анализ жизненного цикла организации и разработка рекомендаций для дальнейшего развития
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Методы исследования – статистический, теоретический и практический.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Жизненный цикл организации
Учитывая зависимость любой
Выявленная закономерность
Еще в 1965 году Дж.
Гарднер писал: «Как люди и
растения, организации также имеют
свой жизненный цикл. Они проходят
время зеленой и гибкой юности,
расцвета и сучковатой
Можно утверждать, что психологический возраст организации нередко отличается от физического, в чем и проявляется индивидуальность развития организаций.
Модель жизненного цикла
была создана для прогнозирования
изменений, ожидаемых в организации,
находящейся в той или иной
стадии развития. Получив информацию
о пребывании организации на определенном
этапе, руководитель может с большей
долей уверенности оценить
1.2. Модели жизненного цикла
На сегодняшний день известно не менее десяти моделей развития организаций, созданных в разное время. Примечателен тот факт, что большинство моделей появились в США за период с 1967 по 1983г.г. В основе каждой из них предполагаются различные основания для происходящих изменений. Кратко рассмотрим некоторые модели в их исторической последовательности возникновения.
А. Даунс: «Движущие силы роста» (1967). Это одна из самых ранних моделей, возникшая на примере правительственных комитетов. Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций:
первая стадия («борьба за автономию») возникает до формального рождения или сразу же после него и характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания»;
вторая стадия («стремительного роста») включает быстрое расширение, где подчеркивается инновационность и креативность;
третья стадия («замедления») характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур.
В целом эта модель
Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие» (1967). Эти исследователи разработали одну из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе.
Они предложили три стадии развития корпораций:
рождение, в процессе которого создаются системы управления и достигается жизнеспособность;
юность, для которой характерно развитие репутации и устойчивости;
зрелость, на протяжении которой деятельность корпорации направлена на достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях деятельности. Данная модель описывает шесть основных задач управления, которые изменяются при переходе компании из одной стадии в другую.
Л.Грейнер: «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» (1972). При создании данной модели автор опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущим. Перенося эту аналогию на развитие организации, он предполагает, что будущее организации определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами. Взяв за основу эту теорию, Грейнер рассматривает ряд стадий, через которые должны пройти развивающиеся компании.
Таким образом, жизнь
У. Торберт: «Ментальность членов организации» (1974). В этой модели организационное развитие тесно связано с развитием чувства общности персонала. Развитие организации осуществляется параллельно процессу, проходящему от индивидуальности и разрозненности групп к чувству принадлежности к коллективу. Механизмы развития при этом не уточняются.
Ф.Лиден: «Функциональные проблемы» (1975). На различных стадиях своего развития организации имеют проблемы, мешающие нормальному функционированию компании: проблема адаптации к окружающей среде, захват определенного сегмента рынка, приобретение ресурсов, достижение поставленных целей, поддержка образцов поведения. Первое, на чем фокусируется новая организация, по мнению Лидена, это адаптация и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. Это достигается, в основном, посредством введения инноваций.
На втором этапе основными задачами являются приобретение ресурсов и развитие методов работы процедур.
Третья стадия характеризуется приданием особого значения постановке целей и получению прибыли.
На четвертой стадии акцент делается на поддержании поведенческих паттернов и институализации структур.
Д.Кац и Р.Кан: «Организационная структура» (1978). Организационная структура, по мнению этих исследователей, является отражением изменений, происходящих в организации в зависимости от стадии ее развития. Исходя из этого рассматриваются три основные стадии развития организации:
стадия простых систем; устойчивая стадия организации; стадия разработки структур.
Представление социальной
Р.Куинн и К. Камерон: «Интегративная модель» (1983). В 1983 году Куинн и Камерон предложили вариант, обобщающий ранее созданные модели. Выделяя четыре стадии развития, основной акцент они делают на эффективности деятельности организации и определении ее критериев на различных стадиях.
И. Адизес: «Теория жизненных циклов организации»
(1979). В своем исследовании автор проводит
аналогию эволюции организации со схожими
биологическими процессами, происходящими
в развитии живых организмов, что позволяет
характеризовать эту модель как эволюционно-теологическую5.
Рассмотрев различные модели
жизненного цикла организации,
видим, что в основе каждой
из них лежит особая